«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
(Из опыта работы)
Личные данные
Гусева Татьяна Геннадьевна
Образование: высшее педагогическое.
Окончила Тверской Государственный университет в 1998 г.
Специальность:"Дошкольная педагогика и психология"
Квалификация:"Преподаватель дошкольной педагогики и психологии"
Общий стаж работы: 21 год. В должности воспитателя: 21 год.
Имею первую квалификационную категорию. В 2010 г. прошла курсы повышения квалификации.
База
Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек.
57 % воспитывается в полных семьях, 43 % неполных с одним из родителей, 10% семей многодетных, воспитывающих 3-х и более детей.
Социальное положение благополучное.
В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы:
- Дистанции, позиции при взаимодействии;
- Активности;
- Стабильности-динамичности;
- Комплексирования и гибкого зонирования;
- Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- Эстетической организации среды;
- Открытости-закрытости;
- Половых и возрастных различий.
Противоречия
1. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет обогащать опыт сотрудничества.
2. Благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению ребёнок может добиваться в своём творчестве оригинальных решений. 3. Декорации, костюмы открывают перед детьми возможность для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. 4. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям и переживаниям других людей. |
1. Выдвижение на первый план активных детей. У неактивных детей возникает чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением. 2. Взрослые "навязывают" детям своё видение роли.
3. Воспитатели сами изготавливают атрибуты к спектаклям, тем самым лишая детей возможности проявлять творчество. 4. Дети исполняют роль, которую дал им воспитатель, не задумываясь о том, что рядом тоже ребенок и с ним нужно согласовать свои действия. |
Содержание
1. Самообразование;
2. Диагностика;
3. Задачи;
4. Совместная деятельность воспитателя
с детьми;
5. Развивающая среда;
6. Работа с родителями;
7. Результаты и перспективы.
Самообразование.
Цель:
1. Повышение теоретического опыта по теме: Театрализованная деятельность в детском саду".
2. Продолжать поиск правильного подхода к подборке материала для использования в работе с детьми.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Первые театральные постановки для детей возникли в семье. В мемуарах писательницы М.Ф. Каменской (И.№9) указывается, что "спектакли давались всегда сюрпризов и непременно по случаю чьих-либо именин".
В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Т. Шишовой и др.
Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка.
Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И.№4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
Известный психолог А.Н. Леонтьев (И.№10) писал: "Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей".
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.
Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.
Для шести летнего ребенка театрализованная деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. "Я – артист! Я – артистка!" От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, потому, что роль для него чрезвычайно привлекательна.
В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.
В роли артиста у ребенка появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений.
Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.
Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.
Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.
Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).
Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.
Важное значение театрализованной деятельности имеют изменения, которые произошли в эмоциональном развитии ребёнка.
К шести годам дети могу т понять эмоциональное состояние других людей по выражению их лица, позе, жестам. По внешним признакам они могут распознать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать своё эмоциональное состояние и даже предвидеть его.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки.
В организации работы по руководству театрализованной деятельности изучался государственный стандарт и соответствие ему программы "Из детства в отрочество".
Изучался опыт дошкольных учреждений города через посещение методических объединений, курсов повышения квалификации воспитателей.
Были изучены статьи журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду".
Основными направлениями в создании системы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении определили:
- изучение уровня развития детей в театрализованной деятельности.
- повышение возможностей детей в театрализованной деятельности
через целенаправленную работу, учитывая современные подходы.
Диагностика.
Цель:Выявить у детей уровень развития в театрализованной деятельности, умение творчески решать поставленную задачу.
Педагогическая технология.
Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной игровой деятельности, на занятиях, во время праздничных утренников. Использовала в своей работе словесно-дидактические игры (Приложение 1) на подбор рифм, придумывание движений, развитие голоса. Была составлена диагностическая таблица (Приложение 2), в которой оценивались умения детей исполнять монологи и диалоги, находить выразительные средства исполнения роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.
Данные диагностического обследования показали, что половина детей группы (9 человек) не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованы на праздничных утренниках.
Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду.
Поставила задачи:
1. Изучить уровень развития детей
в театрализованной деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские
умения детей в создании
художественного образа.
3. Развивать память, мышление,
воображение, фантазию, внимание детей.
4. Воспитывать гуманные чувства.
Расширять культурный диапазон детей.
5. Сделать выводы и определить
перспективы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Работа по театрализованной деятельности проводилась ежедневно во второй половине дня и осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.
Второе направление – работа над ролью.
