Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера

Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль.

Палочки Кюизенера представляют собой комплект цветных счетных палочек, цвета разные, всего десять цветов. Каждый цвет обозначает число.

Палочки: 2 - розовая, 4 – красная, 6 – бордовая. Они образуют «красную» семью.

Палочки: 3 – голубая, 6 – фиолетовая, 9 – синяя. Они образуют «синюю» семью.

Палочки: 5 – желтая, 10 – оранжевая. Они образуют «желтую» семью.

Таков подбор неслучаен. В семейство «красных» входят числа кратные двум, в семейство «синих» входят числа кратные трем, в семейство «желтых» входят числа кратные пяти.

Кубик белого числа – семейство «белых» - целое число он закладывается по длине любой палочки.

Число 7 обозначено черным цветом, образует отдельное семейство.

В каждом из наборов действует правило: Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Возможности счетных палочек Кюизенера разнообразны.

Работа с палочками Кюизенера начинается с того, что их дают детям как игровой материал, при этом дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками. Задания для таких игр можно использовать в книге «Математика до школы». Постепенно игры усложняются.

Чтобы подвести детей к пониманию того, что каждая цветная палочка обозначает число, можно использовать какой-либо рассказ. В книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду» предлагается рассказ «Приключение собачек». С детьми мы делали это же самое с кружками, это у нас были колобки.

(У детей на двоих одна коробка палочек и набор цветных деревянных кружков одного цвета, при этом у кого-то будут только желтые, а у кого-то зеленые, у кого-то красные)

Задание:

1. Положить перед собой один кружок – колобок, а затем точно под ним – одну белую палочку.

Вопрос: Сколько колобков? Сколько палочек?

2. Положить под белой палочкой два колобка, а под ними столько белых палочек, сколько колобков. Придвинуть белые палочки настолько близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна белая палочка. А теперь поискать палочку, которая была бы точно такой длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовую палочку назовем «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые палочки.

3. Положить под розовой палочкой три колобка, а под ними столько же белых палочек. Снова сдвинуь три белые палочки вместе и поискать цветную палочку, длина которой равнялась бы длине трех белых палочек. Голубую палочку назовем числом «три», потому что в нее входит три белых палочки. Голубая палочка выражает число три, столько же, сколько колобков в нижнем ряду. Потом кладем четыре колобка и задание с палочками, повторяется.

После выполнения задания с палочками детей просят назвать числа, которые выражают имеющиеся у них цветные палочки.

Таким образом: в процессе игры с цветными палочками дети усваивают, какое число выражает белая палочка, какое - розовая, какое - голубое и какое - красное.

Задание:

Построить лесенку из цветных палочек так, чтобы каждая ступенька лесенки имела свой цвет.

Узнать, насколько каждая палочка, лежащая ниже, больше палочки, лежащей выше.

Вопрос: А как можно сказать о палочках с помощью чисел?

Задание:

Игра в цветные палочки с использованием шестигранного кубика.

Материал:

1. палочки Кюизенера.

2. карточки, разделенные на три полосы.

3. кубик, боковые грани которого покрашены

  • один кружок белого цвета
  • два кружка розового цвета
  • три кружка голубого цвета
  • четыре кружка красного цвета
  • пять кружков желтого цвета
  • шесть кружков фиолетового цвета

данная игра подводит детей к пониманию состава числа (в данном случае числа 6)

по такому принципу можно подвести детей к пониманию состава любого числа в пределах десяти.

Также используя цветные палочки, которые выражают смежные числа, и одну белую палочку можно показать, на сколько одно число больше или меньше другого.

Например: кладем палочку фиолетового цвета – 6, а под ней кладем палочку черного цвета – 7, а далее накладываем на черную палочку справа белую палочку, т.е. закрываем выступающую ее часть.

Вопрос: Кто скажет, что все это значит? Что я хотела всем этим сказать?

Ответ: То, что белая палочка, положенная сверху на черную, показывает, что черная палочка ровно на один длиннее предыдущей.

Определите. Какое число выражает каждая палочка и какое число больше или меньше и на сколько.

Задание:

Напротив карточки с изображением соответствующего числа кружков положить палочку того цвета, которая выражает число кружков.

Например:

1 кружок - белая

2 кружка - розовая

3 кружка - голубая

4 кружка - красная и т.д.

Вопрос: Почему вы так положили?

Ответ: Потому что белая палочка означает число 1, розовая – число 2, так как в ней укладывается две белые палочки, т.е число 2 это 1 и 1.

Интересные задания можно проводить с помощью числовых карточек.

Например:

1. Найди соседей числа с помощью цветных палочек и объясни почему?

2. Какое число пропущено? Определи при помощи цветной палочки.

Интересный материал с использованием цветных полосок изложен в книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду». С помощью цветных палочек наглядно можно показать операции сложения и вычитания.

 

Литература:

1. М. Фидлер «Математика уже в детском саду» М. просвещение. 1981 г.

2. Математика до школы. Библиотека программы «Детство» С-П. «Детство-пресс» 2002 г.

3. Аннотация к комплекту цветных счетных палочек «Счетные палочки»

4. Пособие «палочки Кюизенера».



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...