«Интеграция математического и природоведческого материала с детьми младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ»

Содержание:

Часть 1

1. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

1.1 Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника.

1.2 Физиологическое и психическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте.  

2. Одним из аспектов развития является  формирование познавательных интересов.

3. Способы построения занятий.

4. Исследования по проблеме интеграции

4.1. Проблема интеграции  достаточно актуальна

4.2 Интеграция в образовании

5. Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста .

5.1 Специфика развития математических способностей

5.2. Формирование математических способностей детей дошкольного возраста.

6. Роль экологического воспитания в развитие детей дошкольного возраста

6.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

6.2. Методика ознакомления дошкольников с природой

6.3. Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы

7. Выводы по анализу теоретических исследований.

Часть 2

Содержание предварительной работы.

Часть 3.

Использования метода интеграции математического и природоведческого материала с детьми младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ГДОУ

Часть 4.

Проверка эффективности изучения математического материала на экологическом содержании (по материалам проводимой работы)

5. Литература

 

1. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

1.1 Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.

Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.

Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

 

1.2 Физиологическое и психическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте.        

В эти годы происходит дальнейшее физическое раз­витие и совершенствование интеллектуальных воз­можностей ребенка.
Движения ребенка становятся свободными, он хо­рошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнооб­разнее.
Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особен­ностями ребенка. В процессе развития малыша посте­пенно углубляются его знания, развиваются умствен­ные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление лично­сти. В возрасте 4-5 лет в организме и мальчиков, и девочек происходят значительные изменения. В этом возрасте у ребенка становится более выносливой сер­дечно-сосудистая система. Увеличивается масса серд­ца, оно лучше приспосабливается к физическим на­грузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых.
К 4 годам у малыша постепенно увеличивается сло­варный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребе­нок начинает пользоваться сложными фразами и пред­ложениями. Именно в этом возрасте малышу необхо­димо много читать: он это очень любит и легко запо­минает прочитанное. Малыши в 4 года очень любят от­гадывать загадки, поэтому пополните вашу библиотеч­ку книжкой с загадками.
С 4 лет ребенок уже уверенно держит в руках ка­рандаш, рисует животных и другие предметы, окру­жающие его. Полезно 4-летнему ребенку и раскраши­вать познавательные рисунки (например, про живот­ных). Дошколятам необходимо готовить руку к пись­му, развивать координацию движений.
Так как в этом жизненном периоде ребенок еще ориентирован на подражание взрослым, он с удоволь­ствием повторяет их действия, слова и выражения. По этой причине людям, воспитывающим детей, просто необходимо тщательно следить за своим поведением и речью.
С 4 лет у ребенка начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства малыша становят­ся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно пе­рерастает в более сложное чувство симпатии, привя­занности.
Примерно в 4 года у малыша появляются познава­тельные эмоции, формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но - чувство долга. Ранее развившиеся эмоции ста­новятся более глубокими, устойчивыми; прежнее ра­достное чувство от общения с окружающими постепен­но перерастает в более сложное чувство симпатии, при­вязанности - складывается система эмоциональных отношений.
В этом возрасте развивается память, закладывают­ся основы мыслительной деятельности. Присмотри­тесь: малыш уже может делать самостоятельные суж­дения, высказывает свое мнение. Часто дети в этом возрасте любят игры- угадайки» (например, он может отгадывать животное, которое изобразили ему стар­шие).
Маленького ребенка очень легко научить чему-либо, настолько он просто схватывает все на лету и впитывает в себя, как губка, отвлекаясь, максимум 10 минут.
К 4 годам координация дви­жений ребенка стала увереннее, улучшилась ориента­ция в пространстве, развилась мелкая моторика.
Возраст 4-5 лет - самый благоприятный период для развития общей одаренности и имеющихся спо­собностей (умственных, художественных, музыкаль­ных, двигательных). Если малыш к чему-то проявля­ет особое внимание, следует поощрять его интерес, помочь ему в выбранных им занятиях. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал так и не был замечен и раскрыт.
В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется всякого рода любопытство к предметам, которые он раньше не замечал.
Малыш к 4 годам значительно повзрослел. Глав­ное на этом этапе - помочь ему правильно сформиро­вать свое отношение к окружающему миру, развивать его способности. Читайте ему больше, общайтесь с ним на равных - ребенок это очень ценит, общайтесь с ним и дома, и на улице, и во время игр и спортивных занятий.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности.

Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно - действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно - схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия. Развитие его мышления тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще в развитии памяти заметную роль играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго — начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование

В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» Для детей средней группы Цель: - Дать представление о зиме, птицах и животных в зимнем лесу. Задачи: - Учить внимательно слушать...

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...