Консультация
«Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста»
Колоссальную роль в жизни наших детей играют краеведческие экскурсии. Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории, археологии, биологии. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новый багаж знаний, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго.
Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Но прежде чем отправиться на такую экскурсию следует провести подготовительную работу (1 этап): дать ребятам представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т.д. Дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя, и с ещё большим нетерпением ждут краеведческую экскурсию. Сама экскурсия — это 2 этап.
Во время экскурсии необходимо удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу (3 этап): это будут детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения. После беседы для закрепления материала (4 этап) с детьми можно заняться творчеством - создавать игры, рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала, рассказ о путешествии, либо экологическую сказку с картинками. Фантазии нет предела.
Чем старше дети, тем дольше может длиться экскурсия:
средние группы — тематические прогулки в соседний лесопарк «Благодать» в пределах микрорайона;
старшие группы — посещение музеев с выездом в центр города;
подготовительные группы — посещение музеев и памятников природы в других районах города.
Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города Сочи формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия. Дети придумывают больше творческих игр, которые воплощают в саду и дома.
Творческие работы свидетельствуют о первых ростках любви к малой Родине, о постепенном укреплении нравственно-патриотических основ, таких важных для взросления ребёнка! Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру. Каждый воспитатель в силе привить любовь к родному краю детским сердечкам, и помогут начать это нелегкое дело дидактические игры по краеведению (используйте по аналогии для своего города, края).
Дидактические игры по краеведению «Изучаем Сочи»
Изобрази явление природы.
Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Черноморского побережья (радуга, наводнение, землетрясение, листопад, дождь, снег, туман, гроза, смерч, тягун и др.)
Материалы: картинки с изображением явлений природы.
Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.
Родники Кавказа.
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о водных объектах побережья (озера, водопады, родники, водоемы, пруды, болота)
Материалы: картинки с изображением водных объектов, мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч поочередно каждому ребенку, а дети говорят название водного объекта. Например, водопад Ореховский.
Кавказские тропы.
Дидактическая задача: закрепить умение ориентироваться по карте.
Материалы: карта Большого Сочи, пропуски из цветной бумаги, маленькие магнитики.
Ход игры: Дети вспоминают, что леса, горы — все охраняется Кавказским государственным биосферным заповедником, и чтобы пройти по тропам, надо взять пропуск. Воспитатель выдает «пропуск» и дети показывают свой маршрут похода, отмечая его магнитиками.
Как избежать неприятностей на природе.
Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах, в горах.
Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.
Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.
Знакомьтесь, родной край.
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.
Материалы: фотографии с видами Сочи, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.
Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.
Покажи и назови памятники природы.
Дидактическая задача: закрепить знания о природных памятниках, имеющих культурную и историческую ценность (ущелья, пещеры, рощи, водопады и др.).
Материалы: изображения памятников природы, карта с районами Большого Сочи.
Ход игры: Дети выбирают памятники природы из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по 4 районам Большого Сочи (Центральный, Хостинский, Адлерский, Лазаревский).
Назови памятники архитектуры.
Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).
Материалы: изображения памятников архитектуры, карта с районами Большого Сочи.
Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по 4 районам Большого Сочи (Центральный, Хостинский, Адлерский, Лазаревский).
Красный огонек.
Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
Материалы: Красные книги растений и животных.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира Западного Кавказа те растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
Моя улица.
Дидактическая задача: закрепить знания о современных и старых названиях улиц.
Материалы: старые фотографии города Сочи, карта Большого Сочи.
Ход игры: Дети на карте города находят свою улицу и подписывают её название, затем в скобках пишут старое название.
Узнай птицу по оперению.
Дидактическая задача: закрепить знания о птицах Черноморского побережья.
Материалы: карточки с изображением разных птиц.
Ход игры: Дети выбирают птиц, обитающих на побережье Чёрного моря, а также птиц, живущих в лесах Западного Кавказа.
Литература
1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях — М: ЦРИБ «Турист», 1992.
2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности/Под ред. А.А.Остапца. - М.:АРКТИ, 2004.-176 с.
Читайте также |
---|
Сценарий беседы «Пожарная безопасность»
Сценарий беседы «Пожарная безопасность» Цель: Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Задачи: учить отвечать на...
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...