«Подарите ребёнку праздник и он будет очень счастлив и безумно благодарен вам»
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день – это обычный день, наполненный повседневными домашними и производственными делами. Эти дни похожи один на другой и могут быть унылыми и тяжёлыми, радостными и лёгкими, удачными и неудачными. Будням всегда противопоставляется праздник – это день, наполненный радостью, весельем. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъём, радость, хорошее настроение.
Особое значение праздник имеет для ребёнка. Знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых, - ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Тусклым и серым было бы детство, если бы исчезли из него праздники. И здесь нельзя не привести слова академика Ю.Г. Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами. Праздник-это далеко не безделье. Праздник-это не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований.
Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента, когда «солнце поворачивало на лето», т.е. в декабре, и продолжались практически весь год, заканчивались поздней осенью завершением сбора урожая.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъём, сформировать праздничную культуру; рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашении гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируется их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого- либо события сплачивает детей и взрослых, между которых возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребёнок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Мы взрослые должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребёнка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, ложится общепринятая праздничная культура, которая выработалась в нашей стране, выделили следующие виды праздников:
- народные и фольклорные (праздники народного календаря)
- государственно-гражданские,
- международные,
- православные,
- семейные и бытовые.
Очень важно привлекать детей к оформлению зала группы, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности. Среди практиков существует мнение, что лучше не приглашать на праздник родителей, т.к. дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос, и он может быть решён положительно, если в группе может быть назначен карантин по болезни.
Я, как музыкальный руководитель, дошкольного учреждения обязательно провожу перед праздником предварительную работу с воспитателями и родителями. В беседах обращаю внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очерёдность, и в течении года каждый ребёнок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Заведующая детским садом может поручить одному из родителей, владеющему технологией видеосъёмок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные родители смогут переписать её для себя. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т.д.
Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьёзно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребёнка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, и они являются его активными участниками. При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить:
1. яркое и торжественное начало праздника;
2. развёртывание сюжета праздника, где отражается основная идея, предусматривается детские выступления, инсценировки, сюрпризные моменты, игры. Песни. Танцы. Чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъёма;
3. кульминацию, в которой, как правило, вручают подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).
Обязательно вместе с воспитателем продумываем, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затянулся по «техническим» причинам.
Хочу немного подробнее остановиться на государственно-гражданских и народных праздниках и их проведении, эмоциональном состоянии детей.
Государственно-гражданские праздники:
За многие годы в дошкольных учреждениях сложились определённые традиции проведения общенародных праздников. Каждый из них несёт свою идею, отличается соответствующим ей литературно-музыкальным материалом. В зависимости от основной общественно политической идеи, эстетических и педагогических задач праздничной программы изменяется, варьируется её структура. Различно осуществляется праздничное шествие детей, изменяется характер творческо-исполнительской деятельности детей, сюрпризных моментов, зрелищных мероприятий. Звучание торжественных маршей, песен, отражающих содержание праздников, имеет важное значение для создания общего праздничного настроя, углубляя значимости их идей, способствует развитию у детей эмоциональной восприимчивости, усиливает ощущение праздника и радости.
День защитника Отечества и День Победы – воспитывают в детях чувство патриотизма, уважение к воинам. Эти праздники воспевают отвагу, выносливость, героизм народа, победившего смертного врага.
День России – воспитывает в детях чувство патриотизма и интернационализма, знакомит с национальными костюмами, танцами, песнями, играми.
Народные и фольклорные праздники:
Каждый народ имеет свою культуру, В которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность и любовь к труду, гуманное отношение к человеку.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полностью развиваться без такого важного компонента, как народная культура. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, строят свои музыкальные занятия на материале русского народного творчества. Разрабатывают новые приёмы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада. Так в младшей группе мы активно используем «Колыбельные песенки», а в старших группах «Заклички» на разные времена года, разные события.
Известные учёные, писатели, педагоги давно обратили внимание на качественные особенности воспитания и мышления маленьких детей и признавали исключительное влияние детских лет на последующее развитие и творческие достижения человека.
Л.Н. Толстой очень тонко заметил: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».
Все приобретения детства значительны, и богатства их содержания будет зависеть от нас, взрослых. Самые чуткие, самые близкие малышу люди – это родители, бабушки, дедушки – помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, игры, если всегда будут рядом. Только мы – взрослые наполним всю деятельность малыша новым содержанием, подарим лучшие праздники.
Хороший праздник – это праздник весёлый, интересный, надолго оставляющий у детей положительные впечатления. Мы, взрослые должны, просто обязаны дарить ребёнку праздник каждый день и час и наслаждаться от этого. Не требуя почти ничего в замен.
Литература
1. Праздники в детском саду: для детей 2-4 лет/ Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.: ил. – (Внимание: дети!).
2. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практ. Работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.: ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. – 112с. М. Ю Картушина.
4. Праздник начинается: Академия развития: 2001. – ил. – (Серия: «Детский сад: день за днём»).
Читайте также |
---|
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе
Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»
Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...
Художественный проект на тему «Золотая осень»
Художественный проект на тему «Золотая осень»