«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»

Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Неполноценная экспериментальная деятельность накладывает отпечаток на формирование познавательного развития.

Возникновение опыта связано с выделением в образовательном процессе экспериментирования, наряду с игровой деятельностью, которая позволяет детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.

Актуальность опыта обусловлена формированием познавательного интереса у детей при ознакомлении с неживой природой, в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Исследовательская активность способствует становлению субъективной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Поисково-познавательная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Цель опыта – формирование познавательного интереса у дошкольников при ознакомлении с неживой природой в процессе экспериментальной деятельности.

Я поставила задачи:

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость).

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

2. Расширять представления о неживой природе.

3. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково- познавательной деятельности.

4. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

В решении поставленных задач выделила формы работы:             

1. Занятия.

2. Исследовательская деятельность: педагог-ребенок, родитель-ребенок.

3. Эксперименты на прогулках.

4. Развивающие игры.

Мной был разработан цикл занятий по возрастным группам. Занятия направлены на то, чтобы научить детей наблюдать за явлениями природы, формулировать проблемы, строить гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы.

В своей работе пользовалась схемами, алгоритмами, рисунками. В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Разрабатывая занятия,   соблюдала следующие правила:

- тема должна быть интересной и увлекать детей.

- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок получает новые, полезные знания, умения и навыки).

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).

На занятии «Теплая Капелька или поможем Колобку умыться» (средний дошкольный возраст) знакомила со способами получения теплой воды, смешивая горячую с холодной.

Дошкольники объясняли, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься). На занятии «Ознакомление со свойствами воздуха» (старший дошкольный возраст) дошкольники познакомились, какую роль играет воздух в жизни человека. Воспитанники проводят серию опытов и приходят к выводу: воздух невидимый, бесцветный, в воде виден в виде пузырьков.

Занятие «Испытание магнита» (старшая группа) познакомило со свойствами магнита. Рыцарь «Магнитолик» знакомит детей с легендой магнитной горы. Воспитанники самостоятельно проводят исследования с магнитом. На занятии развивается целенаправленная деятельность ребенка, отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту). В исследовательской деятельности дошкольники узнают о притягивании предметов через воду, деревянный стол и другие предметы. Делают вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни другие предметы.

В подготовительной группе дошкольники знакомятся с круговоротом воды в природе, пользуются карточками – схемами. Дети узнают, почему выпадают осадки в виде дождя и снега, какое значение имеет вода для жизни человека. Рассматривая рисунок дошкольники узнают, что Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные капельки влаги поднимаются в воздух, и снова превращаются в капельки, образуя облака. Когда воды набирается много, выпадает дождь или снег. Для закрепления материала проведена игра «Ходит капелька по кругу» с использованием алгоритма.

Использование поисково-познавательных занятий эффективно для обучения. В процессе занятий происходит умственное развитие ребенка, совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность.

Эффективность познавательных занятий в том, что на основе уже имеющихся знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя и расширяя их в соответствии с возрастными особенностями детей.

Поисково-познавательная деятельность направлена на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет, не тонет), пробуют на вкус. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности.

Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит детей с различными свойствами окружающих предметов. Провожу кружковую работу по исследовательской деятельности в лаборатории «Почемучек». Разработан перспективный план экспериментальной деятельности.  

Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности. Для лучшего усвоения материала, применяю рисунки, схемы, алгоритмы. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).

Важной задачей при проведении исследования является последовательность.

В результате экспериментирования, ребенок отвечает не только на вопрос: как я это делаю, но и на вопрос, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволяет дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Не остаются без внимания эксперименты, проводимые на прогулках. Дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства: песок – сыпучий, а глина плотная. Песок и глина по - разному пропускают воду. Почему при сильном ветре нельзя играть с песком – потому что песчинки маленькие, мелкие, не прилипают друг к другу – при сильной струе воздуха поднимаются вверх. Выдвигают свои суждения, что можно сделать, чтобы можно было играть (хорошо смочить песок). У дошкольников старшего возраста формируется представление о том, что Солнце является источником света. Предлагаю посмотреть на солнце и ответить на вопросы:

- что ощущаешь, когда обращаешь лицо к солнцу?

- можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Рассматривая камни через лупу, дети видят трещины, узоры, кристаллы. С большим интересом проходит исследовательская деятельность в зимнее время. В совместной деятельности педагог - ребенок проводится опыт. В стеклянную банку налита вода, плотно закрыта крышкой и оставляется на улице. Вскоре банка лопается, а вместо нее остается кусок льда. Дошкольники выдвигают свои гипотезы и приходят к выводу: –замороженная вода – лед – занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. На вопрос, что будет, если лед занести в помещение дети сразу дают ответ – растает. Рассматривая снежинки на цветном картоне, дошкольники определяют свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Набрав снег в стаканчики, дети ставят один на солнце, а второй в тень. В конце прогулки сравнивают, где снег быстрее осел, и приходят к выводу: под лучами солнца снег нагревается и оседает. Дотрагиваясь до металлических предметов, дошкольники определяют, где солнце греет сильнее, какие предметы нагреваются быстрее, делают вывод: темные предметы нагреваются быстрее, они меньше отражают света. Весной совместно с педагогом дошкольники определяют силу ветра с помощью флюгера, направление по компасу.

Формированию познавательного интереса у детей с неживой природой способствовали дидактические игры. Дидактическая игра: «Круговорот воды в природе» способствует закреплению знаний о значении воды для жизни человека, объясняет причину выпадения осадков. В игре используется прием фантазирования и метод эмпатии. Дети рассматривают схему, взявшие на себя роль маленьких человечков, передвигают их символы по схеме и обыгрывают этапы процесса.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо». В игре дошкольники анализируют свойства ветра, учатся выдвигать противоречия, заложенные в его сущность. Хорошо – ветер приносит прохладу, дождевые облака, переносит семена растений. Плохо – приносит дождевые облака, нельзя гулять. Дует ветер – холодно. От сильного ветра могут упасть деревья.

Закрепляются знания о свойствах воздуха в играх «Игра с соломинкой» и «Волшебный фломастер».

В игре с соломинкой закрепляются знания, что внутри человека есть воздух и его можно обнаружить. Дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха и опускают конец трубочки в стакан с водой, образуются пузыри.

Игра «Волшебный фломастер» дети дуют в один конец фломастера, а из другого распыляется краска, используют трафареты. При рисовании используют силу потока воздуха.

В игре «Рисуем мыльными пузырями» закрепляются свойства воды – растворимость. Дошкольники самостоятельно по алгоритму готовят мыльный цветной раствор. Делают мыльные пузыри и на край стакана помещают лист бумаги. Остается мыльный, цветной отпечаток. Используя прием фантазирования, дети дорисовывают фломастерами или цветными карандашами.

Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с неживой природой в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Консультации для родителей, анкетирование, рекомендации способствовали проявлению интереса и становлению активными участниками в исследовательской деятельности. Родители занимали наблюдательно – поддерживающую позицию: проявляли интерес к детскому экспериментированию.

По рекомендации педагога проводили несложные исследования.

Консультация для родителей «Играем с песком, водой, глиной» позволяет проявлять совместную деятельность по экспериментированию на прогулках. В рекомендациях «Организация развивающей среды дома» знакомлю с принципами построения общения с детьми в процессе исследовательской деятельности. Мной разработана картотека опытов в совместной деятельности родитель – ребенок.

Результативность опыта.

В конце обучения у детей повысился уровень познавательных интересов –51,4%, исследовательских умений-64,2%. Дошкольники показали положительную динамику в проявлении исследовательской деятельности. Это проявилось в выраженном интересе к экспериментированию, в освоении исследовательских умений, настойчивости поиска и достижения результата, желание дальнейшего самостоятельного исследования и познания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий…

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования В настоящее время в связи...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Будь осторожен с огнем» Цель: Изготовление с детьми поделки «Огнетушитель». Задачи: 1. Познакомить...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем…

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем цвета» Цель: Закрепить основные цвета и познакомить с оттенками. Задачи: образовательные: - обогащать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Эхо войны» Образовательная область: познавательное развитие. Вид занятия: интегрированное. Формы организации непосредственно...