В ходе работы по первому направлению решались задачи: способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
Детям предлагались задания
– на развитие фантазии (Приложение 3).
- на развитие мимики, жестов, поз (Приложение 4).
С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике я предлагала детям игры на восприятие чувств по поведению (Приложение 5).
Второе направление по театрализованной деятельности – работа над ролью. Как она строится?
Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
Знакомство с героями инсценировки:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,
друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных
инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение
целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на
сценической площадке; мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма.
С целью сохранения непосредственности и живости детского восприятия мы использовали:
- инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного детьми;
- инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок.
В ходе подготовки к спектаклю "Сообразительные осьминожки" дети на занятиях по изодеятельности изготовили игрушки-осьминожки. Вместе с родителями придумали, как их украшать.
Я рассказала детям про "театр марионеток", предложила им "сыграть сказку" про осьминожек. Для декораций дети придумали положить на пол макет для сюжетно-ролевых игр "Морское дно".
В начале спектакля мы побеседовали с детьми об осьминогах. Затем познакомила зрителей с жилищем каждого осьминога.
В ходе спектакля я вела с детьми диалог и побуждала детей к действиям с осьминожкой.
"Театр марионеток" очень важен для развития детей. Учёными доказано, что стеснительные дети "психологически прячутся за куклу".
Когда я познакомила детей со стихотворением В. Лифщица "Поросята", то они захотели инсценировать его.
Вначале дети решили, как будет выглядеть герой-поросёнок. На занятиях по ручному труду они изготовили шапочки-маски с ушками и пятачками, самостоятельно раскрасили их. Особое внимание детей я обратила на выбор героя и в связи с этим осмысленное использование жестов, мимики, движений во время изображения действия по ходу стихотворения.
Вначале я выяснила у каждого ребёнка, каков характер героя (смелые, добрые, решительные). "Поделила" детей на группы. Затем детям каждой группы предложила продемонстрировать движения своих персонажей. Потом, в зависимости от образа и характера героя предлагала детям выбрать соответствующую интонацию. Заранее с детьми были "проиграны" сценки (ожидание пищи, сражение вокруг корытца, плач из-за пролитой пищи).
Во время спектакля дети-"поросята" продемонстрировали своё "плохое" воспитание, а после спектакля объяснили, что такое может быть только на сцене.
С целью развития у детей двигательного воображения наряду с традиционными постановками мы ставили с детьми спектакли, содержание для которых придумали сами дети.
Дети придумали сказку "Новые приключения Колобка" (Приложения 6,7), в свободной деятельности сделали рисунки к сказке. Я рассказала детям о театре би-ба-бо, и мы решили показать сказку детям средней и старшей группы.
Следующая сказка, которую придумали дети, называется "Гарри Поттер и принцесса". Мы решили инсценировать сказку. Я предложила детям изготовить театр ложек. В свободной деятельности дети разрисовали ложки, придумали лицо, одежду для кукол. Сказку мы показали родителям к празднику "День семьи" (Приложение 8).
Взаимоотношения с другими людьми, в том числе со сверстниками в группе детского сада – важная составляющая жизни и деятельности каждого ребёнка. От того, какими будут эти взаимоотношения – доброжелательными или враждебными, искренними и откровенными или формальными и показными – зависят эмоциональное состояние детей, их отношение к детскому саду, а возможно и характер дальнейших отношений к людям.
Для формирования у детей доброжелательных отношений мы использовали методику психолога Якобсон С.Г. (И.№15). В ходе театрализованной деятельности ставили пьески из данной методики.
- "Камешек в туфельке".
- "Растоптанный торт".
- "Чужой кубик".
- " Качели".
- "Чужой рисунок".
Начиная со старшей группы, я вела кружок по театрализованной деятельности (План-приложение 9).
Детям предлагались этюды (Приложение 10).
С детьми из театрального кружка мы подготовили инсценировки: "Волк и коза", "Грибы". Сказки мы показали к празднику, посвященному 30 –летию детского сада.
Была составлена диагностическая таблица деятельности детей театрального кружка (Приложение 11).
Оценивались знания, умения и навыки детей по 4-м направлениям.
I. Этюдный тренаж (мастерство актёра).
1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
2. Жесты (этюды на выразительность жестов).
3. Мимика (этюды на выражение эмоций).
4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
II. Игры-драматизации.
1. Желание участвовать в играх-драматизациях.
2. Умение общаться с партнёром.
3. Способность импровизировать при создании образа.
III. Этюды с куклами.
1. Желание играть с куклой.
2. Умение управлять ею.
