Методическая разработка раздела образовательной программы «Коммуникация»
Опыт работы на тему:
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники»

Содержание

Введение.. 3

1. Актуальность проблемы формирования связной речи у старших дошкольников. 5

1.1. Взгляд исследователей на проблему развития связной речи у детей. 5

1.2. Особенности использования мнемотехники для формирования речевой активности у детей дошкольного возраста. 7

2. Использование метода мнемотехники по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 10

2.1. Цель и задачи работы.. 10

2.2. Выявление исходного уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 10

2.3. Система работы с детьми по формированию связной речи с использованием мнемотехники  12

2.4. Сравнительный анализ результатов проведенной работы с детьми. 29

Заключение. 31

Список литературы.. 32

 

Введение

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для закладывания основ грамотной, четкой, связной речи у детей.

Развитие связной речи – процесс долгий и сложный. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства: сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками.

Овладение речью перестраивает всю психику дошкольника, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний». К.Д. Ушинский большое значение придавал обучению детей родному языку в доступных для них формах. Поэтому очень важно уделять внимание развитию связной речи уже в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

В настоящее время школа предъявляет высокие требования к речевому развитию детей, приходящих в первый класс, особенно к развитию у детей связной речи, умению связно строить свои высказывания, как в устной, так и в письменной речи. Из практики школ мы видим, что дети порой не умеют общаться друг с другом, не могут быстро и чётко отвечать, что указывает на недостаточную подготовку детей в ДОУ по развитию у них связной речи, коммуникативных качеств.

Подготовка детей к школьному обучению является одной из важных задач детского сада. В последнее время педагоги с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Происходит это по причинам излишнего времяпровождения ребенка перед телевизором, его увлечения компьютерными играми, в результате чего ребенок остается один на один с «игрушкой», лишен живого общения как с взрослыми, так и со сверстниками, у него нет необходимости общаться. А, как известно, общительность, коммуникативность – необходимая составляющая человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование способности общаться с другими, умения связно строить свои высказывания – важное условие психического развития ребенка, то есть формирования его личностных качеств.

Сказанное выше, позволяет сделать вывод, что развитие связной речи в процессе общения со сверстниками является актуальной задачей на современном этапе.

Педагоги нашего детского сада и я в том числе, придерживаемся мнения ведущих специалистов, что этап развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот срок ребенок проходит громадный путь от овладения словом и применения его для речевого общения. Однако в дошкольном возрасте ребенок сам не в состоянии различить «фальшивое» звучание родной речи, а значит, понять в чем состоит ошибка, и почему так говорить можно, это правильно, а так нельзя, это неправильно. Подобное «пробуксовывание» при усвоении ребенком грамматического строя языка может происходить не только вследствие речевого расстройства, но и на фоне ситуации, когда окружающая языковая среда не является однородной, складывается из нескольких языков, часто деформированных и искаженных.


1. Актуальность проблемы формирования связной речи у старших дошкольников

1.1. Взгляд исследователей на проблему развития связной речи у детей

Результаты психолого-педагогических исследований (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.Н. Гвоздев, Н.К. Крупская, А.М. Бородич, Л.М. Гурович, О.С. Ушакова и др.) показывают, что связная речь детей дошкольного возраста не развивается спонтанно, а формируется в процессе общения с взрослыми и детьми.

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи.

Ситуативная речь – это разговорная речь, которая направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, новых формах построения – это зависит от содержания речи и характера общения.

Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение.

Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте, полностью не восполняются и в школьные годы.

Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает, что для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями, достаточным развивающим потенциалом.

Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения, - от этого зависит общее развитие ребенка, его способности к обучению.

В развитии связной речи центральными являются понятия «диалогическая» и «монологическая» речь. Для диалогической речи характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик (по лингвистической энциклопедии).

Монологическая речь – развернутый, организованный вид речи. Говорящий «программирует» не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли своей значимости. Он считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Для меня интерес к данной проблеме представляют исследования многих отечественных педагогов: Ф.А. Сохиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Радиной, А.М. Дементьевой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Ушаковой и др.

В исследованиях Н.Ф. Виноградовой вызывает интерес подход к развитию связной речи в процессе ознакомления с природой, посредством чего ребенок учится не только объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, но формируются и такие качества связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.

Подводя итог вышесказанному, отмечаю, что проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей разных специальностей: лингвистов, психологов, психолингвистов, педагогов в отечественной и зарубежной теории и практике. У каждого из них я нахожу свое понимание проблемы развития связной речи, свое отношение к научному решению проблемы, свою позицию в разработке содержания и методов развития связной речи.

