Психологический аспект игры и цели, которые можно достичь играя
Консультация для педагогов
Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра развивается от процессуальной игры через сюжетно-ролевую игру к игре с правилами.
Психологические условия возникновения творческой игры в дошкольном возрасте.
1. наличие игровой мотивации (интерес к игре, желание играть, стремление взять на себя определённую роль).
2. знания о тех явлениях, событиях, людях, которые ребёнок будет изображать в игре.
3. наличие игровых умений и навыков (умение придумать сюжет, взять на себя роль, создать образ, подобрать игрушки).
4. удовлетворение от игры.
Игра дидактическая. Специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения – разновидность обучения, ребёнок овладевает знаниями и умениями.
Игра-драматизация строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки. Роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
Игра процессуальная характерна для раннего возраста, является начальным этапом в развитии сюжетно-ролевой игры.
В игре процессуальной развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.
Этапы развития процессуальной игры:
- подражание отдельным действиям взрослого;
- самостоятельные попытки воспроизведения действий взрослого;
- постепенное выстраивание логически вытекающих друг за другом действий;
- увеличение числа используемых игрушек;
- использование предметов – заместителей;
- творческая переработка опыта, выражающаяся в самостоятельном выборе сюжетов, игрушек, предметов – заместителей;
- включение в игру речи, появление моментов ролевого поведения в игре.
Сюжетно-ролевая игра
В развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания. Новообразования, которые возникают на этапе сюжетро-ролевой игры: произвольность, воображение, планирующая функция мышления, децентрация играют огромную роль для психического развития ребенка.
Игра режиссерская
Особый вид индивидуальной игры, которая строится ребенком в двух планах, за себя, как за режиссера и за игрушку. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения.
Игра с правилами
Групповая или парная, взаимоотношения регламентированы правилами, может быть использован и сюжетный характер («кошки-мышки»). Постепенно перерастают в спортивные, интеллектуальные игры.
В последнее время произошли существенные изменения, как социальные, так и психологические. Этому способствует множество объяснений. Мы знаем. что члены семьи теперь все меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Растет число детей без «присмотра» взрослых.
Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника, всех психических процессов, особенно значимых для этого возраста: воображения, внимания, всех видов памяти, мышления, произвольности, эмоций и социальных навыков. Отличие игры от других видов деятельности в том, что игра ориентирована на процесс, а не на результат.
Цели, которые можно достичь, организуя игры с детьми.
1. Помочь детям ощутить единение с другими. Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них принадлежность к другим группам. именно детским. Нередко «плохое» поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Есть дети, которым трудно почувствовать свою общность с детьми, дети с низкой самооценкой, застенчивые и неуверенные в себе. Именно игровая ситуация помогает детям справиться с трудностями, принять свои отличия от других, увидеть что и другие дети разные.
2. Игра помогает детям с надеждой смотреть в будущее, надежда-это, то на чем построены многие путешествия в страну фантазии.
3. Игра может помочь научить детей сочувствию, достичь этого можно, побудив интерес детей к тому что чувствуют и как мыслят другие дети.
4. Игра помогает детям отрабатывать позитивные способы разрешения конфликтов (проявить накопившуюся агрессию в игровой форме).
5. Игра помогает справиться со своими страхами и тревогами.
6. Игра развивает в детях чувство юмора.
Именно различные виды коллективной игры являются существенной предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность опробовать разные роли.
Литература.
1. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» М. «Просвещение» «Учебная литература» 1996.
2. М.А. Панфилова «Игротерапия общения» М. 2000.
Читайте также |
---|
Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…
Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...
Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»
Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...