Содержание и формы работы, по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях с использованием синтеза искусств
Цель работы - развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с использованием синтеза искусств.
Полученные данные исследования особенностей формирования творческих способностей дошкольников положены нами в основу методических рекомендаций по преодолению выявленных нарушений. Исходя из этого, задачи коррекционно-развивающего обучения можно обозначить следующим образом:
- активизация процесса воображения с помощью различного вида творческих заданий;
- развитие творческих комбинаторных навыков на основе формирования операциональных компонентов творческого воображения;
- формирование структурных психологических компонентов творческих способностей путем расширения запаса знаний и представлений об окружающем; развитие эмоционально-чувственной сферы;
- формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к изобразительному искусству, музыке, художественному слову, умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства;
- активизация речевой деятельности, обеспечивающей процесс творческого воображения.
В соответствии с указанными задачами, программа поэтапного экспериментального обучения предусматривает постепенное нарастание сложности и объема заданий с учетом особенностей речевого дефекта, психического развития и индивидуальных особенностей обучаемых детей.
С учетом деятельностного подхода к развитию психических функций коррекционно-развивающая программа включает следующие направления работы: развитие творческого воображения в процессе конструирования (на основе метода наглядного моделирования); развитие воображения в ходе изобразительной деятельности; формирование творческих способностей детей в игровой деятельности, на основе драматизации, в ходе специальных игровых занятий и упражнений, стимулирующих творческую активность детей; повышение речевой активности детей в процессе занятий по развитию творческого воображения, обучение детей творческому рассказыванию.
Развитие творческого потенциала ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить творческое развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с использованием игровой и музыкально-эстетической деятельности. Как известно, музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Содержание проводимой нами работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т С. Комарова, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.
Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, в своей деятельности мы базировались на принципе интеграции в подаче учебного материала. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе стали основным правилом в построении системы комплексных занятий с детьми.
На решение поставленных задач были ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда. Развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием принципа синтеза искусств предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников: «Волшебные приключения Кляксы», «Какими бывают облака?», «Осенние деревья. Чудесный сад. Самое грустное и самое веселое дерево в саду», «Осенняя сказка. Пейзаж по контрасту», «Осенняя сказка» (продолжение), «Волшебное дерево», «Сказочные птицы», «История на грядке», «Море», «Волшебные паруса», «Иван-царевич и его братья-соперники», «Что написано на камне?», «Ковер доброго и злого волшебника», «Волшебный замок» (продолжение), «Новогодняя елка», «Какая она, зима?», «Игра в снежки», «Артисты цирка. Самый веселый клоун мира», утренник «Фольклорный праздник».
Особое внимание нами было уделено интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности. В их основу положены методические разработки Т.С. Комаровой, Н.Ж. Кряжевой, Н.В. Корчаловской, С.К. Кожохиной, О.А. Куревиной. Также в работе мы использовали дидактические игры, направленные на обогащение творческого потенциала детей с ОНР средствами искусства: «Угадайка», «Знайка», «Путаница», «Похоже-непохоже», «Музыкальная загадка», «Аудиозагадка», «Сложи сказку», «Радость и грусть», «Оживлялки», «Измени конец сказки», «Игры со словами», «Волшебный круг», «Придумай портрет», «Придумай пейзаж», «Подбери картинку к своему настроению», «Кто есть кто?», «Настроение рыбака», «Подставь лицо», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Природа и настроение», «Эмоции в сказках».
В работе с детьми дошкольного возраста, направленную на развитие творческих способностей, мы предлагали им следующие виды художественной деятельности, сформулированные О.А. Куревиной:
• изобразительная (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной и др.);
• конструктивная (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);
• декоративная (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов);
• музыкальная (получение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой);
• художественно-речевая (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем он рассказывает в своем произведении, как передает настроение героев, состояние природы).
Таким образом, нами была разработана и апробирована развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с с использованием принципа синтеза искусств, научно обоснованы и сформулированы эффективные условия и методы работы с дошкольниками в выбранном нами направлении. Содержание проводимой нами работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства.
Читайте также |
---|
Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста
Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...
Дидактическое пособие «Профессии будущего»
Дидактическое пособие «Профессии будущего»
Проект «Наши пернатые друзья»
Проект «Наши пернатые друзья» Срок реализации проекта: краткосрочный (2 последние недели января). Вид проекта: информационно – творческий. Участники проекта: воспитанники группы № 2...