Эффективность развития связной речи существенно зависит от того, как устанавливаются взаимосвязи между разными разделами обучения родному языку:

- воспитанием звуковой культуры речи;

- обогащением и активизацией словаря;

- формированием грамматического строя речи;

- развитием ее связности;

- формированием элементарного осознания явлений языка и речи.

Каждая из сторон речевого развития имеет свои линии взаимодействия со связной речью.

На протяжении всей моей работы я именно эти разделы считаю важными, и понимаю, что только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание приводят моих воспитанников в дальнейшем к успешному усвоению программы школы.

 

1.2. Особенности использования мнемотехники для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Многолетняя практика работы с дошкольниками позволила мне проследить отрицательную тенденцию в развитии коммуникативных навыков современных детей. Сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого возникают проблемы в речи детей:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;

- плохая дикция.

Специалисты по развитию речи (В. И. Тихеева, А. М. Леушина) считают, что развитие связной речи должно вестись от плановой и систематической работы над пересказом литературного произведения к обучению самостоятельному рассказыванию. Развитие связной речи старшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе.

Осознав важность этой проблемы, меня заинтересовали исследования Т. В. Большевой, Л.Е. Белоусовой, Т. Б. Полянской, С.В. Бойковой, Воробьевой В.К. по использованию мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование мнемотехники в обучении детей – это попытка решить проблему психофизиологической и интеллектуальной готовности ребёнка к жизни в школе.

Интеллект не появляется вне аудитории, вне общения. Поэтому созданию эмоционального комфорта для каждого ребёнка уделяется особое внимание. Занятия проводятся в обстановке доброжелательности и поощрения на достижение личных индивидуальных целей, развитие эмоциональной сферы.

На занятиях создаются максимально возможные условия для рассуждения. Научить ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли на аудиторию – это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.

В основу использования системы мнемотаблиц положены упражнения на развитие, прежде всего, памяти, внимания, мышления.

Основные задачи мнемотехники:

- развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения;

- осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

- способствовать психофизиологической и интеллектуальной подготовке к школе;

- обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.

В содержание методики мнемотехники обычно входят:

- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.,

- упражнения на развитие различных параметров внимания,

- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Особенность мнемотехники в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Традиционно работа по развитию связной речи дошкольников ведется по следующим направлениям: обогащению словарного запаса, обучению пересказу и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок.

При этом основное место в работе с детьми может занимать использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышлении, перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.


2. Использование метода мнемотехники по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Цели и задачи работы

Я считаю, что для формирования у детей у детей желания и навыков самостоятельного рассказывания, расширения круга знаний об окружающем мире, активизации словарного запаса необходимо включение речевых игр и упражнений, построенных на средствах мнемотехники и направленных на развитие связной речи детей.

В соответствии с этим мною были поставлены следующие задачи:

- выявить уровень развития связной речи у детей;

- разработать систему развития и активации связной речи детей с использованием средств мнемотехники;

- проследить динамику уровня развития связной речи детей.

2.2. Выявление исходного уровня развития связной речи                                

Для проведения обследования детей мною были использованы следующие показатели (по методике д.п.н., проф. Т.С. Комаровой и к.п.н., доц. О.А. Соломенниковой):

- уровень владения словарем и грамматическим строем речи (с помощью вопросов по картинкам);

- умение детей составить связное высказывание в совместном рассказывании и на заданную тему (с помощью взрослого или самостоятельно).

- уровень звуковой культуры речи по картинкам, в названии которых присутствовали разные группы звуков – сонорные, шипящие, свистящие;

При определении уровня развития связной речи у старших дошкольников использовала следующие критерии:

- высокий уровень – 3 балла;

- средний уровень – 2 балла;

- низкий уровень – 1 балл.

Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Дети принадлежат к разным социальным группам, с разным уровнем интеллектуального, речевого и психического развития. Детей из неблагополучных семей нет, но есть дети, которые воспитываются в неполных семьях. Дети в целом любознательные, задают много вопросов. Летом многие отдыхали вне города: в сельской местности, на море. В группу пришли с новым запасом словаря и грамматическим строем речи. Некоторые уже более осознанно улавливали связь между предложениями и им не была нужна дальнейшая помощь, как это было в старшей группе.

