«Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей»

Закон РТ «О языках народов РТ» и «Концепция воспитания общечеловеческих ценностей» выявили новые направления в работе педагогического коллектива – использование народных традиций, обычаев, как эффективного средства нравственного воспитания дошкольников в условиях двуязычья.

Народная педагогика всегда актуально, поскольку она обращена к человеку, к его будущему, она вынуждена думать, взглянуть на себя со стороны, дабы наши собственные ошибки и несовершенство не обернулись ошибками и несовершенством наших детей.

Задачу вырастить смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, нашими дедами и отцами, но перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осмысление, сохранение и передача следующему поколению того всеобщего, на чем рождается все человечество, и того частного, что составляет непосредственное лицо данного народа.

Внимательно рассмотрев множество книг и статей я установила для себя что, мы, живущие в многонациональной стране, должны все чаще заглядывать, а педагогические запасники каждого народа, хотя бы окружающего нас Поволжья, учиться мудрости и опыту воспитания и татар, и русских, и башкир.

Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это клад мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений. И как порой страшно становится слышать от родителей: «Я о своей нации ничего не знаю». «А ведь человек без памяти прошлого, поставленной перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем» - сказал Ч. Айматов.

Конечно, наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все проблемы нашего бытия.

Всему свое место. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые в наш век прорастут и дадут добрые всходы. А нашей задачей на сегодняшний день является – посадить эти зерна мудрости и целенаправленно культивировать их.

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что в раннем зарождается любовь к ней. Для ребенка – это мама, близкие, родные люди, которые окружают его. Это дом, где он живет, играет, это детский сад, друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, танцы, хороводы, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Все это богатство татарского творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Знакомим детей с музыкальным фольклором народов, населяющих Республику Татарстан, с целью вызывать интерес к народной музыке, чувство радости, способствовать созданию хорошего настроения, развитию творческих способностей детей. Мы повседневно уделяем большое внимание татарской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся   закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, попевки, мелодии которых так богаты жизнелюбием, добрым юмором и неиссякаемой энергией татарского народа. С татарскими народными песнями дети начинают знакомиться с младшей группы. Рассматриваем иллюстрации к татарским народным сказкам. Разучивая хороводы, знакомим детей с татарскими костюмами, рассматриваем альбом «Костюмы к празднику». Используя народные костюмы для оформления детской татарской пляски, мы приобщаем детей к татарскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость. Хорошими помощниками в нашей работе являются технические средства . Дети слушают в записи различные мелодии, сказки, песни.

Один из путей воспитания – приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Огород на окне»

Проект «Огород на окне»

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Читайте также

Путешествие в мир народной куклы

Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...