«Детский сад детям рад!»

(рекомендации в период адаптации воспитателям ДОУ и родителям воспитанников, описание ежедневного пребывания ребенка в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей)

Начало учебного года – время, когда дети возвращаются после летнего отпуска в детский сад. Многие дети идут в детский сад впервые. Родители (особенно молодые, имеющие первого ребенка) испытывают тревогу, переживая за то, как их любимое чадо адаптируется в новом коллективе.

Для того, чтобы ребенок как можно легче пережил процесс адаптации, особенно важно взаимодействие родителей с педагогами ДОУ. Многие родители имеют слабые представления о режиме дня (разного для каждого возрастного периода), о возрастных психологических особенностях детей и их физиологических потребностях. Просветить родителей в этих вопросах помогут воспитатели. Знания об особенностях организации пребывания ребенка в детском саду дают возможность родителям изменить организацию жизнедеятельности ребенка дома, максимально приблизив её к условиям ДОУ. А это значительно облегчает процесс привыкания ребенка к детскому саду.

Воспитателям в свою очередь очень важно знать об индивидуальных особенностях ребенка – новичка (вкусовые, игровые предпочтения, привычки, склад характера, темперамент и т.д.). В этом педагогам должны помочь родители.

Только при условии взаимного сотрудничества и доверия между воспитателями и родителями воспитанников возникают благоприятные условия проживания ребенком адаптационного периода!

Предлагаю Вашему вниманию описание ежедневного пребывания ребенка в возрасте 2 -3 лет в нашем детском саду (в холодный и теплый периоды года)

 

Ежедневная организация жизни и деятельности детей группы раннего возраста (2 -3 года) холодный период года

Воспитатель встречает приходящих детей, приветствует их, спрашивает родителей о самочувствии ребенка. Если ребенок испытывает трудности при расставании с родителями (период адаптации или плохое настроение / самочувствие), воспитатель вносит игровой персонаж (куклу би- ба –бо, мягкую игрушку), чем отвлекает малыша. Некоторые родители приводят детей в детский сад рано (к 7.00) и просят воспитателя, чтобы ребенка уложили спать до подготовки к завтраку. Иногда сами дети просят побыть в спальне, посидеть на диванчике, уединиться с любимой игрушкой, принесенной из дома. Педагог старается учитывать все пожелания (как родителей, так и детей). Дети, не испытывающие затруднений при расставании с родителями, привлекаются воспитателем к совместным и индивидуальным играм с дидактическими / музыкальными игрушками (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубики, неваляшки), чтению художественной литературы, занятиям по интересам (наблюдение в уголке природы за трудом воспитателя, игры с крупным строителем, рассматривание картинок в книжках). В 8ч. 00м. воспитатель предлагает детям поиграть (превратиться в медвежат, зайчат, погулять в лесочке и т.д. в зависимости от содержания комплекса утренней гимнастики) – проводится утренняя гимнастика.

 

8ч. 10м. – дети начинают готовиться к завтраку. Воспитатель проговаривает вместе с детьми потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Моем чисто, чисто, чисто», приглашает детей с игровым персонажем пройти в умывальную, чтобы помыть перед завтраком руки. В начале учебного года в это время необходима помощь младшего воспитателя, так как культурно – гигиенические навыки у детей практически не сформированы, поэтому с каждым ребенком процесс намыливания и смывания рук проводится индивидуально. К концу учебного года дети могут выполнять эти действия самостоятельно или с небольшой помощью / присмотром взрослого. Вымыв руки, дети с воспитателем проходят в спальню, садятся на стульчики, воспитатель надевает детям нагрудники, рассказывает о том, что дети сейчас будут кушать, преподносят блюдо. Младший воспитатель в это время заканчивает накрывать на стол. Дети постепенно садятся за накрытые столы, приступают к завтраку. Во время завтрака воспитатель и младший воспитатель помогают (при необходимости или по просьбе родителей) детям, докармливают их, напоминают о правильной посадке за столом, о правилах приема пищи, учат пользоваться столовыми приборами, салфетками. При организации питания (завтрак, обед, полдник) учитываются индивидуальные вкусовые предпочтения детей (некоторые дети не едят какие – то продукты, родители просят не давать их детям). По окончании приема пищи дети постепенно выходят из – за столов, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам (строительные игры, игры с куклами, машинками и т.д.). Когда все дети заканчивают прием пищи, воспитатель приглашает детей в туалетную комнату (высадка на горшки).