В начале учебного года в старшей группе дети, в основном, определяли звуковой состав слова. В общении более 60% проявляют инициативу. Выразительность речи более чем у 30% недостаточна. Но, как выяснилось, речетворчество слабо развито, то есть очень редко дети сочиняли сказки, творческие рассказы. В построении предложений не затруднялись, но в речи использовали не все типы предложений. Владели диалогической речью, а монологической речью пользовались неактивно. В таблице 1 представлены результаты обследования детей, проведенного в сентябре 2011 г.

Таблица 1

ФИО

Развитие словаря

Звуковая сторона речи

Грамматический строй речи

Связная речь

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

3

2

4

3

3

2

2

5

2

3

2

2

6

2

3

2

2

7

3

3

2

2

8

2

2

2

2

9

3

3

2

2

10

2

2

2

2

11

2

3

2

2

12

2

3

2

2

13

2

3

2

3

14

2

2

1

1

15

2

2

2

2

16

3

3

3

3

Итого в среднем по группе

2,1

2,6

2,0

2,0

 

Результаты обследования (табл. 1) определили основную цель и задачи работы с детьми по формированию связной речи.

Цель: способствовать развитию связной речи детей с использованием мнемотехники; воспитывать любовь и бережное отношение к родному слову.

Задачи:

- приучать детей широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль ребенка;

- помочь в овладении верным употреблением грамматических конструкций родного языка;

- сформировать привычку у детей говорить грамматически правильно;

- формировать умение понимать стихи и читать их выразительно, четко, не торопясь, громко, без напряжения;

- формировать умение понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы;

- способствовать переходу ситуативной речи ребенка в связную, а затем в объяснительную;

- развивать ассоциативное мышление;

- развивать зрительную и слуховую память;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

-развивать воображение;

- совершенствовать вербальные и невербальные средства общения и умение их соотносить;

- способствовать развитию речетворчества и речевой самостоятельности ребенка;

- развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности высказывания и осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей.

 

2.3. Система работы с детьми по формированию связной речи в процессе использования мнемотехники.

При работе с детьми   мной было замечено, что они без радости включаются в беседы. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Технология мнемотехники имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; приемы запоминания индивидуализированы; широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Развитие связной речи должно вестись от плановой и систематической работы над пересказом литературного произведения к обучению самостоятельному рассказыванию (Е.И. Тихеева, А.М. Мухина).

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач при подготовке к школе. Проработав множество литературных источников по интересующей меня теме, я остановилась на интересных находках таких авторов, как Т.В. Большева, Л.Е. Белоусова, Т.В. Полянская, С.В. Бойкова, В.К. Воробьева.

Они предлагают новую технологию развития мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие связной речи с использованием мнемотехники или мнемоники. И она меня очень заинтересовала.

Дети не очень любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Для того чтобы выработать у детей дошкольного возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи, для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при   заучивании стихов.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается   схематическая   мнемотаблица.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.                                                                      

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. Сначала с помощью воспитателя, в дальнейшем – самостоятельно.

В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так, дети знакомятся со звуками, буквами, участвуют в играх, рисуют, разучивают стихи. Путешествуя в деревню «Сказкино», дети осваивают все виды деятельности. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев.

В старшей группе я учила детей пересказывать сказки с опорой на символы (образы), то есть отрабатывала метод запоминания. Пересказ сказки осуществлялся самими детьми, с незначительной помощью взрослого (на ранних этапах). Большая работа велась с детьми по обучению чтению символов.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

Мнемотаблица к сказке «Рукавичка» и рассказ по ней приведены в приложении 1.

Через сказки я знакомила и знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна» (см. Приложение 2). Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами я ввожу цветовые буквенные обозначения времен года:

Осень – желтая или оранжевая, буква «О»;

Зима – синяя или голубая, буква «З»;

Весна – зеленая, буква «В».

При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений.        .

Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям в подготовительной группе самим составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и самим придумать рассказ о них. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации, буква «О» символизирует осень и признаки, которые характерны для этого времени года.

Вот рассказы детей.

Таня Д. «Осень»

Наступила осень. Все деревья надели разноцветные наряды. Красивая стоит береза. У рябины листья красивые и висят красные гроздья. Этот как виноград северный. И эти ягоды любят зимующие птицы. Жалко, что солнце светит не так жарко, как летом. Но зато в лесу выросли грибы и мы с бабушкой ходили в лес и набрали целую корзину. Люблю я осень.

