Консультация «Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка»
У каждого народа и в каждой семье отдельно на протяжении жизни складываются свои определённые общественные и личностные традиции. Общественные традиции влияют на устройство общества, его правовую и законодательную структуру. Семейные традиции накладывают отпечаток на степень развития семейных взаимоотношений, взаимного понимания между членами семьи, чувства взаимоуважения, поддержки и чувства сопереживания.
Современные традиции семейных отношений существенно отличаются от требований прошедших времён. Различия касаются форм и степени жёсткости социального контроля за реализацией брачных и семейных отношений (табу, религиозная и светская мораль, общественное мнение), содержания и стиля исполнения отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, отношений к детям, отношений детей между собой и к родителям, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.
Семейные традиции влияют на психическое и физическое здоровье каждого члена семьи, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки для воспитания детей и установления положительных внутрисемейных взаимоотношений.
Семейные традиции – форма и условие сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать её функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей её членов. Семейные традиции определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния.
Сами семейные традиции складываются под влиянием нескольких факторов:
- социально – экономическое состояние общества;
- нравственно – психологическая атмосфера общества;
- степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества;
- форма участия супругов в личном хозяйстве;
- форма участия супругов в общественном производстве;
- тип семьи – многодетная, малодетная;
- состав семьи – бездетные супруги, полная или неполная семья;
- структура семьи – главенство и подчинение;
- психические и личностные свойства родственников;
- степень психологической совместимости родственников между собой (конфликтность во взаимоотношениях между родственниками).
В современной семье, состоящей в основном из родителей и детей (нуклеарная семья), в условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни возникли во многом новые взаимоотношения и как следствие семейные традиции по сравнению с многодетной и многопоколенной семьёй, распространённой в прошлом и встречающейся сегодня у некоторых народов Средней Азии и Закавказья. В такой семье дети испытывают на себе разнообразные влияния старших, перенимают их привычки, наблюдают их взаимоотношения, учатся уважать старших. Взрослые члены такой семьи воздействуют друг на друга и на детей, добиваются соблюдения семейных традиций и норм взаимоотношений, понимая ответственность перед младшими поколениями. В однопоколенной семье резко сокращается поле соблюдения и следования традиций, а так же ограничивается процесс социализации личности ребёнка. Ребёнок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, который в силу каких – то причин и обстоятельств оказал наибольшее влияние на формирование будущего человека. В этом случае достоинства и недостатки личности взрослого повторяются в личности ребёнка. Обостряются проблемы личного примера в неполных семьях, если ребёнок не находит в семье образца, достойного примера для подражания, он начинает искать его на стороне. В настоящее время повысилось влияние на детскую психику друзей и приятелей, кино- и телеэкрана. Современные подростки менее уважительно относятся к пожилым людям, что в известной мере обусловлено и тем, что идёт необратимый процесс разрушения семейных традиций, подростки мало общаются в семье со стариками, не учатся сопереживать им, не видят и не понимают естественных проявлений старости.
Важнейшим обстоятельством, определяющим характер семейных традиций, является степень зависимости семьи от общества.
При тесных контактах семьи с обществом образцы поведения человека на производстве, в транспорте, в системе обслуживания легко проникают в сферу семейных отношений, в формирование семейных традиций, что не всегда уместно. Современный человек отличается ярким личностным началом – независим, претендует на особое внимание к себе. Подобное умонастроение переносится и в семейные взаимоотношения, сложившиеся семейные традиции при этом рушатся, семья превращается в поле противодействия личностей.
В отношениях между членами семьи заметно повысился уровень взаимной психологической эксплуатации. Это проявляется в стремлении одного партнёра проявить свой характер и психологический статус. При этом другой должен терпеть, иначе конфликт усугубляется. Нередко члены семьи позволяют себе эмоционально разряжаться на родственников, перенося в дом злость и агрессию, возникшую в городской суете, что безусловно влияет на формирование подрастающей личности ребёнка.
Положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники, памятные для нашего народа даты, а также профессионально – трудовые праздники, которые семья отмечает вместе со всей страной. Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дин рождения, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание, имянаречение ребёнка, серебряные и золотые свадьбы, выход ветерана труда на пенсию и т. п.
Семейные отношения обогащаются новыми прогрессивными традициями. Наряду с прогрессивными в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, хмельные застолья по любому поводу.
В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. В субботний или воскресный день все члены семьи собираются на семейный совет, отправляются в путешествия по родному краю, ходят на прогулки в лес, вместе читают книги, обсуждают просмотренные фильмы, устраивают семейные обеды, посещают выставки и театрализованные представления.
Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими поколениями семьи были когда-то найдены, и сделать их достоянием подрастающего поколения.
Литература:
1.Баздырев К. К. Как быть счастливым в браке. М., 1987 г.
2.Витек К. Проблемы семейного благополучия. М., 1988 г.
3.Кочетов А. И. Начала семейной жизни. Минск, 1987 г.
4.Штольц Х. Дети и семейный конфликт. М., 1987 г.
Читайте также |
---|
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...
Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ
Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных...