Из опыта работы школы № 57 города Перми по системе М. Монтессори (детский сад-начальная школа).

В 1993 году на базе основной общеобразовательной школы № 57 города Перми были открыты экспериментальные классы, работающие в соответствии с целями и принципами педагогической системы М.Монтессори, в ответ на быстро растущий социальный запрос на обучение детей в этом направлении и на основе соответствующего законодательства: Закона Российской Федерации «Об образовании», «Материалов по организации функционирования начальной школы».

По системе М.Монтессори начали обучаться дети с 3 до 13 лет, создавались разновозрастные группы на 10-15 человек, создавалась специальная образовательная  среда для раскрытия собственного потенциала ребенка.

С 1 января 1997 года на основании решения научно-педагогического совета  № 1 Главного управления образования администрации города Перми и в соответствии с региональным Положением об экспериментальной площадке школа получила статус экспериментальной площадки по теме « Развитие школы, как учебно-воспитательного комплекса в соответствии с целями и принципами педагогической системы М.Монтессори».

На  основании заключения  экспертной группы  научно-педагогический совет департамента образования и науки от 28.09.00 признал актуальность для региона исследований по освоению  педагогической системы, направленной на развитие ребенка,

важность их для качественного роста педагогического коллектива школы; рекомендовал экспертно-методическому совету комитета по образованию и науке города Перми рассмотреть вопрос об открытии на базе школы № 57 Монтессори-центра.

С 5 декабря 2000 года комитет по образованию и науке предоставил  школе статус экспериментальной площадки по теме «Развитие современной школы как учебно-воспитательного комплекса в контексте педагогической системы М.Монтессори».

Школа становится лауреатом конкурсов «Школа года - 2002», «Школа высшей категории - 2004», «Школа ХХI века», «Школа России - 2006», «Академическая школа - 2006», данные о школе занесены в энциклопедию «Лучшие школы России».

Школа я вилась победителем IV городского конкурса проектов «Образовательные гранты - 2005» в номинации «Разработка и экспериментальное внедрение программы «Город для детства».

В 2006 году отдел образования Мотовилихинского района города Перми наградил грамотой педагогический коллектив за создание условий обучения, воспитания и развития учащихся по методике М.Монтессори.

В ходе эксперимента была создана модель организации педагогического процесса с учётом принципов системы М.Монтессри и личностно-ориентированной модели педагогики.

Синтез М.Монтессори-педагогики и основных направлений личностно-ориентированной модели воспитания позволяет обеспечить формирование базиса культуры личности с учётом индивидуально-неповторимых особенностей развития каждого воспитанника. Стратегическим направлением осуществляемой работы, стало обеспечение оптимальных усилий гармонизации индивидуально-своеобразного и социально-типичного.

Цель программы: формировать базис культуры личности.

Задачи:

1. Содействовать становлению: системно-структурных знаний о мире, представлений, предпонятий, понятий, опосредующих целостность познания мира и себя.

2. Обеспечить условия познавательно-речевого развития детей.

3. Обеспечить условия развития математических представлений.

4. Обеспечить оптимальные условия сохранения и коррекции психического и физического здоровья детей.

5. Обеспечить условия развития сенсорной культуры, ее индивидуального своеобразия, сенсомоторных, двигательных умений и навыков.

6. Содействовать амплификации эмоционально-чувственной сферы детей.

Работа выстраивается в соответствии с основными принципами Монтессори-педагогики:

1. Содействие естественному развитию.

Взрослый содействует процессу саморазвития ребёнка на основе знания объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребёнком. М.Монтессори разработала сенситивные периоды развития ребёнка и возрастную периодизацию. Глубокое осмысление педагогических идей Монтессори возможно лишь на основе анализа её философских взглядов и понимания ею природы и процессов развития ребёнка.

2. Взаимодействие с «подготовленной средой».

Развитие ребёнка происходит во взаимодействии его с окружающей предметно-пространственной и социальной средой. «Окружающая среда есть средство, при помощи которого мы можем оказать большое влияние на ребёнка». В наших группах среда отвечает потребностям развития детей в каждый возрастной период. Она дает возможность каждому ребёнку развиваться в своём индивидуальном темпе. Педагог отвечает за создание в группе справедливых отношений, взаимопомощи, дружелюбной и спокойной атмосферы, способствует созидательной деятельности детей.

3. Свобода выбора в «подготовленной среде».

Выбирая деятельность и занимаясь ею столько, сколько захочешь, ребенок удовлетворяет внутреннюю потребность в развитии. Актуальный интерес помогает взрослому разработать или подобрать для детей подходящие дидактические материалы. Свобода выбора деятельности не означает полного произвола в обращении с материалом, а подразумевает постепенное овладение рациональным способом действия с ним. Способ рациональной деятельности показывает педагог. Важную роль в плане социального развития ребёнка и, в частности, понимания им реальных границ личной свободы играет присутствие других детей.

4. Индивидуальная активность в учении.

