Опыт работы по теме

«Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

 

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

 

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие   детей.

 

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

 

Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является   источником   и   движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование шахмат как средст­ва обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

 

Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С.Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н.Ф.Талызина ), развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский ); формирования образного мышления (Л.А.Венгер). А Ш.А.Амонашвили, отвечая на наш вопрос, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.

 

 Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума», Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

 

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

 

За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю.Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты

 

Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

Работа с детьми по знакомству детей с шахматами была начата с детьми 3-х - 4-х лет в 2008-2009 учебном году в ДОУ №18 «Северяночка» в городе Радужном Ханты-Мансийского автономного округа. На начальном этапе знакомства с шахматной игрой, учитывая возрастные особенности детей,   была определена цель: познакомить детей с шахматными фигурами.

 

Возраст 3-3,5 года - это возраст, когда у малышей наряду с наглядно-действенным мыш­лением формируются элементы образного мышления, развивается память, внимание. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения. Учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. А к 3.5 годам у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспри­нимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям. Все эти знания и умения - та база, на которой можно построить процесс обучения шахматной игре.

 

В работе с детьми было использовано учебно-методическое пособие Сухин И. Г. «Волшебные фигуры для детей 2-5 лет». В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре. При знакомстве с шахматными фигурами дети играли с ними, исследовали их, фантазировали.   На занятиях с детьми и в свободной деятельности использовались дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала», «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д. Шахматные фигуры в театрализованной деятельности использовались в качестве героев сказок «Шахматный Колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок». К концу учебного года дети научились различать и называть шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в расстановке шахматных фигур.

 

В городском шахматном клубе была организованна совместная встреча родителей с международным мастером по шахматам,   тренером преподавателем высшей категории АУ ДОД ДЮСШ «Факел» Позиным Сергеем Борисовичем, где они познакомились с опытом работы по обучению детей дошкольного возраста с шахматной игрой. Совместно с городским шахматным клубом «Белая ладья» был разработан совместный план работы по преемственности.

Так как дети и родители проявили интерес к знакомству с шахматами, работа по данному направлению была продолжена с детьми среднего дошкольного возраста.

 

Определены задачи на 2009-2010 учебный год:

1. Развивать умение ориентироваться на плоскости (шахматной доски), познакомиться с понятиями диагональ, вертикаль, горизонталь, центр поля.

2. Обучение счету до 10 и более.

3. Работать с шахматными диаграммами и решать несложные задачи.

4. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Занятия проводились 1 раз в неделю. Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смог­ли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда,   когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д. На занятиях детям давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творче­скую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном обра­зе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что   повышает эффек­тивность обучения. Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденно­му материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали не­сложные логические задачи на шахматных диаграммах. В группе для детей, которые занимаются шахматами,   были заведены индивидуальные папки, в которые дети складывали выполненные задания на шахматных диаграммах. Это удобно для контроля. Педагог,   изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает трудности и за тем провести индивидуальную работу с ним. Дети,   так же по желанию,   могли брать задания домой, и выполнять   его совместно с родителями. Таким образом, родители становились   невольными участниками процесса при обучении детей шахматной игре. В конце учебного года была проведена диагностика уровня сформированности интеллектуального развития у детей среднего дошкольного возраста. Высокий уровень интеллектуального развития детей повысился на 47% по сравнению с началом учебного года.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться об­разное мышление. Дети могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возни­кают в процессе наглядного моделирования; комплексные представ­ления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты; а также представления, отража­ющие стадиальность преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений). Кроме того, продолжают развиваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь детей.

 

На 2010-2011 учебный год был составлен перспективный план работы по обучению детей 5-ти – 6-ти лет игре в шахматы (таблица 5, фрагмент),

определены задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

 

Таблица 5

Перспективный план работы по интеллектуальному развитию детей 5-ти – 6-ти лет при обучении игре в шахматы на 2010-2011 учебный год

 

№ п/п

 

месяц

 

Тема

занятия

 

 

Цель занятия

    

Связь с другими видами деятельности

 

Совместная работа с родителями

 

1.

           Сентябрь        

«Шахматная фигура слон»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Заучивание стихотворения «Слон» Весела И., Веселы И. («Шахматный букварь»). Просмотр мультфильма «Заговор шахматной королевы»

Дидактические игры «Цепочка», «Самая короткая дорожка», разукрасить фигуру «слон», папка – передвижка.

 

 

Занятия проводились один раз в неделю. Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом: - папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»; папка с портретами чемпионов по шахматам; И. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»; Сказки Носова «Незнайка в солнечном городе». Чем подвижнее окружающая ребенка среда, чем более она разнообразна и изменчива, тем скорее ребенок включается в процесс трансформации.

 

Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2010-2011 учебный год высокий уровень интеллектуального развития детей обучающихся игре в шахматы увеличился с 20% до 70%. Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Трое детей группы приняли участия в городских соревнованиях по шахматам среди детей дошкольного возраста, где заняли призовые места.

Высокие показатели интеллектуального развития детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются   шахматной игре не только дошкольники, но и члены семьи, в семье появился новый досуг.

 

В 2010-2011 учебном году на городском методическом объединении воспитателей старших групп был представлен опыт работы с детьми по интеллектуальному воспитанию через игру в шахматы.

 

В 2011-2012 учебном году на городском методическом объединении воспитателей групп общеразвивающей направленности от 6-ти до 7-ми лет был проведен с педагогами мастер –класс по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы. Опыт получил высокую оценку, был рекомендован к изучению и внедрению в практику работы воспитателей детских садов города Радужного.  

 

Подводя итог 4-х летней работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.  



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно»…

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно» Цель: закрепить представления детей о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»