«Ознакомление старших дошкольников с литературными жанрами»
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа - последующий этап формирования читателя.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания; социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения; психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский)
Рассмотрим характеристики ознакомления детей 2-7 лет с художественными произведениями на разных этапах дошкольного детства:
- в 1 младшей группе воспитатель приучает детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождает чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учит слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- во 2 младшей группе воспитываются умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя дети инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок. Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.
- в средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
- в старшей группе воспитатель учит определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
- в подготовительной к школе группе внимание детей обращается на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитатель помогает почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививает чуткость к поэтическому слову; помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением [1].
Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, хочется поделиться опытом своей работы по ознакомлению дошкольников старшего возраста с литературными жанрами. Ознакомление происходит в три этапа:
1. «Сказка»
2. «Стихотворение»
3. «Басня»
Знакомство строится с опорой на пособие А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе детского сада» (ТЦ «Учитель», Воронеж 2008), в котором автор в пояснительной записке отмечает, что: «Мне хотелось научить детей отличать сказку…по тому, что в сказке происходят события, которых не может быть на самом деле…Стихотворение дети отличают по наличию в нём рифмы, басню - по наличию в ней морали и сказочных персонажей» [2].
Предлагаю познакомиться с ходом знакомства детей дошкольного возраста с данными жанрами:
1. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Сказка».
Воспитатель: Ребята, за последнее время мы прочитали с вами произведения таких авторов, как Лев Николаевич Толстой («Косточка», «Котенок»), К. Ушинского («Каждой вещи свое место»), Воронковой («Маша - растеряша»), Н. Носова («Про репку», «Огурцы»). К какому жанру литературы относятся эти произведения? (рассказы)
Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.
У всех детей есть любимый литературный жанр - это сказка.
Вы принесли из дома свою любимую книгу со сказками, они расположены на нашей выставке
Какие сказки вы любите?
Ответы детей: (…)
Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например,…
Я предлагаю обыграть русскую народную сказку «Теремок» в хороводе.
Обыгрывание сказки детьми «Теремок»
Воспитатель: Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?
Ответы детей: (Пушкин, Маршак, Успенский, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен или другие)
Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?
Предположения детей: (там есть чудеса,….)
Воспитатель: Какие?
Предположения детей: (звери говорят на человеческом языке; скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.)
Воспитатель: Давайте обыграем сказку «Колобок».
Обыгрывание детьми сказки «Колобок»
Воспитатель: Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый …
Стрела молодца угодила в болото,
Ну, где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Из танцзала короля
Девочка домой бежала
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка
Хороша малютка, просто
С дюйм была малышка ростом
Если сказку вы читали
Знаете, как дочку звали.
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собачка Жучка
Деду с бабкой помогали
Корнеплоды собирали.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что одним из самых любимых ваших сказочников является К. И. Чуковский. Какие он сказки написал?
Ответы или предположения детей: («Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр»).
Воспитатель: Я вместе с вами прочитаю сказку «Телефон».
Чтение детям сказки «Телефон»
Воспитатель: Почему мы называем это произведение сказкой?
Ответы и предположения детей: (Животные говорят на человеческом языке)
Воспитатель: Хочется отметить, что это сказка в стихах. Не торопитесь относить книги домой, давайте мы их почитаем друг другу в группе.
2. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Стихотворение».
Воспитатель: Послушайте, какую историю написал Яков Аким про жадину:
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке.
Кто, выйдя во двор никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде.
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем, ни за что не поделится.
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище - жадина!
Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому честно, ребята, скажу:
С жадными я никогда не дружу.
Вопрос воспитателя: Что я вам прочитала?
Ответы детей: (стихотворение или другой ответ)
Вопрос воспитателя: Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ (в стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках). Когда в конце строчки слова звучат одинаково - это называется рифма:
Кулаке - уголке
Соседей - велосипеде
Безделицей - не поделится
Дадено - жадина
Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».
Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».
Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова, а если рифма мне понравится, я ее запишу
Игра с детьми «Подбери рифму без картинок».
котик (бегемотик - животик)
дом (лом, ком, сом, том)
капуста (пусто, мангуста)
игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)
зайчонок (бочонок, лисенок)
ласка (каска, маска, глазки)
Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:
Совместное сочинение стихотворения (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Их окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
Обращение воспитателя: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?
Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)
Воспитатель: Да вы правы:
в загадках
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
в считалках:
Тады – рады - тынка-
Где же наша свинка?
Тады – рады - толки
Съели свинку … (волки).
Тады – рады - тынкой
Ты бы их дубинкой.
Тады – рады - тутки
С волком плохи … (шутки).
Тады – рады - тышка,
Выходи, трусишка!
в дразнилках:
Жадина - говядина,
Турецкий барабан!
Кто с тобой подружится -
Тот рыжий таракан.
Обращение воспитателя: А вы знаете сказочного героя Незнайку из книги Николая Носова? Он тоже пытался очинять стихи. Послушайте, что у него получилось.
Чтение отрывка из сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»
3. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Басня».
Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.
Чтение басни «Кукушка и Петух»
Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)
Скажите, что я вам прочитала?
Почему вы решили, что это стихотворение? (есть рифма)
Что такое рифма? (когда в конце строчек слова звучат одинаково)
О ком это стихотворение? (о кукушке, петухе, они хвалят друг друга)
Скажите, а это может быть на самом деле? (нет, значит это похоже на сказку)
Почему похоже на сказку? (потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке)
Значит, это сказка в стихах.
Как поет кукушка? (ку - ку)
Ее пение можно сравнить с пением соловья?
Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей? (он обманывал, льстил кукушке)
Почему он это делал? (потому что кукушка тоже его хвалила)
Обращение воспитателя: В этом произведении есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:
«За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку»
Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.
Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова (в хороводе).
Хоровод с детьми «Сделай комплимент другу»
- Маша, у тебя сегодня красивая прическа…
- Спасибо! И т. д.
Воспитатель: Послушайте историю про ворону и лисицу.
Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)
Что я прочитала? (басню)
О ком эта басня? (о вороне, лисице, как лисица льстила вороне, а ворона ей поверила и потеряла сыр)
Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)
Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)
Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по- другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Просмотр мультфильма по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Обобщение воспитателем о жанрах: Итак, ребята, мы с вами знаем такие литературные жанры, как рассказ, сказка, стихотворение, басня.
Используемые источники:
1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»», адрес: http://festival.1september.ru/articles/584675
2. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», издательство ИП «Лакоценина», 2010г. – 333с.
3. Художественная литература:
Л. Н. Толстой «Косточка», «Котенок»
К.Ушинский «Каждой вещи свое место»
Воронкова «Маша - растеряша»
Н. Носов «Про репку», «Огурцы»
Русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Колобок»
К. И. Чуковский «Телефон»
Я. Аким «Про жадину»
И. А. Крылов «Кукушка и Петух», «Ворона и Лисица»
Загадки
Считалки
Пословицы
Читайте также |
---|
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе. Тема «Путешествие в…
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема «Путешествие в страну веселых гномов» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие). Цель: развивать художественно-творческих...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...