Методические рекомендации по теме:
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников»

Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на зна­комство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.

Непосредственное участие родителей в жизни группы мной рассматривалось как базовый аспект проблемы сотрудничества ДОУ и семьи.

Прежде всего, привлекала родителей к обеспечению, созданию действительно комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ. Поскольку родители заинтересованы в развитии детей, то я побуждала принимать участие в жизни группы через осознание ими важности развития их собственного ребенка. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочу я, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Это постулат взаимодействия.

Родительские собрания являются классической и востребованной фор­мой сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.Они организуются с целью повыше­ния педагогической культуры родителей и привлечения семей воспитанников к активному сотрудничеству.

Я выделила для групповых родительских собраний новую тематику, полностью отражающую проблему этического развития детей. Проблемная тематика родительских собраний, естественно, потребо­вала составления алгоритма действий: подготовка, организация, поиск новых форм проведения собраний, обеспечение явки родителей. И они были найдены. Это деловые игры, беседы за круглым столом, решение педаго­гических ситуаций, конкурсы творчества родителей и детей и т.д. Алгоритм проведения родительских собраний приводится в таблице. (Приложение 1)

Использованный алгоритм позволил мне не только активизи­ровать родителей в ходе проведения собрания, но и привлечь максимальное количество мам и пап в его подготовке, что способствовало обогащению педагогических знаний родителей и повышению уровня их родительского и педагогического мастерства. Обмениваясь своими мнениями за круглым столом, родители не только обогатили и систематизировали свои знания, но и отстаивали в споре свою личную точку зрения, свою родительскую позицию.

Интересной формой является организация разнообразных вы­ставок. Конечно, в группе представлен уголок творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть выставляются совместные работы родите­лей и детей.

Сегодня в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, роди­телей и педагогов над какой-то общей темой. Мною совместно с детьми и родителями были реализованы такие проекты, как "Презентация ребенка" (создание семейных фотоальбо­мов), "Издательство книг" на этическую тематику (рукописные книги делались всей семьей – родитель пишет, а ребенок рисует), "Любимая игрушка нашей семьи" (каждая семья представляла свою любимую игрушку) и др. Каждый проект завершался большой выстав­кой, которая приносила большое удовольствие и детям и родителям, а также становилась стимулом для включения в совместную деятель­ность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой-ли­бо причине не смогли сделать этого раньше.

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить ро­дителей поближе с жизнью внутри группы, деятельнос­тью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвя­щенными какому-то интересному событию из жизни группы: празд­нику, увлекательному досугу. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и спо­собствовала педагогическому просвещению родителей. Совместно с помощником воспитателя я фотографировала детей на прогулке во время игр и в режимных моментах. Фотографии отражали эмоциональную сферу детей, эпизоды взаимоотношений со своими сверстниками. Рассматривая фотографии некоторые родители узнавали новое о своем ребенке. Также мною используются записи своеобразных "интервью" с детьми на разные темы (например, "Как мы играем с друзьями", "Мои любимые занятия" и т. д.), съемку видеофрагментов различных видов деятель­ности (игры, занятий, труда), режимных моментов.

Радовал нарастающий интерес родителей к участию в конкурсах: «Луч­шая композиция из природного материала», «Наше родословное древо», «Детский сад - дом радости», «Зимние фантазии».

Использование мною наглядно-ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении пе­дагогических знаний.

 

Информационно-просветительские формы

Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий в группе, объявления. Один из разделов стенда специалисты советуют, где было посвящено несколько тем этического плана: «Как вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса», «Советы любящему папе», «10 советов маме, которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом».

Папки-передвижки призваны более подробно познакомить роди­телей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого я выясняю у родителей, их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из га­зет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особен­ностях детей и др.

Педагогическая газета - это одна из форм распространения совместного (педагогов и родителей) опыта этического развития детей в нашем детском саду.

На основе выявления вопросов, тем, проблем, интересующих родителей и меня как педагога, было определено содержание рубрик газеты. Самыми необхо­димыми оказались рубрики: «Говорят дети», «Мы спросили - Вы ответи­ли», «В помощь родителям», «Приглашаем к раз­мышлению», «В кругу семьи», «Анонс».

Авторами материала выступают родители, воспитатели, психолог. Мате­риал включает фотографии, приведенные педагогические примеры и си­туации, вопросы к родителям, советы и рекомендации, детские рассуждения и высказывания.

Традиционно 1 рубрика посвящена содержанию номера по заявленной теме и содержит высказывания детей на поставленный вопрос («Что такое доброта?», «За что мы любим детский сад», «Воспитанным быть - это ...»).

