Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Дети, получившие определённые экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и стране.

Главной задачей в формировании экологической культуры у дошкольников, является прививание детям любви к природе, навыков бережного отношения к ней.

Нами была изучена программа С. Н. Николаевой «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ», привлекла она тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника.

Экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра и уход за растениями и животными – всё это позволяет приобщить ребёнка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.

Все педагогические технологии построены на разных видах деятельности:

1. Вербальное общение – чтобы оживить его, используются сказочные и игровые персонажи, сюрпризные моменты, словесные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы.

2. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Как компонент, наблюдение включается в другие формы совместной деятельности: экскурсии, прогулки, акции, опыты. Наблюдение же лежит в основе разных видов деятельности (труд по уходу за растениями, изодеятельность, рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей природы).

3. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников, самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений, позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой.

Сведения об «Экологической тропе»

Ц - Хазанское дошкольное образовательное учреждение «Ёлочка» имеет 2 разновозрастные группы, в них воспитываются 42 ребёнка от 2 – 7 лет.

Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующего экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта (примера) общения с природой. Суть экологического воспитания в том, что личность присваивает элементы экологической культуры, приобретает новое качество – экологическую воспитанность.

Создание экологической тропы начали с организационной работы: разработали и прошли по маршруту сами, изготовили карту - схему всего маршрута, подготовили рисунки – эмблемы с графическим изображением правил поведения на природе, выбрали вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости. В итоге, оформили документ – паспорт на экологическую тропу.

С помощью экологической тропы можно решать многие педагогические и психологические задачи:

1. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными.

2. Воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях.

3. Учили видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы.

4. Воспитание любви к природе, малой Родине.

5. Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.

6. Развитие творчества, внимания воображения.

Объектами экологической тропы стали:

1. Деревья и кустарники, растущие на территории детского сада и на экологической тропе в лесу, разных видов: берёза, раскидистая черёмуха, акация, сирень, клён, ель, сосна, лиственница.

2. Лекарственные травы: тысячелистник, подорожник, одуванчик, клевер, ромашка

3. Заложен питомник, где начали выращивать саженцы смородины, малины, сливы.

4. Зона отдыха.

Летом экологическая тропа оформлялась указателями и схематичными изображениями правил поведения в природе.

Работа по экологическому воспитанию в детском саду «Ёлочка» проводится целенаправленно с 2008 года. За это время оформлены уголки природы в каждой группе. Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются растения. Дети вместе с воспитателями ухаживают за комнатными растениями, поливают, опрыскивают, рыхлят, подкармливают, протирают пыль. Начиная с осени в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букет ярко окрашенных листьев и кустарников, поздноцветущих декоративных растений.

Огород.

На участке каждой группы отведено место для огорода. Место для огорода выбрано на открытом, не затенённом месте. Площадь огорода определена из расчета 0,5 кв. метров на ребёнка. Грядки шириной 60 см. длинна грядки 2,5 м. Между грядками расстояние 50 см. На участке выращиваем районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения: укроп, лук, редис, морковь, свеклу, петрушку.

Цветник.

На участках младшей и старшей групп разбиты цветники. Цветники имеют форму в виде круглых небольших клумб из – за ограниченной площади. Ассортимент цветов разнообразен. Из однолетних выращивается астра, настурция, георгина однолетняя, цинния. Из многолетних растёт аспарагус, золотой шар, гвоздика, лилейник, дельфиниум, анютины глазки. В течение лета проводится уход за декоративными растениями – это прополка, рыхление почвы, полив растений и наблюдение за ростом цветов. Цветники украшают территорию детского сада.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на…

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему «Страна Дружбы» Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии «дружба». Задачи: расширять...

Читайте также

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...