«Формирование звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

C рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребёнок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково, он будет улыбаться. И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесённые сердитым тоном, вызовет у него отрицательные эмоции. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе – угрозу, но произнесённые одинаково, ребёнок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытается повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. Обращать внимание на звуковую сторону слова. В книге «От двух до пяти» К.И.Чуковский приводит много детских высказываний, свидетельствующих о том, что двух - трёхлетние дети интересуются звуками, играют с ними. Многочисленные жизненные примеры так же подтверждают это. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребёнок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальная речевая среда, т.е. общение ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном возрасте. На занятиях и в повседневном общении педагог упражняет в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых педагогом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т.д. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советом к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранять в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.     Для того, чтобы развивать артикуляционный аппарат ребёнка, необходимо ежедневно по несколько раз в день проводить артикуляционную гимнастику.

Поначалу артикуляционную гимнастику нужно делать перед зеркалом. Ребёнок должен видеть движения языка. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в той или иной момент артикуляции (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку приходится через зрительное восприятие приобретать этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко и голосообразование.

Чтобы научиться чисто и   правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь.   Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Задача состоит в том, чтобы создать условия для выработки правильного речевого дыхания.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.

Речь взрослого является образцом для ребёнка, поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

В процессе речевых занятий, игр и упражнений взрослые учат детей понимать и употреблять термины слово, звук, выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание ребят специально обращается и на такую особенность звуковой стороны слова как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомя детей со звуковой формой слова, ребёнок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение.

В будущем, в школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребёнка уже сформированного восприятия звучащей речи, чётких знаний о звуковом строении слова, как основной единицы языка. При обучении чтению и правописанию он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

У детей закрепляются знания о том, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, что звуков в них может быть много или мало и следуют звуки друг за другом в определённой последовательности, что в словах есть части (слоги) и одна из них ударная.

Из всего сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произношение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Материал, используемый в моей работе, способствует обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию их мышления, памяти, воображения.

 

Список литературы:

1. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М.- Владос - 2002г.

2. И.Р. Калмакова «Таинственный мир звуков». Ярославль «Академия развития», «Академия, К0» - 1998г.

3. Л.С. Волкова «Логопедия» М.- 2003г.

4. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Логопедия» Преодоление ОНР у дошкольников Екатеринбург – 2004г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир» Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса. Задачи: Обучающие: Обобщить, закрепить знания детей...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Читайте также

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]»

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]» Цели: Коррекционные: Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л» Формировать фонематическое восприятие Закреплять навык определения позиции звука в...