Опыт работы на тему:
«Роль опытнической деятельности в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром неживой природы»

Глава 1. Экспериментирование — ведущая деятельность в ознакомлении детей с миром не живой природы.

1.1. Взгляд исследователей на проблему экспериментирования. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанского, Л.А.Венгера, Н.А. Ветлужной, Н.Н. Поддьякова, И.Д. Зверева, И.Л. Лернера, А.И. Савенкова) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Однако такое познание осуществляется не в понятийной, а, в основном в наглядно-образной форме в процессе поисковой деятельности с предметами, объектами. Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида поисковой деятельности выделяет деятельность экспериментирования, эту, по-настоящему, детскую деятельность, которая является ведущий на протяжении всего дошкольного возраста. По мнению академика Н.Н. Поддькова, «… детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания творческий, и наша задача - поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 

1.2. Развитие любознательности и самостоятельности дошкольников через экспериментирование. Приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме, без заучивания и без каких бы то ни было теоретических обобщений. Ознакомление с явлениями неживой природы не должно ограничиваться наблюдениями в различные времена года. Подобное знакомство слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях. При этом познание происходит не путем навязывания ребенку какого-то объема знаний, а становиться такой же творческой формой, как и игра. Между двумя видами детской деятельности - игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Поэтому целесообразней всего устраивать игры-эксперименты, в процессе которых дети узнают, меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, так как дети имеют возможность, потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус (если это не опасно) различные вещества.

Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свою самостоятельность и исследовательскую активность. Таким образом, экспериментальная деятельность дает толчок не только к общему развитию, а также к развитию творческих способностей детей.

 

Глава 2. Система работы по использованию опытнической деятельности в ознакомлении детей с миром неживой природы.

2.1. Констатирующий эксперимент.

Для проведения констатирующего эксперимента использовала следующие показатели (по методике Л.Н. Прохоровой):

- Умение детей самостоятельно или с помощью воспитателя ставить цели.

- Умение детей самостоятельно или с помощью воспитателя планировать свои действия.

- Умение практически выполнять необходимые действия в ходе проведения опыта.

- Умение подводить итоги и делать выводы самостоятельно или с помощью воспитателя.

При оценке у детей уровня развития навыков опытнической деятельности выше обозначенных показателей использовала трехбалльную оценку: высокий уровень - 3 балла, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл.

Критерии оценки

Высокий уровень

- Ребенок самостоятельно определяет цель деятельности, сам составляет модель этапов деятельности, владеет практическими навыками ее достижения. Умеет сверять результаты деятельности с целью и корректировать свою деятельность. Обладает умением самостоятельно делать выводы и подводить итоги своей работы.

Средний уровень

- Ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя определяет цель. Выполняет ряд последовательных действий. Умеет выявить существенные признаки явлений, но затрудняется самостоятельно сделать выводы и подвести итоги своей деятельности.

Низкий уровень

- Ребенок затрудняется самостоятельно поставить цель, составить план действий. Выполняет действия с предлагаемыми моделями, но не может сопоставить цель с достигнутым результатом и сделать выводы.

Характеристика детей

В исследовании принимали участие дети старшей группы. МБДОУ детский сад № 103. В группе 24 ребенка, 18 девочек и 6 мальчиков. Дети принадлежат к разным социальным группам, с разным уровнем интеллектуального, речевого и психического развития. Детей из неблагоприятных семей нет, но есть дети, которые воспитываются в неполных семьях. Дети, в целом, любознательные, имеют определенный запас знаний соответствующий возрасту, часто задают вопросы.

 

Диаграмма № 1

Результаты первичного констатирующего эксперимента.

диаграмма

В результате проведенного первичного констатирующего эксперимента были получены следующие результаты:

                       Высокий уровень- 15% детей

                       Средний уровень- 64% детей

                       Низкий уровень- 21% детей

Из результатов констатирующего исследования, было выявлено, что у большинства детей нет устойчивого интереса к опытнической деятельности и дети не владеют структурой проведения опытов: от постановки цели до подведения итогов. Результаты педагогического анализа детей определили основную цель и задачи формирующего эксперимента.

 

2.2. Цели и задачи экспериментальной деятельности.

Цель формирующего эксперимента:

- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Расширить представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня (твердость, растворимость, весомость, мягкость, вязкость, сыпучесть, плавучесть и.т.д).

2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение, трение, инерция, сила тяготения и.т.д.)

3. Развивать у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр- экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, песочные часы, линейка, бинокль и др.)

4. Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха для человека, животных и растений.