 

9ч.00м. – воспитатель организует с детьми игровые образовательные ситуации различной тематики (в соответствии с планом работы). Продолжительность непосредственно организованной образовательной деятельности – 8 -10 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Музыкальные занятия проходят в музыкальном зале. Воспитатель с детьми обыгрывает различные ситуации, совместно подводят итоги, повторяют пройденный материал в игровой деятельности. Проводится индивидуальная работа с детьми по формированию умений и навыков: культурно – гигиенические, самообслуживание, художественная, познавательная, речевая, физическая деятельность, сенсорное развитие и т.д. Во время проведения индивидуальной работы с детьми младший воспитатель привлекает остальных детей к совместным играм – мозаики, вкладыши, пальчиковые и театрализованные игры.

 

9ч.30м. – воспитатель с детьми моделирует ситуацию «Можно – нельзя» в игровой форме (повторение правил поведения за столом в зависимости от уровня сформированности представлений, навыков), предлагает детям помыть руки и пройти за столы на второй завтрак.

 

9.ч 55м. - далее дети посещают туалетную комнату и проходят в раздевальную. Здесь используется подгрупповой способ организации детей. Дети, которые раньше вышли из – за столов, первыми проходят в раздевальную с младшим воспитателем. Остальные дети с воспитателем заканчивают второй завтрак, также посещают туалетную комнату и выходят в раздевальную. Во время сбора на прогулку проводится словесная игра «Одень Мишку на прогулку» - повторение последовательности одевания с игровым персонажем. Детям оказывается помощь в процессе одевания (в зависимости от уровня сформированности навыков самообслуживания, сезона). Во время сбора на прогулку учитываются индивидуальные особенности детей – часто болеющих или сильно потеющих детей одевают в последнюю очередь. Выход на прогулку также происходит подгруппами: дети, которые оделись быстрее, выходят с воспитателем на улицу и ждут остальных детей. Младший воспитатель заканчивает сборы на прогулку и выводит остальных детей на улицу, провожает их до участка вместе с воспитателем. Во время прогулки воспитатель привлекает детей к наблюдениям за живой природой, погодными явлениями, предлагает детям подмести дорожки, смести песок с лавочек, стола. Отводится время для самостоятельной деятельности детей (игры с лопатками, катание с горки). Воспитатель старается привлечь застенчивых / недавно посещающих детский сад детей к совместным играм, проводит индивидуальную работу с ними. В течение прогулки проводятся 2 игры: подвижная и малой подвижности. В конце прогулки воспитатель привлекает детей к уборке игрушке

 

11ч.35 м. – дети возвращаются с прогулки, воспитатели организуют процесс раздевания, напоминают последовательность. Сильно потеющим детям первым оказывают помощь. Детям оказывается помощь в процессе раздевания в зависимости от степени сформированности навыков самообслуживания, от длительности посещения детьми детского сада. Подгруппа детей, которые первыми разделись, проходят с воспитателем в умывальную, второй воспитатель помогает остальным детям раздеваться. Младший воспитатель накрывает на столы. Вторая подгруппа детей также проходит мыть руки.

 

12ч.10м. - дети постепенно садятся за накрытые столы. Воспитатели рассказывают о том, что дети сейчас будут кушать, называют блюда. Детей, которые кушают медленно, сажают рядом с детьми, которые кушают довольно быстро, уверенно (в соответствии с возрастом) пользуются столовыми приборами. Во время обеда младший воспитатель убирает грязную посуду со столов, подает детям второе блюдо. Воспитатели докармливают (по необходимости или по просьбе родителей) детей, следят за правильной посадкой и пользованием столовыми приборами, напоминают о правилах этикета (благодарность, пользование салфеткой и т.д.).

 

12ч.40м. – по мере окончания приема пищи дети проходят в туалетную комнату, далее идут в спальную, раздеваются и укладываются в кроватки. Педагоги стараются укладывать первыми и поднимать последними детей с трудным засыпанием и чутким сном. Воспитатель, находящийся в спальне, контролирует процесс раздевания детей, оказывает им словесную помощь. Остальные дети со вторым воспитателем заканчивают прием пищи и также готовятся ко сну. В этот режимный момент воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей (стараются первыми уложить спать тех детей, которые пришли в детский сад рано и детей, которые испытывают затруднения с засыпанием). Когда все дети лежат в кроватках, воспитатель читает им сказку или включает диск с успокаивающей музыкой, детскими колыбельными. По необходимости воспитатели присаживаются рядом с кроватками тех детей, которые испытывают тревожность, не могут долго заснуть или мешают уснуть другим детям (разговаривают).

