Презентация инновационной предметно-развивающей среды в средней группе

ФГТ в системе дошкольного образования подразумевают выполнение следующих функций требований:

• Функция сохранения единого пространства в условиях содержательной и организационной вариантности дошкольного образования.

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

• Функция повышения качества и эффективности дошкольного образования.

Инновационная предметно-развивающая среда должна соответствовать следующим требованиям (психолого-педагогические требования, предъявляемые к созданию предметно-развивающей среды в условиях ФГТ):

• Целостность

• Оптимальность

• Многофункциональность

• Трансформируемость

• Вариативность

• Сбалансированность

• Сохранение принципов

• Гендерная принадлежность

• Интегративность

• Сюжетообразуемость

• Разнообразие игр с правилами

Значение предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда должна давать полноценное познавательное, физическое и социальное развитие ребёнку; выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции; способствовать развитию творческого потенциала дошкольников, но самое
главное, на мой взгляд, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка; подразумевает одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их интересами и потребностями; ориентирует меня на профессионально-личностное развитие, повышение моей профессиональной компетенции.
Мои принципы при создании ПРС:
• Учёт возраста, склонности, интересы, уровня развития и активности
• Комфортность
• Безопасность
• Эстетичность
• Обеспечение самостоятельности и свободы выбора
• Возможность для исследования
• Принцип функциональности
• Содержание уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. (экологический, ролевые игры с производственным сюжетом, отражающие профессиональный труд людей и с бытовым сюжетом, экспериментирование, книжная тематика ит.д.)

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя:
• Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном мире (книги с опытами положи).
• Группу образно-символического материала.
• Знаковый материал.
• Образно-символический материал: картины, схемы, карты,
• Для экспериментирования – катапульта, волчки, желоба, кувыркунчики и т.д.

Основные центры:
• Игровые
• Природный
• Двигательные
• Познавательного развития
• Продуктивный
Перечень имеющихся развивающих центров:
• Центр ролевых игр для девочек: семья, парикмахерская «Салон Маленькая принцесса», магазин, больничка, школа.
• Центр ролевых игр для мальчиков: пароход, машина, маленькие строители, город – уголок по ознакомлению по правилам дорожного движения, макеты для игры в ГАИ, полицейский участок, пожарное депо.
Методы и приёмы. Знакомство: показ оборудования, материалов и рассказ воспитателя, обсуждение значения игровых действий, напоминание о соблюдении определённых правил, первое проигрывание воспитателя (в главной роли), обговаривание, когда, в какое время можно играть в определённую
игру.
• Уголок дидактических игр «Познавай - ка»
Методы и приёмы. Знакомство с игрой, показ, совместная игра, проговаривание правил.
• Планшет по безопасности
Методы и приёмы. Совместная беседа, в индивидуальной форме, в определённом случае как напоминание.
• Уголок художественного творчества «Маленькие художники»
Методы и приёмы. Совместная, подгрупповая, индивидуальная деятельность; показ, использование художественного слова, музыкальное оформление, загадывание загадок.
• Коммуникативный уголок.
Методы и приёмы. Артикуляционная гимнастика с использованием зеркалов и носовых платочков, пальчиковая гимнастика, массаж ладошек, чтение песенок, прибауток, стихотворений, театрально – игровая деятельность, игровые упражнения, словесные игры, использование фишек для стимуляции и
т.д.
• Книжкин дом
Методы и приёмы. Смена и подбор литературы по временам года, различным праздникам, программное усвоение.
• Театральная зона. Театр «Мальвина», он же уголок уединения
1Методы и приёмы. Чтение литературных сказок, показ сказки с использованием перчаточного и носкового театра, самостоятельные игры, драматизации, изображение героев сказок посредством художественного творчества, создание книжки – малышки по сказком, совместное семейное составление сказок.
• Уголок ряженья
Методы и приёмы. Драматизация сказок.
• Уголок дежурств
Методы и приёмы. Ежедневное назначение дежурных по столовой и занятиям.
• «Спортивный островок»
Методы и приёмы. Совместные игры, самостоятельная игровая деятельность,
индивидуальная деятельность.
• Экологический центр: «Лаборатория Знайки», трудовой, краеведение
Методы и приёмы. Рассматривание альбомов, дидактические игры, опыты и эксперименты, наблюдения, фиксация, зарисовки, труд, ознакомление со свойствами окружающих предметов и тд.
• Музыкальный уголок «Музыкальный салон»

