Опыт на тему

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную с педагогом деятельность»

 

I. Условия возникновения опыта.

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей.

Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность.

Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество.

Признаки агрессивности проявляются уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

  • демонстрация насилия по телевидению,
  • экономическое неблагополучие семьи,
  • социальная нестабильность в обществе,
  • недостатки воспитания,
  • неблагополучная семейная обстановка,
  • низкий уровень эмоционально-волевой сферы,
  • несформированность механизмов саморегуляции поведения.

У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы.

Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального благополучия.

 

II. Актуальность.

Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.

Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.

Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, непосредственность.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.

Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются.

Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.

В настоящее время у детей часто отмечается состояние эмоциональной напряжённости, и как следствие, напряжённые отношения в детском коллективе.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

 

III. Ведущая педагогическая идея.

Особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

  • во взаимоотношениях мужчин и женщин как базиса построения семьи,
  • во взаимоотношениях между родителями и детьми,
  • во взаимоотношениях между педагогами и детьми,
  • во взаимоотношениях между общественными учреждениями и семьёй в разделении функций обучения и воспитания ребёнка.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый), неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Исходя из этих проблем, важным фактором в работе педагога становятся:

  • уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период дошкольного возраста,
  • раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения ребёнка,
  • поиск методов, приёмов управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями.

При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

 

IV. Теоретическая база опыта.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлёта и падений. Ещё в XIX веке психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

В 1914 году психолог Н.Н. Ланге считает, что эмоции незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» - мышления и воли. Возможно причиной такого отношения к эмоциям явились трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.

В 1924 году в книге «Психология детства» психолог и педагог В.В.Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка.

Примерно в тоже время, в 1926 году, психолог А.С.Выгодский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Невнимание, невостребованность и даже как бы несуществование в течении ряда лет проблем воспитания, связанных с определёнными сторонами эмоциональной жизни ребёнка, можно объяснить специфическими для нашей страны причинами социального характера. Частично это можно объяснить длительным отсутствием запроса на исследовательские работы в области эмоций.

Однако в условиях последующей перестройки социально – экономического уклада жизни в нашей стране и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильность. И как в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний – нестабильный – переживаниями людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии.

И всё-таки…. В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества. Лишь в последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.П. Зинченко, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков).

Итак, основные задачи современной психологии и педагогики эмоций состоят в следующем:

  • уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период дошкольного возраста,
  • раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения детей,
  • поиск методов, приёмов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а так же коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

 

V. Технология опыта.

Работа с детьми.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников таких авторов как А.Д.Кошелев, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы, предложенные педагогом из города Новосибирска Н.Головкиной:

  • Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.
  • Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
  • Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.
  • Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

Чтобы работа с детьми носила целенаправленный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. За основу взяла диагностику, разработанную Л.П.Стрелковой, выделяя следующие параметры:

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности,
  • адекватная реакция на эмоциональное состояние других людей,
  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

На основе результатов диагностики был составлен тематический план работы с детьми.

В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций.

Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Снизить уровень агрессивности у детей стараюсь в играх, в которых можно драться, например «Бой подушками» и т.д. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т.д.).

Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.

Ценность такой работы заключается в следующем:

  • расширяется круг понимаемых детьми эмоций,
  • дети начинают лучше понимать себя и других,
  • у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В результате работы по эмоциональному воспитанию детей, в группе сложились определённые традиции. Мы завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети ставят свои фотографии с той пиктограммой, с каким настроением они пришли, а если оно меняется в течение дня, то они переставляют свою фотографию. Дневник концентрирует внимание детей на своих эмоциях и на эмоциях окружающих.

Весело и душевно у нас проходят сладкие вечера, дни рождения детей. Стало традицией пить чай с разными вкусностями. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение.

Педагогическую работу я строю с учётом следующих положений:

  • Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.
  • Опора на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т.д.).
  • Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей         и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.

В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:

  • утренние и вечерние круги,
  • работа во время организованной образовательной деятельности в малых группах, при этом состав группы не постоянный – в течение учебного года у каждого ребёнка появляется возможность поработать со своими сверстниками,
  • организация взаимодействия малых групп между собой,
  • обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся высказывать свою точку зрения),
  • отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников,
  • построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами,
  • просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других технических средств обучения,
  • экскурсии, целевые прогулки,
  • тематические вечера.

Раскрою задачи и варианты для каждой возрастной группы.

 

Вторая младшая группа.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

- побуждение детей к эмоциональному реагированию,

- поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).

Для реализации этих задач я применяла сенсорные игры, игры с водой (пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластиковые ёмкости и т.д.). Параллельно с сенсорными играми я проводила игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступали произведения детских писателей, фольклор.

Во второй младшей группе знакомила детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы я акцентировала внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно, я демонстрировала проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждала детей к определению эмоциональных состояний.

Дети этого возраста должны научиться видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний. Для этого я использовала иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях, я предлагала детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.

 

Средняя группа.

На этом этапе решалось больше задач, связанных с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования. Для этого я использовала сенсорные игры.

В среднем возрасте я пополняла «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т.д.), учила подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т.д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов я обращалась к литературе, использовала наглядный материал. Я старалась учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач я проводила беседы с использованием пиктограмм.

 

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:

- совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,

- стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Для решения этих задач я использовала серию эмоционально-экспрессивных игр. Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.

Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.

Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться любить – этому научиться сложно.

Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

 

Работа с родителями.

Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 26 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 5. По результатам анкетирования я составила план работы с родителями.

На первом этапе работы я познакомила родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, а также старалась подключить к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.

Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания с чаепитием, где информировала их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
  • анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
  • знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.

На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом мне помогли:

  • домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
  • участие родителей в праздниках;
  • совместные мероприятия родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения;
  • домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.

В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:

  • анкетирование ребёнка с помощью родителей на тему «Вот я какой!», которое позволяет родителям совместно с ребёнком заметить, осознать и пережить приятные минуты, совместно изучая индивидуальность ребёнка;
  • домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем оформлением выставки);
  • организация досуга с семейными конкурсами, чаепитием;
  • совместный тематический рисунок «Что нас радует?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
  • разучивание с родителями психогимнастических упражнений;
  • совместные рисунки родителей и детей «Что нас радует», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь» и т.д.;
  • анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.

Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.

Последующее анкетирование подтвердило целесообразность выбранного направления работы. Из 26 семей серьёзно к этой проблеме стали относиться 20.

 

VI. Новизна.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.

Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

 

VII. Результативность.

Результатом такой работы стало ее эффективность и положительное влияние на психическое здоровье детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, комплексный подход к оздоровлению, развитию эмоциональной активности использование психогимнастики, аутотренига в режиме дня, дали положительные результаты:

 

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:

  • отношение детей к нравственным нормам повысилось с 11% (3 детей) в 2009 г до 80% (20 детей) в 2011г;
  • увеличилось число лидеров с 31% (8 детей) в 2009г до 70% (18 детей) в 2011г;
  • снизилась агрессивность с 38% (10 детей) в 2009г до 8% в 2011г (2 детей).

Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как физического так и психического здоровья детей

Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.

 

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • возрос интерес родителей к эмоциональному развитию ребёнка с 11% (3 семьи) в 2009г до 62% семей (16 семей) в 2011г;
  • активность участия родителей в педпроцессе увеличилась с 23% (6 семей) в 2009г до 77% (20 семей) в 2011г.;
  • повысилась педагогическая компетентность с 19 % (5 семей) в 2009г до 65% (17 семей) в 2011г.

Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в целом.

Представленная система работы позволяет эффективно решать вопросы полноценного психического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность положительном эмоциональном восприятии жизни.

Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников. и развитии активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных технологий.

 

VIII. Адресная направленность.

Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности педагога в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.

При реализации работы по эмоциональному развитию важно учитывать этапность поставленных целей и задач.

1. На первом этапе педагогу необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе и другим людям, чувство Мы.

2. На втором этапе важно обратить внимание на интерес детей к сверстникам, развитие эмпатии, способности сопереживать, понимать, видеть, слышать другого.

3. На третьем этапе обратить внимание на формирование позитивных представлений детей о себе. Главная задача педагога – обеспечить сознание ребёнком своей значимости, гордости за свои успехи, познание своей индивидуальности.

4. На четвёртом этапе важно обратить внимание на эмоциональную восприимчивость детьми себя и сверстников, способность самовыражения. Это возможно при эмоциональной открытости самого педагога при взаимодействии с детьми.

5. На пятом этапе важно вести детей, опираясь на их чувства принадлежности к группе, умение воспринимать другого, согласовывать свои действия, достигать успеха в группе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики»

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики» Цели: 1. Развитие мышления, внимания, смекалки. 2. Приобщение детей к работе в коллективе. 3. Развивать чувство...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа). Тема: «Лесной городок…

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа) Тема: «Лесной городок для зайчат» Цель: Создать условия для творческой деятельности детей. Формирование простых конструктивных...