Рубрика «В помощь родителям» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны нравственного воспитания детей («Нравственное начало - в каждом взрослом», «Все начинается со слова «Здравствуй», «Похвала - инструмент мудрой родительской педагогики», «Негативные проявления детей и пути их преодоления» и др.). Авторами ма­териала выступают родители, педагоги, психологи.

Рубрика «Приглашаем к размышлению», включает решение предложенных педагогических ситуа­ций, задач на основе использования семейного опыта нравственного воспи­тания детей.

Здесь же родителям предлагаются досуговые моменты: этические кросс­ворды, игры в кругу семьи, пословицы и поговорки и др.; анонс мероприя­тий ДОУ на следующий месяц.

Обязательно в газете публикуются слова благодарности родителям, активно участвующим в жизни группы, в отдельных мероприятиях. Каждый выпуск газеты (периодичностью 1 раз в 2 месяца) может быть по­священ одной теме или затрагивать самые различные аспекты, все рубрики в равной степени ей подчинены.

И еще я практикую организацию мини-библиотек для детей и их родителей. Предлагаю читать детям сказки и обращать внимание детей на поведение героев сказок. Подсказываю, как провести небольшие этические беседы с ребенок по прочитанной сказке. Ели дома нет такой книги, то родители берут книги домой, а потом возвращают.

Таким образом, использование педагогами наглядно-информаци­онных форм общения играет важную роль в формировании педагоги­ческой культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном уч­реждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.

При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтому наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партне­ров — педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

Эффективное взаимодействие проявлялось в подготовке к праздникам, вечерам досуга: родители шили костюмы, готовили декорации, изготавли­вали сувениры и декоративные композиции, принимали участие в ходе празднования. Часто родители идут на тесный контакт именно в неофициальной обстановке: во время оформления группы к праздникам или спектаклям, в период проведения трудовых десантов или праздничных концертов. Такие мероприятия часто заканчивались чае­питием в группе, где и начинались доверительные разговоры «по душам» на самые разные темы: обсуждались возрастные психологические особенности детей, способы разрешения конфликтных ситуаций, методы оказания роди­телями помощи своему ребёнку в преодолении его трудностей. Эти «поси­делки» положительно влияли и на детей, которые культурно покидали свои места за столом, организовывали самостоятельно игры по интересам, со­вершенно не мешая обсуждению взрослыми своих проблем. Этому способ­ствовали и специально организованные деловые игры, активизирующие большинство родителей и обеспечивающие пропаганду передового роди­тельского опыта, снятия у родителей многих проблем этического воспи­тания детей.

Особое место в достижении единого подхода в вопросах этического раз­вития детей занимают встречи в родительском клубе, не практикуемые прежде.

В уютном, хорошо освещенном пространстве, на фоне доброжелатель­ного откровенного общения родители чувствуют себя единомышленниками, обсуждающими важные вопросы, обменивающимися опытом друг с другом и воспитателями группы.

Осуществление встреч 1 раз в 2 месяца требует немало усилий: организация родителей (явка), выбор и оформление пространства для встреч, составление плана, распределение ответственных и др. Выбор тем определяется уровнем типичного поведения детей, результатами изучения особенностей воспитан­ников в семье, потребностями родителей.

Подготовка содержательного материала для проведения встречи в родительском клубе осуществляется силами воспитателей, с приглашением специалистов (психолог, музыкальный руководитель, логопед, методист), которые впо­следствии проводят эти встречи или являются их участниками.

В целом алгоритм подготовки и проведения встреч может быть пред­ставлен следующим образом:

1. Выявление и постановка проблемы для обсуждения на основе анкети­рования, опроса родителей.

2. Подбор необходимой литературы, музыкального материала, художе­ственного и поэтичного слова.

3. Составление плана проведения встречи и выступления.

4. Выбор методов активизации родителей.

5 Создание педагогических проблемных ситуаций.

6. Разработка конспектов занятий с детьми для показа родителям.

7. Видеосъемка бесед с детьми как важный фрагмент встречи.

8. Подготовка объявления (очень важна своевременная и нетрадицион­ная форма оповещения родителей о проведении предстоящей встречи).

 

Приведу пример наиболее удачных встреч:

Проект 1 встречи: «Азы воспитанности»

1. Круглый стол «Как мы понимаем азы воспитанности».

2. Игровые педагогические ситуации и их решение.

3. «Острое блюдо» - решение нестандартных детских проявлений.