Списочный состав детей 25 детей.
Из них: девочек – 12
мальчиков – 13

Психологическая картина на детей среднего возраста.
Происходит интенсивное становление личности, воли. Дети, усваивая нравственные представления, формы поведения, становятся маленькими членами человеческого общества, возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».
Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка).
На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны (например, названия форм и предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но пока еще бессистемно.
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь
на свои образные представления о предметах.
У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память.
У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4 — 5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания. У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая,
изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.
В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т. д.
В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия перестают интересовать ребенка; во-вторых, в центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще всего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей
дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.
К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся
взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил
поведения и т. п. Пятилетние дети могут выбрать тему игры, создать условия для нее, выполнить соответствующие действия и правила, имеют опыт игр драматизации. У них формируется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника — требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца.
В младшем дошкольном возрасте слово у ребенка часто оказывается недостаточно обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребенком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Такая речь еще не может служить надежной опорой для передачи ребенку новых знаний, которые формируются у дошкольников только благодаря наглядности. Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. И младшем дошкольном возрасте
направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности. Дошкольнику необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия с взрослым.
В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться — слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.
Таким образом, язык и речь традиционно рассматриваются в психологии и педагогике как узел, в котором сплетаются различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции
Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка.
2Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого
действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.
Учитывая особенности детей, характер, темперамент, индивидуальность, я строю игру следующим образом:
Утро. Детям предлагаю спокойные настольные игры, но на выбор. Девочки предпочитают рисовать карандашами, собирать пазлы, играть мелкими игрушками, конструировать, рассматривать альбомы, книжки, либо играют игрушками, которые приносят с собой.

Мальчиков больше направляю сама, так как очень активные, шумные, очень неусидчивые, торопливые, внимание неустойчивое. На чём - либо долго не сосредотачиваются. Предлагаю конструкторы, книжки-раскраски, обрисовку шаблонов. Сами же они предпочитают играть зверюшками, настольный строитель, любят вырезать ножницами и наклеивать. Так как многие дети этой группы имеют своих определённых друзей, объединяются в игры легко, без проблем, сотрудничают без конфликтов. Но есть отдельные дети, которым требуется особое внимание. Они часто эгоистичные, собственники, часто конфликтуют. Таких детей желательно садить отдельно, чаще менять смену действий, а ещё лучше садиться играть вместе с ними.
После непосредственно – образовательной деятельности в зимний период дети любят играть в ролевые игры, напольный строитель, рисуют красками. Перед обедом просматривают мультфильмы 15-20 минут.
Во вторую половину дня детям даётся возможность экспериментировать, наблюдать, играть в театрализованные игры; мальчики предпочитают играть с машинками.
После 5 часов дети начинают наводить порядок в группе, освобождают площадку для спортивных игр: любят играть с мячами, кеглями, обручами, катаются на больших машинах; играем в подвижные, хороводные игры, игры состязательного характера.
Оздоровительная деятельность проводится следующим образом:
• Ежедневная утренняя гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Массаж
• Прогулки
• Подвижные игры
• Полоскание рта после обеда
• Двигательно – оздоровительная деятельность после сна: ходьба по
массажным коврикам, упражнения.
• Спортивные игры

Используемые формы, методы и приёмы.

Просмотр, показ, обсуждение, чтение, инсценирование, драматизация, рассматривание и обсуждение, сюрпризный момент, загадывание загадки, оформление выставок, экспериментирование, создание макетов, коллекций по темам, наблюдения, создание различных ситуаций, беседы, рассказы об интересных фактах из собственного опыта, ситуативные разговоры, слушание и обсуждение, продуктивная деятельность, пение, индивидуальный разговор и игры, самостоятельная деятельность.
Пример интеграции. Ознакомление с окружающим. Тема:
«Весенние признаки».
Интеграция.
Познание. Закрепление и расширение знаний детей об окружающей природе.
Коммуникация. Заучивание стихотворения «Шаловливые сосульки»
Социализация.
Безопасность. Формирование навыков безопасного поведения на улице.
Скользкий лёд.
Труд. Посадка лука.
Художественная литература. Чтение детям стихотворения «Подснежник»
Художественное творчество. Рисование гуашью по теме «Подснежник»
Физическая культура. Игровое упражнение «К нам на длинной тонкой ножке..»
Музыка. Слушание «Ручеёк»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето», «Здравствуй...

Читайте также

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой…

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой деятельности ДОО Сегодня все чаще звучит обеспокоенность ученых, педагогов и родителей...