3. Способность импровизировать с куклой.
IV. Кукольные спектакли.
1. Желание участвовать.
2. Умение общаться с партнёром, используя кукол.
3. Способность создавать образ с помощью кукол разных систем.
Развивающая среда.
Цель:
1. Наполнить развивающую среду разными
видами театров.
Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование.
2. Создать условия для дальнейшего
обогащения опыта детей.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды мы старались обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка.
В группе мы оборудовали театральную зону, а также "уголок" уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.
Учёт индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников требует создания своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: игрушку, украшение, костюм, и др., которое он может использовать в театрализованной деятельности.
В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности мы поместили разные виды кукольного театра, детские рисунки. Материал периодически обновляется.
Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный зал, студия детского творчества), где проводятся театрализованные занятия, кружковая работа и разнообразные праздники.
Таким образом, при создании развивающей среды мы учитывали принципы:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация "зон приватности";
- предоставления права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещений и оборудования.
Работа с родителями.
Цель:
1. Донести до родителей важность темы "Развитие детей в театрализованной деятельности".
2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.
3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.
Нами было проведено родительское собрание "Театр в жизни детей", в ходе которого мы определили основные направления в работе по театрализованной деятельности.
Проводились беседы и консультации на тему " Значение театрализованной деятельности для развития ребенка" (Приложение 12).
Родители принимали активное участие в организации театрализованной деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила преодолеть традиционный подход, когда дети оказываются включенными в свою изолированную "ячейку" – возрастную группу и общаются с тремя взрослыми. Такая организация театрализованной деятельности не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с другими взрослыми.
Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети выступают как равноправные партнёры взаимодействия.
Общая результативность.
Данные диагностики, проведённой в конце года (Приложение 13), показали, что более половины детей группы (17 детей) умеют исполнять монологи и диалоги между персонажами; находят выразительные средства исполнения роли своего персонажа, разыгрывают с персонажем действия. Дети могут придумать сказку, рассказ. Все дети стали принимать активное участие в праздничных утренниках.
Моя работа по теме "Развитие творчества детей в театрализованной деятельности" дала следующие результаты:
1. Повысился уровень знаний детей в театрализованной деятельности.
2. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений.
3. Развивающая среда дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками.
4. Установлен тесный контакт с родителями. Родители выступают активными участниками, продолжают работу с детьми.
Вывод.
Таким образом, проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуя исполнительские умения детей, стимулируя их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией; продолжая обогащать словарь детей, уча пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов; совершенствуя умение связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочиняя свои сказки, рассказы, используя кукол; развивая память, мышление, воображение, речь, внимание детей; мы повышаем уровень развития детей в театрализованной деятельности, воспитываем в детях гуманные чувства, учим искусству общения, расширяем культурный диапазон детей.
Перспективы.
1. Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности поместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
2. Организовать совместно с другими группами "Театральные вечера".
Литература:
1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М. АСТ, 1996 г.
2. Башаева Г.В. "Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук". Ярославль. "Академия развития" 1997 г.
3. Белоусова Л.Е. "Удивительные истории" Санкт-Петербург. "Детство-Пресс" 2001 г.
4. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика" М. "Просвещение" 1985 г.
5. Доронова Т.М., Доронова Е.Г. "Развитие детей в театрализованной деятельности" М. 1997 г.
6. Доронова Т.М. "Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности" М. 1998 г.
7. Доронова Т.М. "Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности" М. 1999 г.
8. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца" М. 1981 г.
9. Каменская М. "Воспоминания" М. Художественная литература, 1991 г.
10. Леонтьев А.М. "Проблемы развития психики". М. Издательство Московского университета.
11. Маханёва М.Д. "Театральные занятия в детском саду". М. 2004 г.
12. Поддъяков Н.Н. "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста" Волгоград "Перемена", 1997 г.
13. Теплов Б.М. "Психология" М. 1951 г.
14. Эльконин "Психология игры"
15. Якобсон С.Г. "Моральное воспитание в детском саду"
16. Журналы "Дошкольное воспитание"
№ 8 – 1999 г.
№ 12 – 2002 г.
№ 8 – 2004 г.
"Ребёнок в детском саду".
№ 2 – 2001 г.
№ 3 – 2001 г.
№ 4 – 2001 г.
№ 5 – 2001 г.
№ 2 – 2002 г.
№ 3 – 2003 г.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:…
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по страницам книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его...
Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу…
Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу, в первый класс» Цель: Познакомить детей с праздником «День Знаний»; Развивать у детей...
Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»
Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...