 

2.3. Формирующий эксперимент.                                                             

Известный психолог П.П. Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать детям знания и наполнить их головы интересным содержанием использую различные методы и приемы, которые представлены в данной схеме.

 схема

 При ознакомлении дошкольников с миром природы особое место отводиться методу наблюдения. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Сущность наблюдений заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выявлять в них существенное и второстепенное, замечать в окружающем происходящие изменения, устанавливать их причины.

Вариант наблюдения:

Наблюдение за дождем

Цель: Закрепить у детей сезонные перемены, происходящие в неживой природе.

Понаблюдать за дождем на прогулке и в группе. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Спросить у детей, откуда берётся дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный- ливень, идёт в разном направлении, бывает косой и прямой. Выяснить, что дождь-это вода. В ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, беседу, художественное слово. Использование словесных методов решает ряд задач. Словом пополняются, конкретизируются, уточняются знания об известных детям явлениях природы, полученных в процессе наблюдений. При использовании словесных методов желательно применение наглядности.

Рассказ воспитателя:

Вода - один из главных источников жизни на земле, воды на планете очень много- суша занимает одну треть её поверхности основная масса воды сосредоточена в морях, океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода в меньших количествах иметься на суше в озёрах, прудах, реках, ручьях, родниках, болотах, лужах.

Загадки о воде:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)

Пословицы:

Март с водой, Апрель с травой.

Вода камень точит.

И тихая вода берега подрывает.

Стихи:

К нам на длинной мокрой ножке

дождик скачет дорожке.

В лужице - смотри, смотри!

Он пускает пузыри. З.Александрова

Беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение, лучше работать со схемами - моделями.

Беседа о воде

Вода - это очень ценное природное вещество.

1. Кому нужна вода?

Кому нужна вода?

2. Как используют воду люди и где?

  Как используют воду люди и где?

3. Откуда поступает вода в кран?

 Откуда поступает вода в кран?

Получить воду из рек и морей очень трудно её качают насосами, очищают, а затем она попадает в кран, поэтому воду нужно беречь.

Откуда поступает вода в кран?

Всем известно, игра - основная, ведущая деятельность ребенка. Именно в ней ребёнок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающим миром.

После наблюдений, рассказов, бесед можно поиграть. Продолжаем знакомиться с водой - её свойствами и состояниями.

 

Игры с водой.

1. «Ручеёк течет» - дети льют воду на песок тонкой струйкой из кувшинчика.

2. «Дождик моросит» - разбрызгиваем воду через разбрызгиватель.

3. «Чудесные спички» - надломить спички, посередине капнуть воды, на сгибы, постепенно спички распрямляются.

4. «Цветы лотоса» - делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду цветок - распускается.

 

Словесные игры

1. «Придумай предложение» - составить предложение со словом «дождь», «вода».

2. «Какая вода» - ответить на вопрос, подбирая прилагательные.

3. «Было - будет» - воспитатель предлагает глагол в прошедшем времени, дети образуют форму будущего времени (напилась - напьётся, разлилась - разольётся, вскипела - вскипит, поливала - польёт, текла - потечет, бурлила - забурлит, кипела - закипит, купалась - искупается, мыла - помоет, стирала - постирает и другие).

 

Подвижные игры

1. «Путешествие капельки» - цель: закрепить у детей знания о том, зачем и кому нужна вода, развивать воображение.

Материалы и оборудование: бумажные короны в виде капельки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребятам стать капельками. Взрослый читает стихотворение Б. Заходера «Дождик». Каждый раз после слов «кап- кап» дети подпрыгивают и хлопают в ладоши.

Дождик песенку поет: Кап- кап…

Только кто её поймет - Кап- кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно

Прорастать начнет оно! Кап! Кап!

Задание детям - капелькам:

Полететь на Землю, полить растения, напоить животных, взяться за руки образовать речку, речка впадает в море (сделать большой круг)

2. «Будь ловким» цель: закрепить знания детей о понятии «ручей», развивать ловкость.

Материалы и оборудование: импровизированные камешки.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям перейти ручеек по камешкам.

3. «Перейди лужу в калошах»

4. «Море волнуется»

У детей в процессе наблюдений, бесед, занятий, игр возникает масса, вопросов, например, почему мяч не тонет? Почему кораблик плавает? Какая вода? Так возникает проблемная ситуация. Я не тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно в процессе элементарных опытов, которые проводятся с детьми. Одновременно проводиться 2 - 3 опыта в зависимости от сложности.

1. Опыт, «Какой формы вода?»

Цель: Уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета в котором она находится.

Материалы и оборудование: стаканчики, бутылки, сосуды разной формы, воронка, передники клеенчатые, клеенка.

Ход опыта.