Алена К. «Осень»

Мы с мамой и папой отдыхали на море. Приехали домой, нас встретила осень. Я люблю гулять в парке с мамой и папой и мы любуемся осенним нарядом деревьев. Люблю, когда подует ветер, листья падают прямо мне под ноги. Я собрала в букет и поставила букет в вазу дома. Красиво в моей комнате. Солнце уже мало светит, идут дожди. В лесу растут грибы. Я очень люблю грибы жареные. Но у меня есть зонт и дождь меня не мочит.

Знакомя детей с сезонными явлениями природы, я усложняю материал на несколько занятий и задания подобраны по темам: «Осень», «Овощи, фрукты», «Труд взрослых осенью. Хлеб», «Деревья», «Грибы», «Перелетные птицы», «Одежда» и т.д. Все задания в рамках одной темы даются с усложнением.

Простые задания – нарисовать предмет, ответить на простые вопросы.

Задания средней сложности – «Четвертый лишний», «Назови ласково».

Сложные задания – «Сосчитай предметы от 1 до 10», «Составь связный рассказ на тему «Грибы».

1-ое занятие.

Развитие лексики

Слова –предметы: названия различных съедобных и ядовитых грибов, корзинка, грибница, ножка, шляпка.

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу (рис.1).

Конопатые опята

Л. Родникова

Конопатые опятки,

Не играйте с нами в прятки

Все равно домой в корзинке

Унесем вас по тропинке.

Рис.1. Мнемотаблица к стихотворению «Конопатые опята»

Формирование грамматического строя речи

- назови, какие блюда можно приготовить из грибов;

- измени слова так (один-много):

Дерево-деревьев;

Ягода-ягод;

Гриб-грибы;

Шляпка –

Корзинка –

Речевая игра «Повтори, что ты услышал»

Цель: накопление словаря, развитие фразовой речи, слуховой памяти, внимания.

Описание игры: предлагаю детям отправиться на прогулку в лес. Закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет различных птиц, шорох падающих листьев, журчание ручейка и т.д.). Дети должны последовательно воспроизвести все звуки, а затем ответить целым предложением, что они услышали. Игру хорошо проводить, используя магнитофонные записи различных звуков.

Развитие мелкой моторики

Рисование на тему «Белый гриб».

2-е занятие.

Развитие лексики

Слова-действия: расти, вырасти, прорастать, собирать, искать, срезать, спрятаться, проклюнуться.

Формирование грамматического строя речи

- измени слова так (один-много):

Белый гриб – белых грибов;

Подосиновик –

Подберезовик –

Опенок –

Волнушка –

- сосчитай от 1 до 10:

Дерево – одно дерево, два дерева…

Ягода –

Гриб –

Корзина –

Речевая игра

Цель: развитие координации и темпа движений.

Оборудование: детское фортепиано.

Описание игры: Педагог говорит детям: «Представьте себя каким-нибудь грибочком. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и грибочки смирно начинают расти вверх очень медленно, и растут, пока звучит музыка дождя. Слушайте внимательно, как я играю.

Развитие мелкой моторики

Аппликация «Мухомор».

3-е занятие.

Развитие лексики

Слова-признаки: крепкие, плотные, червивые, ядовитые, съедобные.

Формирование грамматического строя речи

- измени слова так (один – много):

Мухомор – грибов мухоморов;

Поганка –

Масленок –

Боровик –

Лисичка –

- назови ласково:

Белый – беленький;

Подосиновик –

Рыжик –

Груздь –

Опенок –

Масленок -

Речевая игра «Съедобные-несъедобные»

Цель: обогащение словарного запаса по теме «Грибы», согласование существительных с прилагательными.

Материалы: картинки с изображением различных грибов, корзинки, бубен.

Описание игры: дети получают корзинки. Педагог объясняет, что пока звучит бубен, ребята должны собрать как можно больше грибов в свои корзинки. По окончании звучания бубна дети показывают всем содержимое своих корзинок, объясняя, почему они выбрали именно эти грибы. Побеждает тот, кто наберет в корзинку съедобных грибов больше всех.

4-е занятие.

Развитие лексики

Подбери признаки: гриб – съедобный, несъедобный…

Формирование грамматического строя речи

- объясни, почему так называется: бурелом;

- расскажи, как правильно собирать в лесу грибы.

Речевая игра «По грибы»

Цель: активизация словарь, автоматизация разных звуков.

Описание игры. Педагог предлагает детям отправиться в лес по грибы. Дети пантомимой изображают грибников с корзинками, заглядывают под воображаемые кусты и листочки, ищут грибы. Педагог называет гриб: «Лисичка». Дети выражают удивление, срезают гриб «ножиком», разглядывают его со всех сторон и опускают в корзинку. Если педагог называет несъедобный гриб, то ребенок, который ошибся и сорвал его, выбывает из игры.

