Методические рекомендации для воспитателей по теме:
«Ознакомление старших дошкольников с родным городом»
Обоснование актуальности.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.
Богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Технологическая схема опыта
Мы живём в Ульяновске – городе со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
В начале краеведческой работы мы провели диагностику по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего города, его культуре и достопримечательностях. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи:
- познакомить детей с историей и современностью города;
- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей;
- развивать стремление знать свой город;
- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.
Работа по ознакомлению старших дошкольников с родным городом проводилась по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями. Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.
Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым мы организуем экскурсии и пешеходные прогулки. Мы побывали с детьми:
- у памятника Генерал-майору авиации, дважды Герою Советского Союза Ивану Семеновичу Полбину.
- у памятника Б.М. Хитрово - ближнему боярину и дворецкому царя Алексея Михайловича. В 1648 г. был отправлен царем для строительства засечных черт на территории реки Волги.
- на площади 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, на которой располагается здание Ленинского мемориала, - это особое место, очень любимое ульяновцами и гостями города.
Вместе с детьми посещали Краеведческий музей.
В своей работе мы активно использовали дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Серьёзное внимание уделялось созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе:
- в книжном уголке – размещены коллекции открыток об Ульяновске, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Ульяновска”, литература о городе и тематические альбомы
- в уголке художественного творчества – размещён обширный материал ульяновских художников (Д. И. Архангельский, А. А. Пластов, Н. С. Сафронов),
- в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Нами был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных формы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д.), были оформлены папки-раскладушки и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Ульяновска, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Мы - ульяновцы», проведена совместная викторина «Знатоки родного города», а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Город глазами ребёнка”.
Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Ульяновска и трудовых буднях жителей города, о чём свидетельствуют результаты диагностики: высокий уровень – 54 %, средний уровень – 36%, низкий уровень - 10%.
Ульяновск – наш город. Его история уходит в далёкое прошлое. И очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным городом.
Дата, тема |
Содержание работы |
Сентябрь Наша родина в России Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него. |
- беседа "Имя города". - чтение стихов об Ульяновске, - рассматривание географической карты Ульяновской области |
Октябрь История города Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. |
- Беседа «История города». - рассматривание открыток «Симбирск - Ульяновск» |
Ноябрь Достопримечательности города Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город. |
- Экскурсия по городу «Достопримечательности города». - дидактическая игра «Достопримечательности города Ульяновска» |
Декабрь Символика города Цель: познакомить с символикой Ульяновска и Ульяновской области. |
- Знакомство с гербом города - знакомство с символикой Ульяновской области - дидактическая игра «Символика Ульяновской области» |
Январь Известные люди города Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ульяновска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. |
- Беседа «Знаменитые земляки: И.А. Гончаров (писатель), Пластов (художник)». - рассматривание репродукций художников – ульяновцев |
Февраль Предприятия родного города Цель: познакомить с предприятиями Ульяновска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессия |
- дидактическая игра «Чей логотип», - дидактическая игра «Предприятия Ульяновска» |
Март Транспорт Ульяновска Цель: дать представление о транспорте, выпускаемом в Ульяновске (автомобиль УАЗ, самолет Руслан). |
- дидактическая игра «Транспорт родного города», - беседа о Авиастаре - экскурсия к Ульяновскому автомобильному заводу. |
Апрель Вот моя улица Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. |
- прогулка по микрорайону - Викторина «Знатоки родного города» |
Май Боевая слава города Цель: Познакомить с памятными местами города Ульяновска; воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. |
- Экскурсия к памятнику Генерал-майору авиации, дважды Герою Советского Союза И.С. Полбину - Изготовление поделок для ветеранов Великой Отечественной войны |
Картотека игр по ознакомлению с родным городом
Название |
Цель игры |
Материал |
«Заколдованный город» |
Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
|
Карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников Ульяновска, цветные изображения этих достопримечательностей |
«Достопримечательности Ульяновска» |
Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ульяновска. |
Цветные изображения исторических памятников Ульяновска. |
«Узнай и назови герб Ульяновска» |
Закреплять знания детей о гербе г. Ульяновска, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов |
гербы городов и районов Ульяновской области |
«Символика Ульяновска и Ульяновской области» |
Познакомить детей с символикой Ульяновска и Ульяновской области (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге г.Ульяновска, районов Ульяновской области их расположение, значение. |
Карточки с изображением флагов и гербов Ульяновска, Ульяновской области и районов области |
«Транспорт родного города» |
Закрепить представления о транспорте, выпускаемом в Ульяновске (автомобиль УАЗ, самолет Руслан), способствовать возникновению чувства гордости за свой город. |
Пазлы (разрезные картинки) с изображением автомобиля УАЗ и самолета Руслан |
«Предприятия города Ульяновска» |
Познакомить с предприятиями Ульяновска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. |
Карточки с изображением продукции различных предприятий города. |
«Чей логотип» |
Закрепить знания о предприятиях Ульяновска, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. |
Карты с изображением логотипа предприятия в центре, маленькие карточки с изображениями продукции предприятий. |
Читайте также |
---|
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...
Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности...