Проектная деятельность в детском саду: Проект «Дедушкина медаль»
Работа содержит приложения:
2. УМК по проекту «Дедушкина медаль». Экскурсии к памятникам защитникам Отечества в г. Твери
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные психологи и педагоги отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.
Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как на специально организованных занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего учреждения, ориентируясь на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Как мы подходили к выбору тематики будущих проектов? Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии Тверского края.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Дедушкина медаль».
Цель проекта состояла в осуществлении нравственно-патриотического воспитания детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
- познакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
- познакомить с памятниками героям войны в г. Твери;
- изучить военные песни и стихи, прочитать рассказы;
- сформировать интерес к истории своей семьи;
- раскрыть понятие Родины, привить любовь к Отечеству и близким людям.
Был разработан специальный план работы, который обеспечил постепенное осознание детьми значимости таких ценностей, как Родина, семья, история.
Творческий проект нашего дошкольного учреждения «Дедушкина медаль» был успешно осуществлен в период с февраля по май 2011 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.
Педагоги познакомили детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат. Очень увлекательно прошли экскурсии в музей Лизы Чайкиной, работники которого рассказали о подвигах наших земляков. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям погибшим в Великой отечественной войне.
После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы, в детском саду.
У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему этапу программы – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом о том, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы (записанные родителями со слов детей, иллюстрации к данным рассказам, на основе которых постепенно всеми вместе составлялась рукописная книга-альбом «Книга памяти Великой отечественной войны».
Педагоги стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс оформления альбома, и занимал позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.
В процессе составления рукописной книги ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.
Накануне празднования 9 мая был проведен утренник, посвященный Дню Победы, где была проведена презентация рукописной книги «Книга памяти Великой отечественной войны». На это мероприятие были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, присутствовали родители, дедушки и бабушки наших воспитанников. Ветераны делились интересными, запоминающимися историями о войне, ребята задавали вопросы. По тому, как ребята общались с ветеранами и как уважительно к ним относились, заметно было понимание детьми ценности Великой Победы.
В целом можно сказать, что по поведению ребят было видно, насколько они прониклись уважением ко Дню Победы, любовью к своей стране и своей семье.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в МДОУ Детский сад №107 продолжается, в частности именно по тематике Великой Отечественной войны. Книга-альбом «Книга памяти Великой отечественной войны», составленная детьми, пополняется все новыми рассказами, фотографиями и иллюстрациями, которые приносят как участники описываемого проекта, так и уже новые, повзрослевшие воспитанники.
Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны не умрет!
Проект «Дедушкина медаль»
Актуальность:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме 65-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).
Задачи:
- Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
- Посещение памятников воинам Великой Отечественной войны в г.Твери;
- Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны);
- Систематизация собранного материала в виде рукописной книги;
- Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов; презентация рукописной книги.
Возраст детей на которых рассчитан проект: старшая и подготовительная к школе группа (6-й и 7-й год жизни)
Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители
Срок реализации проекта: февраль-май 2010 года.
Тип проекта: творческий.
По характеру: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный
Форма проведения: занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.
Ожидаемые результаты: создание рукописной книги для мини-музея группы.
Прежде всего наметили этапы работы:
Организационно -технологические – срок: февраль.
1 этап. Начальный
Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта.
2 этап. Планирование
Цель: Формулировка цели, задач и методов для их достижения
Определение критериев оценки результатов.
Использованная форма работы позволила получить первый результат. Разработана теоретическая часть проекта и оформлена в соответствии с требованиями.
Внедренческие - срок март, апрель
3 этап. Принятие решения Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности.
Работа с информацией, синтез и анализ идей позволил выбрать оптимальный вариант плана деятельности
4 этап. Выполнение Цель: Реализация проекта в образовательную практику.
Заявленные формы работы оказались результативными: беседы, экскурсии, совместная деятельность детей и педагогов, поисковая деятельность. Теоретические основы проекта были реализованы в практику, проект оформлен
Презентационные - срок май
5 этап. Оценка результатов Цель: подведение итогов
Участие проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).
6 этап. Защита проекта Цель: Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов; презентация рукописной книги
План мероприятий
- Рассказ педагога о Великой Отечественной войне, подвигах русских солдат
- Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. Кассиль. Твои защитники. Солдатская медаль и пр.).
- Вместе с воспитателем дети разрабатывают план действий.
- Экскурсии к памятникам защитникам Отечества в г. Твери.
- Беседа с родственниками дома с целью: воевали ли старшие члены семьи и были ли у них медали и за что.
- При помощи родителей запись этих рассказов, создание рисунков, фотографий.
- Создание рукописной книги для мини-музея группы.
- Презентация книги на празднике, посвященном Дню Победы.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Выбери профессию»
Дидактическая игра «Выбери профессию» Для детей 4-5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Выбери профессию» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие памяти...
Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…
Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе
Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»
Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»