Проектная деятельность в детском саду
Одна из актуальных задач в сфере образования – профилактика «профессионального застоя», снижающего эффективность педагогической деятельности. Сегодня традиционно используемые формы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточности обратной связи. Организация методической работы детского сада должна быть направлена на развитие профессиональной мобильности педагогов, вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением «активных методов обучения», что способствует развитию умения работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, обосновывать собственное мнение и толерантно относится к чужому.
Для того, чтобы детский сад стал успешным, он кроме прочих необходимых для результативной педагогической работы компонентов, также должен использовать современные методики и новые интеграционные технологии.
На сегодняшний день, метод проектов очень распространён в школах, но и в дошкольном образовании данный метод становится не просто популярным, но и «модным». Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения.
Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- Комплексные блочно-тематические занятия;
- Интеграция:
- частичная интеграция
- полная интеграция
- Метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Метод проекта – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Направление интеграции |
||
Ознакомление с окружающим миром:
познания мира: наблюдение, экспериментиро-вание, чтение, обсуждение. |
Развитие речи:
|
Продуктивная деятельность:
|
Направления проектирования
Как особая деятельность педагога – по преобразованию педагогической деятельности, приведение образовательной практики в соответствие с общественными потребностями. |
Это социальное проектирование, которое является особой деятельностью детей по решению конкретных социальных проблем, например помощь взрослым, озеленение участка, цветника, проведение фестивалей, акций и прочее. |
Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, Основанный в интересе последующих, который предполагает самостоятельную активность детей. |
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей.
Для дошкольного учреждения больше всего подходит реализация реальных проектов, а игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические «путешествия» и т.п.
Задачи проекта:
- Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в разных видах деятельности.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (детей и взрослых).
Проектно-исследовательский метод деятельности в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей реализации в работе учителя начальной школы.
Литература:
1. "Технология проектирования в ДОУ" Е.С. Евдокимова.
2. Материалы сайта nsportal.ru
Читайте также |
---|
Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок»
Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок» Наши дети растут и очень быстро познают окружающий мир. Их маленьким ручкам всё хочется потрогать, покрутить...
Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…
Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...
Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»
Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...