«Ребёнок должен учиться посредством своей собственной индивидуальной активности». Самостоятельно выбирая деятельность, ребёнок приступает к ней с интересом и длительное время сохраняет мотивацию. Устойчивая мотивация к  познанию окружающего мира и овладению практическими умениями расширяет перспективы развития детей. С дошкольного возраста ребенок учится делать выбор и принимать решения. В ходе «свободной работы» детям разрешается свободно передвигаться по классу, а    развивающие материалы побуждают к активной деятельности. Педагог дает возможность ребёнку заниматься с материалами столько, сколько тот захочет. При этом совершенствуется моторика ребёнка, произвольные движения, мышление, воля, а также терпение и настойчивость. Проявляется и развивается способность к высокой концентрации на работе, которая ведёт к оптимизации всего процесса развития, глубинным положительным преобразованиям личности ребёнка и нормализации его поведения. В результате ребёнок становится способным к саморегуляции, к самоконтролю своих движений, эмоциональных и поведенческих проявлений. Педагоги поощряют речевую активность детей. В процессе работы дети разговаривают друг с другом, обращаться с вопросами к окружающим. «Беседы в кругу» поддерживают стремление детей к выражению мыслей, чувств, желаний. Это способствует развитию речи, общения.

Особое значение придаётся познавательной активности детей. Педагоги помогают «делать открытия» на основе собственного опыта. Знания, добытые собственными усилиями, гораздо прочнее. Дети учатся самостоятельно добывать знания. Важна активность в социальной сфере. Ребята могут работать индивидуально или небольшими группами. Комплектование группы по разновозрастному принципу способствует расширению опыта социального взаимодействия и помогает детям построить отношения на основе взаимопомощи, а не конкуренции.

5. Предметность в учении.

Материал служит ребёнку ключом для самостоятельного открытия окружающего мира, дает возможность самостоятельно контролировать ошибки и исправлять их. Педагог показывает способ самоконтроля и коррекции ошибок.

В школе создана материально-техническая база для работы по системе М.Монтессори:

1. Собраны Монтессори-материалы.

2. Создана развивающая среда.

3. Оборудованы помещения для дошкольных групп.

4. Создан методический кабинет с соответствующей литературой.

5. Создана авторская программа дошкольных групп.

6. Собраны музыкальные инструменты по системе К.Орфа.

7. Оборудован спортивный зал, спортивные уголки в группах.

8. Оборудован актовый зал.

Анализ профессионального уровня педагогов позволяет сделать вывод о том, что коллектив работоспособный, т.е. опытный и одновременно перспективный. Коллектив стабилен,  объединен едиными целями и задачами, и имеет благоприятный психологический климат.

Педагогами разработана документация для отслеживания результатов;

2 раза в год организуется мониторинг;

проводится диагностика развития ребенка.

По данным диагностики выделяются группы детей, нуждающиеся в коррекционной работе.

Центральный метод Монтессори – это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. Имеется целый ряд методов более частного характера, принимаемых нами на каждом возрастном этапе:

1) наблюдение за ребёнком;

2) показ способа рациональной деятельности с материалом и способа контроля ошибок;

3) тактичное предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребёнка;

4) поддержание порядка и рабочей атмосферы;

5) отдельные упражнения со всей группой.

Педагоги готовы в нужный момент оказать необходимую помощь. Девиз школы: «Помоги мне сделать это самому». К основным функциям педагога мы относим посредническую, руководящую, обучающую, организующую, диагностическую, защитную.

В системе М.Монтессори ребенок не является слушателем, он активно приобретает знания, умения, навыки в ходе самостоятельной деятельности. Педагог становится посредником между ребенком и подготовленной средой, руководит доброжелательно и ненавязчиво, предоставляет необходимую помощь в интеллектуальном развитии. Педагог обучает во время показа образца работы с материалом, заботится о порядке в организованной среде, наблюдает за поведением ребенка и оценивает уровень его развития, следит,  чтобы дети не мешали друг другу.

Обобщенные результаты диагностики показывают, что выпускники дошкольных групп имеют устойчивые знания, отличные умения и навыки в чтении, счете, письме, позволяющие им добиваться успешных результатов в дальнейшем обучении. В 3-4 года дети знают буквы, 4-5 лет – умеют читать, в 5-6 лет имеют хорошие вычислительные навыки.

Ежегодно выпускники дошкольных групп выполняют единое муниципальное тестирование готовности к школе на уровне выше среднего  и высоком.

В соответствии с моделью организации педагогического процесса  каждый день начинается с «круга» (фронтальная работа с детьми).

Назначение круга определено:

-        презентацией путей (способов) познания объектов, явлений, событий;

-        реализацией задач сенсорного, социального, эмоционально-образного и т.п. развития детей.

Утром педагог предлагает тему (определённое содержание знаний, способов его освоения и т.п.), в беседе определяет направление и некоторые рамки движения внутри темы. Затем ребёнок обращается к окружающей среде (самостоятельно выбирая для работы Монтессори – материалы, дидактические пособия, привлекательные виды деятельности).

Во второй половине дня из «обрывков», отрывочных фрагментарных знаний, представлений дети вместе с педагогом создают целостную картину, обобщающую разрозненные представления о теме.

Тема находит отражение во всех видах деятельности детей во второй половине дня, в течение 1 – 3 недель. Работа на линии, уроки тишины, музыкальное воспитание, палитра художественных видов деятельности способствуют формированию способности к целостному восприятию мира. Тематика занятий с детьми разного возраста общая, но содержание работы отличается сложностью формируемых навыков. В процесс ознакомления с темой обязательно включаются все анализаторные системы ребёнка, комплексы ощущений всех органов чувств. Этому способствуют Монтессори - материалы, представленные в практической, сенсорной, языковой, математической зонах.

Ребёнок к концу пребывания в дошкольных группах способен к применению освоенных знаний и умений с целью самореализации, саморазвития в различных сферах деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности...

Читайте также

Сценарий беседы «Пожарная безопасность»

Сценарий беседы «Пожарная безопасность» Цель: Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Задачи: учить отвечать на...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...