Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Развитие детей раннего возраста через изобразительную деятельность

С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагируют просто: «Конечно, он же гений».

Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развивался максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывался в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-х годах в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.

Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, порожденный человеком, - человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает ребенок, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Поэтому нам, взрослым, следует знать: во-первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80% мозга взрослого потенциала.

Во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало.

В-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.

В-четвертых, детское воображение и фантазии развивают творческие способности.

И поэтому важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей раннего возраста изобразительная деятельность может стать одним из самых больших удовольствий для ребенка. Научно доказано, что изобразительная деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное настроение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует развивать детское воображение и этим самым развивать интерес ребенка к творчеству.

Можно ли развивать в детях воображение? Как? Какими средствами?

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок, рисовании и других видах творчества.

Рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Вы спросите,

почему? Под рукой наших детей возникают большеголовые люди, красные деревья, желтые горы, синие верблюды, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь сами внутренней подсказке, личному впечатлению, изображают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, легче потом рассказать о нем.

В увлекательной игре, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Рассказывая о своей работе, малыш учится красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. У малыша развивается художественный вкус.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми нужно помнить, что отсутствие умений сердит и расстраивает малышей.

Поэтому занятия рисованием с детьми раннего возраста нужно начинать с обучения простейшим навыкам и приемам: правильно держать карандаш; рисовать простые формы и линии; не выходить за край листа бумаги или за контур рисунка. Рисуя вертикальные и горизонтальные линии, круги и овалы, малыш учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.

Освоив минимум умений, дети получают возможность передавать на бумаге образ, начинают уверенно себя чувствовать в этом виде деятельности. А рисование в нетрадиционной технике (пальчиками, ладошками) доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что все это сделал сам.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед   рисованием перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Представьте детям полную свободу, возможность экспериментировать. После усвоения определенных навыков и техники рисования, дети могут продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений. Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Как сказал один мудрец: «Ребенок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.

 

Список литературы:

1. Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. пед. институт, 1993.

3. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Волгоград, 2005.              

4. Ибука Масару. После трех уже поздно. М.: Знание, 1992 .

5. Жукова О.С. Уникальная методика развития ребенка от рождения до 3-х лет. М.: 2005.

6. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.                              



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Комментарии

  • Вероника
    Спасибо! Очень полезный материал, особенно в свете новых требований

    Подробнее...

     
  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план кружка понравился.

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план работы театрального кружка

    Подробнее...