Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве

(Из опыта работы)

 

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.

Свою работу в средней группе я начала с того, что выяснила, насколько хорошо дети  различают части тела, определяют стороны на себе. Оказалось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке в «левом и правом». Для закрепления умения определять правую и левую стороны предлагала детям занимательные упражнения типа:  «В правую руку возьмем карандаш, пусть нарисует он нам пейзаж», «В правую руку платок вы возьмите, в правую сторону дружно махните!». Предложила детям вместе с родителями придумать небольшие стихотворения о «правом и левом». Использовала упражнения на занятиях, включала их в разные режимные моменты (одевание, подготовка к прогулке), во время проведения подвижных игр и физкультурных упражнений. Для того чтобы не забыть, какая рука правая, предложила детям сплести из разноцветных ниток браслет и надеть его на правую руку. Умение указывать направление вперед, вниз, налево, направо закрепляла с помощью упражнений типа «Куда показывает флажок», «Волшебная палочка», «Найди игрушку по заданию воспитателя».

Научив детей ориентироваться на себе, перешла к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Использовала дидактические игры «Угадай, где что находится», «Узнай, где что спрятано». Во второй половине дня вместе с детьми рассматривала иллюстрации к русским народным сказкам. Давала детям задание типа «Покажи и расскажи, кто, где находится».

Умение передвигаться в заданном направлении закрепляла при помощи дидактических игр «Куда пойдешь, что найдешь?». Сначала я предлагала ребенку выбирать направление из двух предложенных. Затем постепенно задание усложняла. Значение слов ближе, дальше, близко, далеко дети усваивали, производя различные действия с игрушками и предметами во время прогулок, на физкультурных занятиях. Задала детям вопросы типа «Чей мяч покатится дальше?», «Кто дальше бросил снежок?», «Кто стоит ближе к воспитателю?».

С целью формирования  умения ориентироваться на листе бумаги и на поверхности стола проводила с детьми специальные упражнения. Например, предлагала детям рассмотреть образец в определенном порядке («Расскажи, как расположены элементы узора на карточке», «Расскажи, где художник нарисовал животных»). Использовала  настольно – печатные игры типа «Парные карточки».

В конце года провела диагностику. Изучив результаты, наметила основные направления работы в старшей группе.

В начале учебного года вновь закрепляла умение различать левую и правую руку, определять местоположение предметов по отношению к себе. Использовала игровые упражнения «Где звенит колокольчик», «Угадай, что где находится!». Систематически упражняла детей в различении противоположных направлений, постепенно усложняла задания. Увеличивала количество предметов, местоположение которых детям предстояло определить. Кроме того, постепенно увеличивала расстояние между ребенком и предметами. Предлагала детям новые игровые ситуации, когда они должны были не только определять, местоположение предметов, но и самостоятельно создавать ситуации: «Встань так, чтобы Даша стояла впереди, а Ваня – сзади тебя».

Большое внимание уделяла закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Использовала игры с правилами – подвижные и дидактические. В начале года проводила с детьми игры типа «Куда пойдешь и что найдешь», но в более усложненном варианте, когда задание могут выполнять одновременно несколько детей. Далее проводила игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Сначала такие игры я проводила в пределах групповой комнаты, а затем и на участке детского сада. На занятиях по ознакомлению с окружающим я знакомила детей с правилами дорожного движения, правилами поведения пешеходов на улице. Для усвоения детьми этих правил проводила игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься»,  «Передай пакет» и т.п. Подводя предварительные итоги своей работы в данном направлении, и в качестве обмена опытом, я провела открытое занятие «Матрешка-нарушительница».

Предлагала детям старшей группы игры, в которых нужно воспроизвести направление движения с закрытыми глазами. Например, «Найди свой значок».

На основе умения ориентироваться на себе основывается умение ориентироваться от другого предмета. Я учила детей мысленно представлять себя в положении предмета. Сначала упражняла в определении направления положения предметов от себя (при поворотах: стол был впереди, повернулся ребенок – и стол оказался справа). Далее учила детей определять стороны тела друг друга, затем стороны туловища куклы, мишки и т.д. Предлагала детям самим создавать соответствующие ситуации или найти их  в окружающей обстановке. Использовала дидактические игры «Где что стоит», «Прятки», «Что изменилось». Закрепляла навыки ориентировки от другого предмета во время проведения игры-драматизации, инсценировок, показа настольного театра. Формированию умения ориентироваться способствует игровое упражнение «Найди такую же картинку».

Согласно программным требованиям в старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Предлагая детям задание типа «Найди середину листа, верхний левый или правый, нижний левый и правый углы», обратила внимание на то, что многие из них испытывают трудности при выполнении задания. Поэтому я решила использовать такой метод, как работа в парах. В пары старалась объединить ребенка, который не испытывает трудности при ориентировке на листе и ребенка, у которого это вызывает затруднение. Дети по очереди давали друг другу задания, поправляли друг друга. Такая организация оказалось не только интересной для детей, но и дала положительные результаты.

Планирую продолжить работу по формированию навыков ориентировки в пространстве и в подготовительной группе. В настоящее время изучаю новую методическую литературу, методические разработки с целью поиска интересных форм и методов работы. Хотелось бы порекомендовать воспитателям, которых интересует данное направление работы, осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, логопедом, родителями воспитанников. Эти умения очень пригодятся нашим детям и при обучении в школе, и в дальнейшей «взрослой» жизни.

 

Литература:

  1. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет /под ред. А.А. Столяра/ М., 1991
  2. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М., Просвещение, 1985
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2006
  4. Мусейибова Т.А. Ориентировка в пространстве. Дошкольное воспитание, 1988, № 8
  5. Мусейибова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентировок. Дошкольное воспитание, 1987, № 4
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /под ред Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева /, Мозаика-Синтез, 2011
  7. Чего на свете не бывает (Занимательные игры для детей от трех до шести лет)/под ред. О.М.Дьяченко/ М., Просвещение, 1991


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе. Тема «Путешествие в…

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема «Путешествие в страну веселых гномов» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие). Цель: развивать художественно-творческих...

Конспект итоговой НОД по речевому развитию и математике в старшей…

Конспект итоговой НОД по речевому развитию и математике в старшей группе «Брейн – рин» Программное содержание: 1) Выявить уровень знаний и умений детей в...

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень…

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень золотая» Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах...

Читайте также

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе…

Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе «8 Марта – День особенный!» Действующие лица: Ведущие, Капризка. Атрибуты для утренника: Шапки-наголовники: медвежонок, лиса...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...