4. Опыт работы (высказывания, мнения, пожелания), выставка методи­ческой литературы.

5. Презентация газеты «Смешарики».

 

Проект 2 встречи: «Семейные традиции»

1. Интервьюирование родителей «Что значит Новый год для Вашей семьи?»

2. Сообщение ведущего о праздновании «Нового года» - истории его возникновения, традициях проведения.

3. Обмен родителей опытом семейных традиций встречи и празднования Нового года.

4. Конкурс «Изготовление елочных игрушек» из нетрадиционного мате­риала; выставка новогодних композиций.

5. Советы специалиста в копилку родителей.

6. Игры-соревнования в Новогоднюю ночь.

8. Новогодние песни.

 

Проект 3 встречи «Искусство хвалить»

1. Вступительное слово ведущего «Роль похвалы в жизни взрослых и де­тей».

2. Занятие с детьми 4-го года жизни «Заколдованное сердце».

3. Анализ занятия родителями и педагогами.

4. Игра «Кто больше назовет слов, обозначающих похвалу?».

5. Педагогические ситуации.

6. В копилку родителей «Похвала - инструмент мудрой педагогики».

 

Проект 4 встречи «Проведение детских праздников в семье»

1. Выступление музыкального руководителя «Праздники в жизни ребен­ка».

2. Выставка эскизов оформления детских праздников.

3. Игры, забавы, аттракционы - рекомендации родителям.

4. Обмен рецептами семейных праздничных блюд.

5. Круглый стол с чаепитием «Мы дружим с Этикетом».

 

Проект 5 встречи «Любви все возрасты покорны»

1 .Вступительное слово ведущего о родительской любви.

2. Игра «А как поступите Вы?»

3. В копилку родителям «Пределы любви»; «Расположи людей к себе».

4. Итоги конкурса макетов «Лицо нашего города» с вручением призов победителям.

5. Финальная песня «Веселый смех».

 

Определение эффективности технологии взаимодействия педагогов с родителями произведено путем анализа результатов диагностики.

В начале и в конце учебного года родителям предлагались специально разработанные анкеты. Как показал сравнительный анализ анкет, в начале и в конце учебного года все родители осознали, что сотрудничество с ДОУ оказало серьезное влияние на повышение этической и педагогической культуры всех членов семьи. Большинство родителей от­мечали повышение уровня доверия к педагогам. Именно в ДОУ они полу­чили не только первоначальное просвещение, но и основную информацию по вопросам формирования этической культуры у детей. Мероприятия с активными формами участия родителей, как отметили многие из них, явились важным средством совершенствования культуры поведения детей и самих родителей, взаимоотношений между взрослыми и детьми. Только общение с высоко­квалифицированными специалистами ДОУ помогло многим родителям по-новому (а некоторым впервые) осмыслить проблемы семейного воспитания.

Из ответов на вопросы анкеты родителей в целом следует вывод: они по-новому оценили труд педагогов, их вклад в процесс формирования базиса личностной культуры детей, явного повышения уровня нрав­ственных проявлений. Приятно отметить, что нет ни одной анкеты, где бы отмечалось отсутствие воздействия педколлектива на семью, и тем более, отрицательного.

Мной были отмечены и результаты в поведение детей. У детей появилось желание следить за своим внешним видом; в речи появилось больше «добрых» слов, дети стали более внимательны ко взрослым и сверстникам; в группе стало меньше раздоров и ссор между детьми. Все это позволяет сделать вывод, что формированию у дошкольников этических норм, взаимоотношений с окружающими, овладению речевым этикетом и культурой общения эффективно способствует совместная работа воспитателя и родителей.

 

Система игр по воспитанию этической культуры малышей

Задачи

Виды игр

Дидактические, развивающие

Сценарные

(с элементами

инсценирования)

Диагностические

Сюжетно-ролевые

1. Воспитание ги­гиенической куль­туры.

«Купание куклы

Маши»,

«Водичка, водичка,

умой мое личико»

«Ждем гостей»,

«Непослушные

вещи»

«Сам собою полюбуюсь», «Помощники Мойдодыра»

«В магазин за вещами», «Ванечка просту­дился»

2. Формирование основ культуры еды.

«Кукла Таня у нас в гостях», «Все готово, ку­шай на здоровье»

«Научим Ванечку красиво кушать»

«Мы опрятные

ребята»,

«Накроем стол к

обеду»

«Принимаем

гостей»,

«Магазин посуды»

3. Воспитание основ культуры общения.

