«Подарите ребёнку праздник и он будет очень счастлив и безумно благодарен вам»

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день – это обычный день, наполненный повседневными домашними и производственными делами. Эти дни похожи один на другой и могут быть унылыми и тяжёлыми, радостными и лёгкими, удачными и неудачными. Будням всегда противопоставляется праздник – это день, наполненный радостью, весельем. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъём, радость, хорошее настроение.

Особое значение праздник имеет для ребёнка. Знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых, - ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Тусклым и серым было бы детство, если бы исчезли из него праздники. И здесь нельзя не привести слова академика Ю.Г. Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами. Праздник-это далеко не безделье. Праздник-это не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований.

Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента, когда «солнце поворачивало на лето», т.е. в декабре, и продолжались практически весь год, заканчивались поздней осенью завершением сбора урожая.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъём, сформировать праздничную культуру; рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашении гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируется их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого- либо события сплачивает детей и взрослых, между которых возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребёнок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Мы взрослые должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребёнка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, ложится общепринятая праздничная культура, которая выработалась в нашей стране, выделили следующие виды праздников:

  • народные и фольклорные (праздники народного календаря)
  • государственно-гражданские,
  • международные,
  • православные,
  • семейные и бытовые.

Очень важно привлекать детей к оформлению зала группы, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности. Среди практиков существует мнение, что лучше не приглашать на праздник родителей, т.к. дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос, и он может быть решён положительно, если в группе может быть назначен карантин по болезни.

Я, как музыкальный руководитель, дошкольного учреждения обязательно провожу перед праздником предварительную работу с воспитателями и родителями. В беседах обращаю внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очерёдность, и в течении года каждый ребёнок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Заведующая детским садом может поручить одному из родителей, владеющему технологией видеосъёмок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные родители смогут переписать её для себя. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т.д.

Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьёзно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребёнка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, и они являются его активными участниками. При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить:

1. яркое и торжественное начало праздника;

2. развёртывание сюжета праздника, где отражается основная идея, предусматривается детские выступления, инсценировки, сюрпризные моменты, игры. Песни. Танцы. Чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъёма;

3. кульминацию, в которой, как правило, вручают подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).

Обязательно вместе с воспитателем продумываем, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затянулся по «техническим» причинам.

Хочу немного подробнее остановиться на государственно-гражданских и народных праздниках и их проведении, эмоциональном состоянии детей.

 

Государственно-гражданские праздники:

За многие годы в дошкольных учреждениях сложились определённые традиции проведения общенародных праздников. Каждый из них несёт свою идею, отличается соответствующим ей литературно-музыкальным материалом. В зависимости от основной общественно политической идеи, эстетических и педагогических задач праздничной программы изменяется, варьируется её структура. Различно осуществляется праздничное шествие детей, изменяется характер творческо-исполнительской деятельности детей, сюрпризных моментов, зрелищных мероприятий. Звучание торжественных маршей, песен, отражающих содержание праздников, имеет важное значение для создания общего праздничного настроя, углубляя значимости их идей, способствует развитию у детей эмоциональной восприимчивости, усиливает ощущение праздника и радости.

День защитника Отечества и День Победы – воспитывают в детях чувство патриотизма, уважение к воинам. Эти праздники воспевают отвагу, выносливость, героизм народа, победившего смертного врага.

День России – воспитывает в детях чувство патриотизма и интернационализма, знакомит с национальными костюмами, танцами, песнями, играми.

 

Народные и фольклорные праздники:

Каждый народ имеет свою культуру, В которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность и любовь к труду, гуманное отношение к человеку.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полностью развиваться без такого важного компонента, как народная культура. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, строят свои музыкальные занятия на материале русского народного творчества. Разрабатывают новые приёмы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада. Так в младшей группе мы активно используем «Колыбельные песенки», а в старших группах «Заклички» на разные времена года, разные события.

Известные учёные, писатели, педагоги давно обратили внимание на качественные особенности воспитания и мышления маленьких детей и признавали исключительное влияние детских лет на последующее развитие и творческие достижения человека.

Л.Н. Толстой очень тонко заметил: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».

Все приобретения детства значительны, и богатства их содержания будет зависеть от нас, взрослых. Самые чуткие, самые близкие малышу люди – это родители, бабушки, дедушки – помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, игры, если всегда будут рядом. Только мы – взрослые наполним всю деятельность малыша новым содержанием, подарим лучшие праздники.

Хороший праздник – это праздник весёлый, интересный, надолго оставляющий у детей положительные впечатления. Мы, взрослые должны, просто обязаны дарить ребёнку праздник каждый день и час и наслаждаться от этого. Не требуя почти ничего в замен.

 

Литература

1. Праздники в детском саду: для детей 2-4 лет/ Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.: ил. – (Внимание: дети!).

2. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практ. Работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.: ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. – 112с. М. Ю Картушина.

4. Праздник начинается: Академия развития: 2001. – ил. – (Серия: «Детский сад: день за днём»).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Читайте также

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Из…

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Из опыта работы Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

«Магазинчик»

«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...