 

15ч.10м. – начинается постепенный подъем тех детей, которые уже проснулись. Вместе с воспитателем дети проходят в туалетную комнату, проводятся закаливающие мероприятия (ходьба по массажным коврикам, босоножье, контрастные воздушные ванны).

Далее дети возвращаются в спальню и одеваются. Воспитатель проводит индивидуальную работу по формированию навыков самообслуживания, оказывает детям помощь (по необходимости). Остальные дети по мере просыпания также проходят в туалетную комнату с младшим воспитателем, с ними проводятся закаливающие мероприятия, далее дети одеваются. Дети, одевшиеся первыми, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам.

 

15ч.30м.- воспитатель приглашает всех детей пройти помыть руки, напоминает о последовательности процесса умывания, оказывает словесную и практическую (по необходимости) помощь. В этот момент используются игровые приемы с кукольным персонажем, чтение потешек, стихов – в зависимости от ситуации. Затем дети проходят в спальную, воспитатель надевает им нагрудники, рассказывает о том, что дети будут есть на полдник. Дети постепенно проходят за столы. Воспитатель помогает детям в процессе приема пищи, напоминает о правилах поведения за столом, поощряет тех детей, которые стремятся эти правила соблюдать. Постепенно дети выходят из – за столов, выбирают занятия по интересам – настольные игры, художественная деятельность, театрализованные игры, игры со строителем, спортивным инвентарем и т.д. Воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу (пальчиковые игры, шнуровки, «Пуговки» - развитие мелкой моторики рук; по художественной деятельности – навыки проведения прямых линий, игры с пластилином, познавательно – речевое развитие - рассматривание картинок различной тематики «Одежда», «Игрушки», «Посуда» и т.д.), привлекает детей к слушанию русских народных сказок, проговариванию знакомых потешек, стихов, к прослушиванию дисков с детскими песнями, играм малой подвижности, организуются игровые развивающие ситуации.

 

16ч.30м. – привлечение детей к уборке игрушек, дидактическая игра «У каждой игрушки свой домик», посещение туалетной комнаты (высадка на горшки). Далее дети проходят в раздевальную, одеваются на прогулку. В это время за некоторыми детьми приходят родители. Воспитатель, не отвлекаясь от процесса одевания детей на прогулку, информирует родителей о событиях дня, самочувствии ребенка, его успехах. Младший воспитатель также оказывает помощь детям по необходимости (застегнуть молнию, завязать шнурки и т.д.). На вечерней прогулке воспитатель проводит с детьми подвижные игры, привлекает к посильному труду (подмести дорожки, собрать маленькие веточки на участке, собрать букеты из листьев, сгрести снег с лавочек и т.д.), проводит индивидуальную работу по развитию движений, по формированию экологических представлений, речевых умений. Во время прогулки за детьми постепенно приходят родители, воспитатель прощается с детьми.

 

Ежедневная организация жизни и деятельности детей группы раннего возраста (2 -3 года) теплый период года

Воспитатель встречает приходящих детей на прогулочном участке, приветствует их, спрашивает родителей о самочувствии ребенка. Если ребенок испытывает трудности при расставании с родителями (период адаптации или плохое настроение / самочувствие), воспитатель с помощью игровых приемов отвлекает малыша. При необходимости воспитатель с детьми может пройти в группу, занять детей играми. Дети, не испытывающие затруднений при расставании с родителями, привлекаются воспитателем к совместному посильному труду – вынести игрушки на участок, полить клумбу, цветник. В это же время проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений, закреплению сенсорных эталонов, по речевому развитию. В 7ч. 50м. воспитатель предлагает детям поиграть (превратиться в медвежат, зайчат, погулять в лесочке и т.д. в зависимости от содержания комплекса утренней гимнастики) – проводится утренняя гимнастика на свежем воздухе.