«Как у Ванечки

улетели воздушные

шары»,

«Теремок»

«Козлята и

зайчик»,

«Мы порадуем

маму»

«Плохо-хорошо», «Скажи ласково»

«День рождения

Ванечки»,

«Здравствуй,

доктор, дочка

заболела»

4. Воспитание культуры речи.

«Вы хотите ? -

Мы хотим»,

«Вежливый

Ванечка»

«Эти удивитель­ные пирамидки», «Красиво обра­тимся с просьбой»

«Здравствуй и

прощай»,

«Позвоним маме

и порадуем»

«Мамин праздник», «Чаепитие»

5. Формирование опыта поведения в детском саду и общественных мерах.

«Сам игрушкой поиграй и товари­щу отдай»

«Быстрый трам­вайчик»

«Помоги Гномику» «Поссорились два петушка»

«Ссориться не будем»

6. Воспитание основ культуры чувств и нравст­венно-ценностных отношений.

«Угадай, чьи

глаза»,

«Поможем зайке

собраться на

прогулку»

«Развеселим

Гномика»,

«Песня веселая

и грустная»

«Волшебное зер­кальце»,

«Про Мурку и ее котят»

«Моя бабуля», «В гости к стар­шим детям»

7. Формирование нравственно-дея­тельного отноше­ния к предметной среде.

«В гости к кукле

Кате»,

«Разноцветный

сундучок»

«Хозяюшка», «Как красиво в нашем доме»

«Я сам», «Угадай-ка»,

«Маленькие помощники»

«Игрушки нас

благодарят»,

«Путешествуем

по Волге»

 

План – программа интеграции работы с семьей по этическомуразвитию детей

Месяцы

Наименование мероприятий

Сентябрь

1. Заседание родительского комитета «Утверждение плана рабо­ты на год».

2. Родительское собрание «Роль семьи и детского сада в вос­питании детей».

3. Письменная консультация «Будем взаимовежливы»

4. Косультация «Задачи этического воспитания младших дошкольников"

Октябрь

1. Заседание родительского комитета «Программа всеобуча родите­
лей и пути ее реализации».

2. Презентация педагогического клуба «Молодая семья». Первая встреча «Азы воспитанности».

3. Презентация выпуска групповой газеты «Золотой ключик».

Ноябрь

1. Заседание родительского комитета «О помощи в проведении осеннего праздника».

2. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: «Семейные традиции».

3. Письменная консультация «Культура за столом»

4. Конкур поделок из овощей «Дары осени»

Декабрь

1. Заседание родительского комитета «О подготовке и проведении новогодних праздников».

2. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: Воспитание музыкальной культуры и основ духовности у детей 3 - 4 лет».

3. Письменная консультация «Приобщение детей к на­циональной культуре».

4. Конкурс игрушек –гигантов на городскую елку».

Январь

1. Заседание родительского комитета «Участие родителей в конкурсе на лучший досуг - зимние забавы на участке».

2.Письменная консультация «Моя и чужая собственность»

3. Выпуск газеты «Золотой ключик».

4. Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании»

Февраль

1. Заседание родительского комитета «Об организации и проведении
праздника «День защиты Отечества».

2. Тематический день «День доброты и любви».

3. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема «Искусство хвалить».

Март

1. Заседание родительского комитета «О подготовке и проведении праздника 8 марта».

2. Тематический день «сделай подарок маме и бабушке».

3. Выпуск газеты «Золотой ключик».

Письменная консультация «Эмоциональное самочувствие детей в полных и неполных семьях»

Апрель

1. Заседание родительского комитета «Утверждение целевого проек­та «Родители на участке».

Общее родительское собрание «Защита прав и достоинств ребенка в детском саду и семье».

3. Выпуск газеты «Золотой ключик».

Май

1. Заседание родительского комитета «О подготовке детей к летне-оздоровительному сезону»

2. Тематический день. «О подготовке и проведении конкурса лучший цветник».

3. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: «Знать и понимать ребенка».

Июнь

1. Заседание родительского комитета «Поведение итогов работы».

Тематический день «Счастливое детство» (конкурс рисунков, худо­жественных поделок, экспозиций).

Выпуск газеты «Золотой ключик».

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились...

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные» Дети в дошкольном возрасте очень любят домашних животных. Современные дети очень мало контактируют с домашними животными, т.к. живут...

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Читайте также

Люби и знай свой край!

Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и...

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней…

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней группеТема: Выполнение аппликации из бумаги «Синичка» Цель: формировать умение работать ножницами:...