Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В современном мире взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Загрязнение окружающей среды грозит уничтожением всего живого на земле.

С применением законов Российской федерации «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды» создается правовая база для формирования системы экологического образования, где начальным звеном является дошкольное образование.

Для выполнения поставленных задач разрабатываются парциальные программы «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева), «Наш дом- природа» (автор Н.А. Рыжова), усиливается аспект комплексных программ («Развитие», разработанная Л.А. Венгером; «Детство» под ред.Т.И. Бабаевой; «Радуга», под руководством Т.Н. Дороновой; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой).

Многолетний труд в дошкольном образовании показывает, что серьезной проблемой для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, воспитание нравственных чувств, таких как долг, ответственность, гуманизм, сострадание, бескорыстная помощь.

И.Г.Песталоцци считал чувственное восприятие исходным моментом и настаивал на необходимости формирования у детей культуры наблюдения. О роли наблюдений говорили педагоги, психологи, ученые, такие как Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, С.А. Веретенникова, Т.Г. Саморукова, потому что они являются доступным способом усвоения знаний в живой и неживой природе.

«Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»

Я.А Коменский

Учитывая важность использования наблюдений для формирования у дошкольников осознанно- правильного отношения к природе, сформулировала цель и задачи.

Цель: формирование осознанно- правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Задачи: формировать умение проявлять желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение выражать своё отношение к природе.

Воспитывать любовь к природе интерес, чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным).

«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»

 И.В. Гёте

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка и нужно как можно раньше ребёнку открыть книгу природы.

«Никакой сказ не заменит показ»,- так гласит народная поговорка.

Вот почему желательно постоянно искать встречи с природой. Для этого очень важно, чтобы была развивающая среда, в которой должен находиться ребёнок с раннего возраста. В этой среде он должен наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

На территории нашего детского сада можно встретить разных представителей животного и растительного мира.

Наши дети любуются и красотой русской берёзки, и коренным сибирским кедром, и сосной, и рябиной, и осиной, и ивой.

С весны до поздней осени утопает наш детский сад в зелени. А уж выразить своё восхищение этой красоте дети пытаются в стихах, сказках, рассказах.

Дети с восторгом наблюдают за редкими видами птиц: такими как дятел, дрозд, трясогузка, свиристели, снегири, синицы. А с каким удивлением дети наблюдают за передвижением белки с ветки на ветку, с дерева на дерево и когда она сбрасывает с кедра кедровые шишки для детей. Такое зрелище смотрят все дети детсада. А какие муравейники на территории детского сада- знают только наши дети. Радует глаз наших детей яркость клумб, цветение одуванчиков и ромашек.

Во время общения с природой дети испытывают радость и удовольствие, возможность видеть её красоту, усвоить правила поведения в природе.

Наблюдение, как метод работы с детьми используется мною в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений

за одним и тем же предметом. Для этого использую разные виды наблюдений:

длительные, эпизодические и др.

Для успешной реализации своей работы и достижения желаемых результатов:

  • Разработала перспективный план наблюдений с детьми дошкольного возраста на год.
  • Изучила различные методики диагностирования.

Для определения знаний детей о животных и растениях использовала методику, предложенную Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой

Результаты знаний детей оценивались на основании индивидуальных заданий по разделам: животный и растительный мир.

Результативность своей деятельности по формированию экологической воспитанности оценивала по методике Рыжовой Н.А.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки. Поэтому проводится систематическая работа с родителями: разработала перспективный план на год.

Пропагандирую экологические знания среди родителей и привлекаю их к совместной деятельности (выставки рисунков детей и родителей, акции «Поможем зимующим птицам», «Сохрани дерево», «Сохраним ёлочку», экологическая газета «Твой дом- твоё здоровье», «Редкие виды млекопитающих и птиц Югры», родительское собрание: «Правильное отношение к природе начинается в семье».

Знания, полученные на семинарах Н.М. Метеневой «Инновационные формы работы с семьёй на современном этапе развития образования» помогают при организации работы с родителями.

Как педагог я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать природу контактировать с ней. Систематической использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводят к развитию наблюдательности.

Главное – научить детей понимать связь между живым организмом и средой обитания, в приспособленности живых организмов к среде обитания.

Используя имеющийся у детей опыт, предлагаю проводить самостоятельные наблюдения, которые не остаются без внимания и обсуждаются в группе.

Познания природы будит «ребячью мысль» способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Это неоднократно подчёркивала Н.К. Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснять окружающую природу»

Видеть, наблюдать природу возможно только при условии системности и последовательности в подборе материала для наблюдения и в руководстве им. Необходимо подбирать приёмы, которые способствуют лучшему восприятию природы детьми: задать вопросы, предложить обследовать, сравнить объекты между собой, установить связь между ними. Познание связей и отношений формирует понимание природы.

В результате систематических наблюдений дети стали любознательными, внимательными, бережнее стали относиться к природе, повысился их интеллект, сформировались основы экологического мировоззрения.

 

Литература:

1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт- Петербург, «Детство- Пресс» 2006г.

2. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г.

3. Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.

4. Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве». М. Новая школа, 1995г.

5. Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2004г.

6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». Изд. Дом «Карапуз», 2001г.

7. Шишкина В.А. «Прогулки в природу». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Буккроссинг «Книга - путешественница»

Буккроссинг «Книга - путешественница» С сентября месяца в нашем классе стартует проект «Буккроссинг» под названием «Книга - путешественница.  Актуальность этого проекта...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Спортивно-игровое мероприятие в подготовительной группе на тему «Богатырская наша сила»

Спортивно-игровое мероприятие в подготовительной группе на тему «Богатырская наша сила» Цель: Через физические игровые формы познакомить детей с элементарными историческими сведениями об эпохе...

Читайте также

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...