 

8ч. 00м. – дети проходят в группу, начинают готовиться к завтраку. Воспитатель проговаривает вместе с детьми потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Моем чисто, чисто, чисто» и др., приглашает детей пройти в умывальную, чтобы помыть перед завтраком руки. В начале учебного года в это время необходима помощь младшего воспитателя, так как культурно – гигиенические навыки у детей практически не сформированы, поэтому с каждым ребенком процесс намыливания и смывания рук проводится индивидуально. К концу учебного года дети могут выполнять эти действия самостоятельно или с небольшой помощью / присмотром взрослого. Вымыв руки, дети с воспитателем проходят в спальню, садятся на стульчики, воспитатель надевает детям нагрудники, рассказывает о том, что дети сейчас будут кушать, преподносят блюдо. Младший воспитатель в это время заканчивает накрывать на стол. Дети постепенно садятся за накрытые столы, приступают к завтраку. Во время завтрака воспитатель и младший воспитатель помогают (при необходимости или по просьбе родителей) детям, докармливают их, напоминают о правильной посадке за столом, о правилах приема пищи, учат пользоваться столовыми приборами, салфетками. При организации питания (завтрак, обед, полдник) учитываются индивидуальные вкусовые предпочтения детей (некоторые дети не едят какие – то продукты, родители просят не давать их детям). Во время завтрака продолжают приходить дети, воспитатель также проводит их в умывальную, усаживает за стол. По окончании приема пищи дети постепенно выходят из – за столов, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам (строительные игры, игры с куклами, машинками и т.д.). Когда все дети заканчивают прием пищи, воспитатель приглашает детей в туалетную комнату (высадка на горшки).

 

9ч.00м. – дети проходят в раздевальную, начинают одеваться на прогулку. К концу учебного года практически у всех детей сформировались навыки самообслуживания в соответствии с возрастом, поэтому воспитатель и младший воспитатель оказывают небольшую помощь детям в процессе одевания (застегнуть сандалии, молнию). Во время одевания воспитатель играет с детьми в словесные игры (читает знакомые стихи, потешки, загадывает загадки, повторяют знакомые песенки, попевки и т.д.). На улицу воспитатель выводит сразу всех детей, младший воспитатель провожает их на участок. На участке детского сада находится бак с кипяченой водой, воспитатель выносит одноразовые стаканчики. Когда дети захотят попить, воспитатель с детьми подходит к баку и наливает воду в одноразовые стаканчики. Во время прогулки воспитатель привлекает детей к наблюдениям за живой природой, погодными явлениями, предлагает детям подмести дорожки, смести песок с лавочек, стола. Отводится время для самостоятельной деятельности детей (игры в песочнице, с водой, катание с горки). Воспитатель старается привлечь застенчивых детей к совместным играм, проводит индивидуальную работу с ними. Проводятся дидактические («С какого дерева листок?», «Узкий – широкий») и подвижные игры по желанию детей, закаливающие процедуры (солнечные ванны) в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В конце прогулки воспитатель привлекает детей к уборке игрушек.

 

10ч.00м. – воспитатель с детьми возвращаются в группу на второй завтрак, переобуваются в сменную обувь и проходят мыть руки. В процессе умывания воспитатель напоминает о последовательности действий, следит за тем, чтобы дети тщательно намыливали руки, смывали мыло. Далее дети садятся за столы. После второго завтрака дети посещают туалетную комнату, переобуваются и вновь выходят на прогулку.

 

11ч.30 м. – дети возвращаются с прогулки, воспитатели организуют процесс раздевания, напоминают последовательность. Детям оказывается помощь в процессе раздевания в зависимости от степени сформированности навыков самообслуживания. Подгруппа детей, которые первыми разделись, проходят с воспитателем в умывальную, моют ноги, затем обширное умывание до локтя. Воспитатель напоминает детям о том, что после игр с песком руки нужно намыливать дважды, хорошо вспенивать мыло, тщательно смывать его с рук. Второй воспитатель помогает остальным детям раздеваться. Младший воспитатель накрывает на столы. Вторая подгруппа детей также проходит мыть ноги и руки. После умывальной дети с воспитателями проходят в спальную, где воспитатели надевают детям нагрудники (тем детям, которые ещё не научились кушать аккуратно), преподносят детям блюда (первое, второе, третье)

 

11ч.50м. – дети постепенно проходят за накрытые столы, приступают к обеду.Детей которые кушают медленно, сажают рядом с детьми, которые кушают довольно быстро, уверенно (в соответствии с возрастом) пользуются столовыми приборами. Во время обеда младший воспитатель убирает грязную посуду со столов, подает детям второе блюдо. Воспитатели докармливают (по необходимости или по просьбе родителей) детей, следят за правильной посадкой и пользованием столовыми приборами, напоминают о правилах этикета (благодарность, пользование салфеткой и т.д.).

