Консультация для воспитателей
«Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки»

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Количество детей с речевой патологией постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя, связной речи.

Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук).

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат». Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и педагоги должны уделять этому особое внимание.

Для развития моторики рук важно использовать не только сухое проговаривание стихотворного материала, но и пропевание, музыкальное сопровождение движений, так как это стимулирует слуховую активность детей, заставляет детей координировать свои движения с темповыми особенностями музыки.

С использованием музыкальных средств у дошкольников вырабатывается метро-ритмическая пульсация, а с ней и четкость, выразительность, координированность движений кистей и пальцев рук.

Ниже приведены игры для совершенствования тонких движений пальцев и кистей рук с использованием темпо-метро-ритмики.

 

1. Покатай между ладошек.

Цель: самомассаж ладоней.

Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.

Описание упражнения

Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук

 

2. Веселые ладошки.

Цель: развитие общей и ручной моторики, самомассаж ладоней

Описание упражнения

Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Педагог вместе с детьми поет песенку и выполняет соответствующие движения руками:

Хлоп!

(Хлопнуть в ладоши.)

Раз!

(Легко ударить себя по коленям.)

Еще

(Хлопнуть в ладоши.)

раз!

(Легко ударить себя по коленям.)

Мы похлопаем сейчас.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь скорей, скорей!

Шлепай, шлепай веселей!

(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой.)

 

3. Собираем разбираем.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.

Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши).

Описание упражнения

Ребенок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец.

В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе.

Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, игрушками-гнездами, кубиками.

 

4. Мы художники

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие художественного вкуса.

Оборудование: мозаика (пластилин, книжка-раскраска).

Описание упражнения

Дети под спокойную музыку выкладывают узор из мозаики. После окончания работы дети рассказывают, что они изобразили на своих мозаичных картинах, и сравнивают свои работы.

Аналогично может проводиться лепка из пластилина на свободную или заданную тему, а также раскрашивание или штриховка картинок-раскра­сок (следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке).

 

5. Кто быстрее.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.

Оборудование: стаканчики или коробочки с мелкими предметами (пуговицами, фасолью или элементами мозаики), прищепки.

Описание упражнения

Вариант 1

Двое детей под энергичную музыку перекладывают из одной емкости в другую мелкие предметы. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.

Вариант 2

Дети снимают, а затем вновь при­стегивают прищепки на края коробо­чек. Побеждает тот, кто первым вы­полнит задание.

 

6. Чья машинка будет первой.

Цель: развитие  подвижности пальцев рук, скорости и синхронности их движений.

Оборудование: две игрушечные машинки на веревочках. Концы веревок привязаны к палочкам (по середине). Палочки должны иметь длину 20 см, а в сечении быть не менее двух см.

Описание упражнения

Два ребенка сидят на стульях, поставленных рядом, и держат в руках палочки. Машинки на веревочках стоят перед ними на расстоянии двух метров. Под задорную музыку дети начинают наматывать на палки свои веревочки — машинки приближаются к соревнующимся детям. Чья машинка приедет первой, тот из детей победит в соревновании.

 

7. Ловкие ручки

Цель: развитие подвижности и силыпальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука Р.

Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребенка и один для педагога.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют а акапелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.

Эта ручка — правая,

(сжать мячик правой рукой)

Эта ручка — левая,

(переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)

Я на мячик нажимаю

(перекладывать мячик их руки в руку, каждый раз его сжимая)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

(мячик катать между ладонями)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

(катать мячик по столу правой ладо­нью)

Сильные, умелые!

(катать мячик по столу левой ладонью)

 

8. Ha горе

Цель: развитие подвижности кистей рук, скорости и синхронности их движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят полукругом. Руки опущены и сжаты в кулаки. Дети вместе с педагогом поют а капелло и выполняют движения кулаками.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

(один кулак поставить на другой)

А на той горе лужок,

(ритмично ставить кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками)

А на том лужке дубок.

 

9. Играем на дудочке.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом, поют а капелло потешку вместе с педагогом. Одновременно с пением, педагог и дети выполня­ют движения пальцами, имитируя игру на дудочке; кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообраз­ные движения. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

 

10. Играем на пианино

Цель: развитие подвижности, ко­ординации движений пальцев рук.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют вместе с педагогом а капелло песенку. Одно­временно с пением педагог и дети выполняют движения пальцами, ими­тируя игру на пианино: кисти обеих рук чуть округлены, пальцы опираются на стол. На каждый слог пропеваемой песни синхронно поднимаются и опус­каются одноименные пальцы на обеих руках (начиная с большого до мизин­ца, а затем в обратном порядке). На­чинать «играть» каждую новую строчку следует с большого пальца. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Жи-ли у ба-бу-си

1      2  3 4   5  4

Два ве-се-лых гу-ся:

1     2  3  4    5   4

О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,

1     2    3   4       5     4  3     2

Два ве-се-лых гу-ся.

1      2 3  4    5  4

Условные обозначения: большой палец — 1, указательный — 2, сред­ний — 3, безымянный — 4, мизи­нец — 5.

 

11. Солнышко-ведрышко

Цель: развитие   подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи шипящих звуков.

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках, поют а капелло потешку и выполняют следу­ющие движения пальцами рук. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Солнышко,

(поставить вертикально ладони рук и растопырить пальцы, как лучики)

Ведрышко

(сложить ладони чашей),

Выгляни в окошечко.

(сложить ладони домиком и загля­нуть под них, как в окошечко)

Твои деткиплачут,

(прикрыть лицо ладонями.)

По камешкам скачут.

(постучать кончиками пальцев по ко­леням.)

 

12. Смешные человечки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; автоматизация в речи звука С.

Описание упражнения

Дети стоят парами лицом друг к другу выполняют совместные движения и поют а капелло слова стишка. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Бежали мимо речки

(каждый ребенок «бежит» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка — от локтя вверх к плечам)

Смешные человечки

Прыгали, скакали,

(каждый ребенок «прыгает» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка — от локтя вверх к плечам)

Солнышко

(каждый ребенок показывает другому ладони с растопыренными пальцами.)

встречали.

(дети дважды хлопают по ладоням друг друга)

Забежали на мосток,

(дети переплетают друг с другом пальцы соответственно правых и ле­вых рук, изображая мостик.)

И с мосточка в речку

(Дети отводят в стороны, соединенные руки, расцепляют пальцы и бросают руки вниз.)

Скок!

 

13. Ладонь - кулак

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Описание упражнения

Вариант 1

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук. Исходное положение рук: левая кисть сжата в кулак, пальцами к себе, а правая ладонь упирается вытянутыми пальцами в нее. Затем кисть пра­вой руки сжимается в кулак, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулачок левой. Движения должныбыть быстрыми и точными. Постепен­но темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

 

Вариант 2

Дети сидят за столом перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук.

а) Исходное положение кистей рукна столе: обе ладони лежат рядом тыльной стороной кверху.

Под ритмичную музыку обе ладони одновременно то сжимаются в кулаки, то разжимаются.

б) Исходное положение кистей рук на столе: левая рука сжата в кулак, а правая положена на стол ладонью.

Под ритмичную музыку кисти рук совершают противоположные движения, то сжимаясь в кулак, то разжимаясь в ладонь. Постепенно темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

 

14. Ладошки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности их движений.

Описание упражнения

Дети сидят или стоят. Вместе с педагогом дети поют песенку и выполняют соответствующие движения руками:

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки,

(хлопать в ладоши)

Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко. Да!

(опустить руки на колени)

Ладушки плясали, Деток забавляли,

(вращать кистями)

Ля-ля-ля-ля, ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля. Ля!

(опустить руки на колени)

По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...