Консультация для воспитателей
«Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»

Устное народное творчество является исключительно благоприятным материалом для развития речи младших дошкольников. Пословицы и поговорки, загадки, шутки, потешки, скороговорки - они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, а лексика разнообразно и образна. Мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, развивают мышление, воображение.

Для развития звуковой культуры речи можно учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.

Сел комарик под кусточек,

На еловый на пенечек,

Свесил ноги на песочек,

Сунул носик под листочек - Спрятался!

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Большой интерес вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: "кувшин молока", "кусок пирога", "белый платочек на шею". Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

Котя, котенька-коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать.

Широко известны и народные песенки-потешки ("Ладушки", "Сорока" и др.). Как и колыбельных песнях, в них важную роль играет ритм. С маленькими детьми надо работать иначе: брать руки ребенка в свои, хлопать ими в ладоши, в такт, разводить в стороны, поднимать на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение педагога и произносят слова, сопровождая их движениями.

Эти забавные песенки-потешки не только ненавязчиво заставляют ребенка говорить, сопровождая слова движениями, но и приобщают к правилам поведения. Например. Щедрая сорока-белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил...

Песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи; учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).

Чистоговорки и скороговорки можно использовать в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно). Чистоговорки и скороговорки закрепляют правильное произношение звуков.

Жа-жа-жа - иголки у ежа.

Жу-жу-жу - что-то расскажу.

У Маши на кармашке

Маки и ромашки.

В старину наши бабушки и дедушки пели детям песенки-потешки, играли в "Ладушки", "Идет коза" и т. д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Для развития внимания и мелкой моторики рук можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек: "Водичка, водичка...", "Сидит белка на тележке..." и т.д.

Эти игры способствуют также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...

Читайте также

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности…

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности педагога ДОУ Запросы современного общества ставят перед педагогами задачи повышения профессионализма...

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...