Развитие мелкой моторики

Оригами «Лукошко для грибов».

5-е занятие.

Развитие лексики

Подбери действие: грибы – растут, прячутся…

Речь с движением

Мы с лукошком в лес пошли                     (дети шагают на месте)

Много мы грибов нашли    (нагибаются, словно собирают грибы)

Зайка мимо пробегал                      (прыгают на двух ногах)

Лапкой он нам помахал      (машут рукой)

Мишка ел в кустах чернику                       (ходят на внешней стороне стопы)

От него ушли мы тихо.                   (крадутся на цыпочках)

Карточки-мнемосхемы для таблицы (см. рис.2)

Рис.2. Мнемотаблица для формирования рассказа на тему «Грибы»

1. Лес, где растут грибы.

2. Белый гриб – назови съедобные грибы

3. Мухомор – назови несъедобные грибы

4. Ежик – зачем нужны грибы для животных

5. Корзинка – зачем нужны грибы для человека

6. Рука – что можно приготовить из грибов.

Грибы

(Примерный рассказ по таблице.)

Осенью в лесу наступает грибная пора. В траве, под деревьями и кустами, на старых пнях растут самые разные грибы. Съедобные: белые, рыжики, подосиновики, грузди, опята.

И ядовитые: мухоморы, поганки, ложные опята. Многие животные, например, белочки, сушат грибы на зиму. Лоси едят мухоморы. Люди собирают съедобные грибы, чтобы засушить или замариновать их. Собирать грибы нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, и на следующий год на этом месте в лесу появятся новые грибные семейки.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов, загадок или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, пробуждает в детях интерес к заучиванию стихов, загадок и потешек.

Тема «Зимующие птицы»

1-ое занятие.

Развитие лексики

Слова-предметы: названия различных зимующих птиц (ворона, снегирь, воробей, синица, клест).

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотехнику (см. рис.3).

Покормите птицу

А. Яшин

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Рис.3. Мнемотаблица для разучивания стихотворения

«Покормите птицу»

Формирование грамматического строя речи

- расскажи чем питаются птицы зимой;

- сосчитай – один воробей, два воробья…;

- назови ласково:

Воробей – воробушек;

Синица –

Ворона –

Снегирь –

Голубь –

Речевая игра «Лото»

Цель: учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе: один воробей, много воробьев и т.д.

Описание игры: всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. педагог задает вопрос: «Кому дать много воробьев?» Дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: «У меня один воробей. Дайте мне много воробьев».

За правильный ответ ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки.

Развитие мелкой моторики

- рисование иллюстрации к рассказам В. Бианки.

Итак, как говорилось выше, в этих занятиях по теме «Зимующие птицы», я опиралась на описанные приемы по теме «Грибы». В практической работе с детьми по развитию связной речи кроме мнемотаблиц использую коллажи (см. Приложение 3). Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры и т.д. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит маленькому исследователю.

Используя коллажи, мнемотаблицы, пиктограммы, я провожу работу в 3 этапа.

На первом этапе детям предлагаю внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно этик картинки, модели, буквы, цифры и т.д. Далее даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информация – интересная и доступная детям.

На втором этапе идет обсуждение. Задаю дополнительные вопросы и задания.

На третьем этапе дети с помощью коллажа, мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Коллаж «Что будет, если не убирать снег зимой?»

(занятие по ознакомлению с окружающим миром)

Основная цель: закрепить у детей представления о труде человека по уборке снега, развивать логическое мышление, внимание, связную речь.

Вопросы и задания для детей

- рассмотри картину и расскажи, как люди борются со снежными заносами (дворники убирают снег во дворах, снегоуборочные машины очищают от снега улицы, дети строят снежные крепости и лепят снеговиков);

- как называется машина, которая убирает снег? (снегоуборочная);

- как называется профессия человека, который расчищает дорожки от снега? (дворник);

- как ты думаешь, где больше снега – в городе или в лесу и почему? (в лесу снега больше, так как его не убирают);

- предположи, что произойдет, если люди перестанут убирать в городе снег (станет невозможно передвигаться, машины не смогут привозить продукты в магазины и т.д.);

- когда наступает весна, где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе – и почему? (в городе, потому, что в городе теплее и снег убирают);

- рассмотри картину и скажи, сколько снежинок упало на рукавичку? (три);

- рассмотри внимательно картину и назови все предметы, названия которых начинаются со звука [с] (снег, снеговик, снегоуборочная машина, снежинка, санки, сугроб);

- назови предметы, изображенные на картине и напоминающие по форме треугольник, квадрат, круг (шапочка, комки снега, снеговик, окна домов, лопата).