 

12ч.20м. – по мере окончания приема пищи дети проходят в туалетную комнату, далее идут в спальную, раздеваются и укладываются в кроватки. Педагоги стараются укладывать первыми и поднимать последними детей с трудным засыпанием и чутким сном. Воспитатель, находящийся в спальне, контролирует процесс раздевания детей, оказывает им словесную помощь. Остальные дети с воспитателем заканчивают прием пищи и также готовятся ко сну. В этот режимный момент воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей (стараются первыми уложить спать тех детей, которые пришли в детский сад рано и детей, которые испытывают затруднения с засыпанием). Когда все дети лежат в кроватках, воспитатель читает им сказку или включает диск с успокаивающей музыкой, детскими колыбельными. По необходимости воспитатели присаживаются рядом с кроватками тех детей, которые испытывают тревожность, не могут долго заснуть или мешают уснуть другим детям (разговаривают).

 

15ч.00м. – начинается постепенный подъем тех детей, которые раньше заснули и уже проснулись. Вместе с воспитателем дети проходят в туалетную комнату, проводятся закаливающие мероприятия (ходьба по массажным коврикам, босоножье, контрастные воздушные ванны).

Далее дети возвращаются в спальню и одеваются. Воспитатель проводит индивидуальную работу по формированию навыков самообслуживания, оказывает детям помощь (по необходимости). Остальные дети по мере просыпания также проходят в туалетную комнату с младшим воспитателем, с ними проводятся закаливающие мероприятия, далее дети одеваются. Дети, одевшиеся первыми, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам.

 

15ч.20м.- воспитатель приглашает всех детей пройти помыть руки, напоминает о последовательности процесса умывания, оказывает словесную (по необходимости) помощь. В этот момент используются игровые приемы с кукольным персонажем, чтение потешек, стихов – в зависимости от ситуации. Затем дети проходят в спальную, воспитатель надевает им нагрудники, рассказывает о том, что дети будут есть на полдник. Дети постепенно проходят за столы. Воспитатель помогает детям в процессе приема пищи, напоминает о правилах поведения за столом, поощряет тех детей, которые стремятся эти правила соблюдать. Постепенно дети выходят из – за столов, выбирают занятия по интересам – настольные игры, художественная деятельность, театрализованные игры, игры со строителем, спортивным инвентарем и т.д. Воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу (пальчиковые игры, шнуровки, «Пуговки» - развитие мелкой моторики рук; по художественной деятельности – навыки проведения прямых линий, игры с пластилином, познавательно – речевое развитие - рассматривание картинок различной тематики «Одежда», «Игрушки», «Посуда» и т.д.), привлекает детей к слушанию русских народных сказок, проговариванию знакомых потешек, стихов, к прослушиванию дисков с детскими песнями, играм малой подвижности.

 

15ч.55м. – привлечение детей к уборке игрушек, дидактическая игра «У каждой игрушки свой домик», посещение туалетной комнаты (высадка на горшки). Далее дети проходят в раздевальную, одеваются на прогулку. Младший воспитатель также оказывает помощь детям по необходимости (застегнуть молнию, завязать шнурки и т.д.). На вечерней прогулке воспитатель проводит с детьми подвижные игры, привлекает к посильному труду (подмести дорожки, собрать маленькие веточки на участке и т.д.), проводит индивидуальную работу по развитию движений, по формированию экологических представлений, речевых умений. Во время прогулки за детьми постепенно приходят родители, воспитатель информирует их о самочувствии детей, их успехах и прощается с детьми. Так как вечерняя прогулка довольно продолжительная по времени (около 3 часов), то воспитатель по необходимости возвращается с детьми в группу (жажда, посещение туалета и т.д.).

 

Воспитатели учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей:

- скорость принятия пищи, засыпания,

- физиологические особенности (частота посещения туалетной комнаты, потливость, засыпание),

- уровень сформированности культурно – гигиенических навыков,

- вкусовые предпочтения,

- интерес к определенным видам деятельности,

- самочувствие и настроение ребенка, его темперамент.

и социальный заказ родителей:

- индивидуальная работа по развитию определенных умений и навыков,

- ограничение в питании, помощь в процессе принятия пищи (докармливание),

- усиленное внимание к застенчивым детям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с…

Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с детьми 5-6 лет Цель: обобщить и закрепить математические знания и умения детей...

Сценарий выпускного утренника

Сценарий выпускного утренника 1 вед: Добрый день, дорогие наши родители и гости! Мы с нетерпением ждали этой встречи! Сегодня вас ждет...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Читайте также

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...