Дети наливают воду в разные емкости, рассматривая все сосуды с водой выясняют какой же формы стала вода/ в стакане - в форме стакана, в вазочке - в форме вазочки, в банке - в форме банки. Дети делают вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Детям можно предложить зарисовать сосуды с водой.

2. Опыт, «Что можно увидеть через воду?»

Цель: Закрепить знание у детей о свойстве воды

- прозрачность.

Материалы и оборудование: таз с водой, стаканчики, баночки с водой, мелкие предметы, игрушки.

Ход опыта.

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети приходят к выводу, что вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Значит вода чистая, прозрачная.

В процессе опытнической деятельности, дети получают возможность удовлетворить свою любознательность. Очень важно в работе задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать и пробовать на вкус, если это возможно и безопасно). Не ограничиваю детей в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольёшь»).

Начиная работу по данной теме, встал вопрос об организации окружающей среды по опытнической деятельности. Для проведения опытов в группе создан уголок- экспериментирования «Почемучка», где хранятся оборудование и материалы, где дети самостоятельно могут поиграть с предметами и выявить их свойства и качества. Значительная часть материалов делается из подручного, бросового материала (камешки, ракушки, стекло, песок, глина, шишки и.т.д.). В самом начале работы дети знакомятся с правилами поведения в нашем уголке, которые представлены в виде схем.

Привлекаю родителей к сотрудничеству с детьми. Так, например, предлагаю детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследование, ответить на вопросы: «Где можно найти воду дома?» и др.

В помощь родителям раздаю памятки по данной проблемной ситуации: Например, проблемная ситуация: Почему же вода в реках не кончается?

Предлагается родителям провести дома опыт и зарисовать схему круговорота воды в природе.

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Дети принимают участие в создании мини-выставок, которые расширяют кругозор, обогащают эмоционально-эстетическое восприятие. Среди экспонатов выставок есть коллекция морских ракушек, морских камней, цветных стеклышек и т.д. Придумываем сюжеты выставок. Дети с огромным увлечением принимают участие при подборе материалов для коллекций (приносят из дома ракушки, камешки, привезённые с моря, различные украшения из стекла).

Вывод: Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

И хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»

 

2.4. Вторичный констатирующий      эксперимент.

Диаграмма № 2.

Результаты вторичного констатирующего эксперимента.

Диаграмма

После проведенной с детьми работы был проведен контрольный эксперимент и получены следующие результаты:

Высокий уровень- 31%

Средний уровень- 52%

Низкий уровень- 11%

Вывод: Данные результаты показали эффективность примененной системы работы с детьми, направленной на развитие познавательной активности в опытнической деятельности.

 

Сравнительная диаграмма № 3

Сравнительная диаграмма

Констатирующий - Контрольный

Вывод: Сравнительный анализ полученных данных указывает на положительные результаты проведенной работы. Указывает на то, что опыты, проводимые с детьми, являются не только процессом сообщения новых знаний. Но и определенными отношениями к действительности, новым свойствам вещей, ранее детьми не замечаемых, теперь эти открытия начинают выступать для них на первый план. Дети начали разделять картину явления на её видимую часть и скрытые за этой частью существенные отношения. Дети приобрели умения и навыки организовывать свою деятельность. Значительно повысился интерес к опытнической деятельности.

 

Заключение.

Раскрытая система работы по использованию опытнической деятельности в ознакомлении детей с миром не живой природы показала, на сколько важна для дошкольников роль педагога способного создать оптимальные условия для получения правильных представлений об окружающей действительности, понимающего, что выяснение закономерностей и взаимосвязей природных явлений представляет большие возможности для умственного воспитания ребенка.

Моделирование и создание проблемных ситуаций эффективно помогли при обучении детей планированию и выполнению последовательности действий в опытнической деятельности.

Различные игры сформировали у детей стойкий интерес к выполнению опытов. Об эффективности использованных методов и приемов указывали не только результаты педагогического анализа, но и реакции детей. У них возникало непреодолимое желание познать удивительное, которое ранее казалось им обыденным и не интересным.

 

Вывод: Результаты работы показали динамику роста самостоятельности в опытнической деятельности, динамику роста интереса к опытнической деятельности. Рекомендуется постоянно менять циклы наблюдений, использовать метод моделирования, широко использовать труд, опыты на участке, в уголке экспериментирования. Рекомендуется меньше учить, больше делиться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается» Цель: Уточнить знания детей о признаках зимы. Учить составлять короткие тексты. Обогащать словарь детей...

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет Введение Материалы данного сборника актуальны, так как в дошкольной образовательной организации (ДО)...

Читайте также

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...