2-ое занятие.

1.Дополнительные вопросы и задания.

2.Составить описательный рассказ по своему усмотрению: «Я в городе», «В лесу», «В деревне» и т.д.

Для заучивания детьми стихотворений и отгадывания загадок я использую и пиктограммы.

Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти, делает процесс заучивания более осмысленным и интересным. Работу с пиктограммами строю по следующему алгоритму:

- прочитать стихотворение или загадку вслух;

- выделить в каждой строке главное ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;

- прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму;

- рассказать стихотворение или загадку наизусть с помощью пиктограммы.

Кап! Кап! Кап!

Н. Нищева

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

На ступеньках, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. И к концу дошкольного возраста, мои дети научились пользоваться схемами во всех видах деятельности, умело зарисовывают опыты, результаты наблюдений, составляют планы рассказов.

Содержание мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Во второй половине учебного года, начиная с января в подготовительной группе я использую серию сюжетных картин (коллаж) и соответствующие им пиктограммы для обучения детей рассказыванию.

Так, на протяжении текущего учебного года я провела занятия по сюжетным картинкам, разработанным Н.Е. Ильяковой по темам: «Как щенок нашел друзей», «Как помочь птицам зимой» и в апреле запланировала занятия по теме «Скворцы прилетели». Эти занятия провожу с подгруппами детей на 3-х занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия:

- расширить, уточнить и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по серии сюжетных картин;

- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;

- упражнять детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной серии сюжетных картин.

Цель основного занятия:

- обучение детей составлению предложений по серии сюжетных картин;

- составлению предложений по опорным словам;

- преобразовывать деформированные фразы;

- распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов воспитателя и самостоятельно;

- составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия:

- составление рассказов по картинкам;

- развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание;

- составлять рассказ по картинке с опорой на план и с помощью слова – подсказки воспитателя;

- обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.

(Конспект прилагается).

Именно такая специфика помогает детям овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками, сформировать представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложения произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли для составления рассказа и рассказывать их выразительно. Работая над интонационной выразительностью речи, я учу детей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событий.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

2.4. Сравнительный анализ результатов проведенной работы с детьми по развитию связной речи

После проведенной работы было проведено повторное обследование детей (табл.2).

Таблица 2

ФИО

Развитие словаря

Звуковая сторона речи

Грамматический строй речи

Связная речь

1

3

2

3

3

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

4

2

2

2

2

5

3

3

2

2

6

3

3

3

2

7

3

2

2

3

8

3

3

3

3

9

2

2

2

2

10

3

2

3

2

11

2

2

2

2

12

2

2

2

2

13

2

2

1

1

14

1

1

1

1

15

1

1

1

1

16

Стулова Алина

3

3

2

3

Итого в среднем по группе

2,3

2,1

2,0

2,0

 

В результате обработки, получены следующие данные об уровне развития связной речи:

Высокий уровень – 37%

Средний уровень – 52%

Низкий уровень – 11%

сравнительные результаты

Сравнительные результаты уровня развития связной речи у детей

 

Заключение

Таким образом, система работы с дошкольниками по формированию связной речи в процессе использования мнемотехники позволила достичь следующих результатов:

- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

- появилось   желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появился   интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас вышел на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Список литературы

1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации /Авторский коллектив: В.И.Логинова, Т.И.Бабаев а, Н. А. Ножкина, М. В. Крулехт, Л. М. Маневцова. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.

3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2000.

4. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-Пресс, 2001.

5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2009.

6. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Ком Пульс, 1994.

7. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Эйдос, 1991.

8. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2009.

9. Макарова В.Н., Ставецва Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2009.

10. Чохонемидзе Т. Учим стихи по картинкам. // Обруч. 2006. №3.

11. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2005.

12. Ильякова Н.Е. Демонстрационный материал и конспект подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет. М.: 2007.

 

Полную версию работ с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в…

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в разновозрастной группе (2-7 лет) Сорока вбегает в зал. Сорока. Привет, ребятки! Наконец...

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой Проведение экскурсии предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель проводит ее...

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников»

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников» Ведущий 1.Солнце ласково сияет в небе Ветерок играет с листвой Но, а мы сегодня...