Проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музейную педагогику»

Краткая аннотация :

В современных условиях к педагогике предъявляются все большие требования в плане наполнения процессов воспитания и обучения новым содержанием. В связи с этим, важное место в формировании эстетических качеств личности, в образовательном процессе отводится художественному музею, рассматриваемому не только как одно из средств постижения окружающего мира, через визуальную культуру, но и как средство адаптации ребенка к этому миру.

Дошкольное учреждение как начальная ступень воспитания и основного образования, интегрирующее на собственной базе достижения семейного воспитания, дошкольного и дополнительного образования закладывает фундамент нравственного и творческого становления личности. Взаимодействие музея и ДОУ в практике воспитания искусством способствует повышению и расширению художественно-эстетической компетентности, увеличивает роль искусства в формировании креативности.

Описание проблемы:

К сожалению, в недавнем прошлом и экономические условия развития страны, и отсутствие целостной государственной политики в области "музейного" воспитания, и смещение внутрисемейных традиций в сторону телевидения, компьютера, в свое время привели к снижению потребности в общении с искусством с глазу на глаз, в стенах музея. К тому же телевизор и компьютер зачастую занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность вместе с родителями исследовать окружающий мир, обучаться более сложному культурному навыку рассматривания картинок. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, столь важной в дошкольном возрасте. Поэтому дети, насмотревшись движущихся картинок, не имеют опыта разглядывания не только неподвижных изображений, но и даже реального мира вокруг. Таким образом, сложившиеся в свое время условия привели к ослаблению связей детство-школа-музей, разрушили накопленный годами опыт "классического" общения с искусством, что негативно сказалось на процессе формирования эстетических качеств личности.

Цель:

Объединить усилия музейного педагога и воспитателя ДОУ в деле воспитания эстетически развитого, обогащенного художественным опытом и знаниями, духовно богатого гражданина, патриота своего Отечества.

Задачи:

1. Воспитание у детей любви и интереса к искусству, развитие способностей к восприятию изобразительного искусства через обогащение эмоциональной сферы.

2. Приобщать детей к красоте природы, параллельно с этим давая им элементарные представления о красоте "второй природы" – искусства, создаваемой рукой мастера.

3. Формировать нравственные качества личности: доброту, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию.

4. Развивать визуальную грамотность: формирование навыков смотрения, видения главного, обобщение увиденного, навыки индивидуальных самостоятельных суждений.

5. Развивать продуктивно-творческую деятельность детей, побуждать к активным действиям с различными изоматериалами в разных техниках.

6. Приобщать детей и родителей к музейной среде, возродить традиции семейных посещений музея, формировать навыки взаимного общения по поводу искусства.

7. Ориентировать родителей на эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание в семье, путем приобщения к произведениям искусства мастеров родного края.

8. Формировать у детей знания культурных традиций родного города, края, на основе знакомства с творчеством тверских художников и декоративно-прикладного искусства Твери и Тверской области.

9. Вести активную пропаганду знаний по истории и художественной культуре родного края, освещать через наглядную агитацию.

10. Наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями от общения с подлинными произведениями искусства, формировать чувство гордости за родной край.

11. Формировать у детей, родителей и педагогов художественно-эстетическую компетентность.

Механизм реализации проекта:

1.Основные направления работы:

а) Образовательное:

Занятия на экспозиции музея, в ДОУ, уроки-любования в природе, индивидуальная, подгрупповая и фронтальная форма работы, свободное общение с детьми на основе материалов "Полочки красоты", с включением в работу репродуктивного фонда ДОУ, подлинных произведений декоративно-прикладного искусства.

б) Нравственно-патриотическое:

Экскурсии по городу, беседы о художниках Тверского края, тематические праздники "Декоративно-прикладное искусство Тверского края". Встречи с художниками, посещение передвижных выставок современного искусства Твери.

в) Художественно-эстетическое:

Продуктивная деятельность в ДОУ и семье. Беседы по картинам. Организация выставок. Создание эстетической среды в ДОУ и семье.

2.Работа с родителями:

Консультации, беседы, совместные экскурсии, анкетирование, участие в выставках, тематических занятиях.

3.Организация предметно-развивающей среды:

• "Полочка красоты".

• "Полочка дополнительной информации".

• Зона любования репродуктивными произведениями.

• Широкий спектр фотографий с видами родного города, страны.

Инструментарий:

1. Изучение литературы.

2. Использование информационных технологий.

3. Диагностика определения результатов по следующим методикам и тестам:

• Метод наблюдения.

• Метод изучения продуктов детского творчества.

• Метод исследования знаний детей на основе выработанных заданий и тестов.

• Метод анкетирования, бесед с родителями.

4.Проведение тематических итоговых занятий, викторин, конкурсов, комплексных занятий-развлечений по синтезу искусств.

Ожидаемый результат:

• Воспитание эстетически развитого, творческого, духовно богатого человека, обладающего нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое России и Твери.

• Сформированность у детей художественно-эстетической компетентности, соответствующей возрастным и личностным особенностям ребенка.

• Повышение интереса к художественной культуре своего народа в семье, возрождение традиций семейных посещений музея.

• Воспитание будущих посетителей музея, для которых он станет необходимой частью активной жизни.

Приложение:

Выставка в группе "Гжель"

гжель

2

В музее:

Картинная галерея.

3

4

Петрова Инесса Сергеевна.

В музее:

Выставка кукол.

5

6

Праздники:

Подготовка к празднику "Свистунья".Лепим жаворонков.

7

8

9

10

Праздники:

Ярмарка игрушек.

11



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных...

Читайте также

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...