Консультация для воспитателей

«Использование оборудования детского сада на экологической тропе для экологического воспитания дошкольников»

Многие факторы городской среды (наличие пыли, токсичных веществ, патогенных вирусов, микроорганизмов и аллергенов), являются причиной большинстве заболеваний. Как известно показателем качества городской среды является экологическая безопасность человека.

 

Контакт с природой, ее эмоциональное, эстетическое, восприятие являются средством поддержания психологического благополучия человека в условиях города. Растения способствуют улучшению качества городской среды, поддержанию качества кислорода, повышают ионизацию воздуха, выделяют фитонциды-органические вещества губительные для микробов. Деревья обладают шумозащитными свойствами, и выступают в качестве фильтра поглощающего из воздуха пыль и химические загрязнения.

В таких условиях особое значение приобретает организация экологической – развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.

Важнейшим средством экологического образования является соревнования, походы, экскурсии в природной среде. Поэтому велико значение экологической тропинки.

Сегодня дошкольники путешествуют по экологическим тропам, наблюдают за природой, с удовольствием исследуют её. Экологическая тропа помогает реализовать важную педагогическую идею воспитания ребёнка через общение с природой. Во время прогулок дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но видеть то, что их окружает. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, развивается мышление, память, речь. А самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе.

Согласно существующим рекомендациям тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекла как можно больше разных типов ландшафтов. В условиях детского сада это разнообразие следует создавать искусственно. Чем больше разнообразие растений и животных на тропе, тем больше познавательный эффект. Деревья должны быть разного возраста, это позволит познакомить с рядом насекомых, грибов, мхов.

На тропе должны быть небольшие возвышения, пеньки, что разнообразит произрастание растений, более интересными делают наблюдения за снежным покровом, за осадками.

Отдельные камни украсят тропу и послужат убежищем для насекомых.

Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети дошкольного возраста, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

На нашей экологической тропинке есть несколько уголков -лесной, луговой, озеро, огород, полянка, цветник.

Лесной уголок представлен деревьями разного возраста - это позволит знакомить с рядом насекомых, грибов, мхов. В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли. Много пеньков, за которыми можно не только наблюдать, рассматривать, но и походить по ним.

Озеро включает в себя искусственно созданный водоем, с мосточком через него, и представлены обитатели водоёма-лягушки, и растительность водоема-камыши.

Мостик подразумевает переправу через водоём, закрепляет правила перехода через воду.

Луговой включает в себя произрастание травянистых, лекарственных растений и трав (фитоогород) выращивается: мята перечная, календула лекарственная, родиола розовая, , подорожник, душица, мать-и-матчеха,тысячелистник обыкновенный, и др. Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и наши детки могут посадить их самостоятельно.

Полянка — открытое, освещенное место, окруженное деревьями, рядом с тротуаром. Травянистые растения, мхи на корнях березы и на почве; под деревьями — мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей — стоит лавочка. На дороге — плотно утрамбованная почва, много крапивы.

Цветник знакомит с названиями, произрастанием, уходом за садовыми цветами. Красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Экологическое воспитание в дошкольном учреждении должно способствовать:

— познавательному развитию ребенка - создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов;

— эколого-эстетическому развитию - привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;

— оздоровлению ребенка -использование экологически безопасных материалов, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе;

— формирования нравственных качеств ребенка создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы;

— формированию экологически грамотного поведения навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе;

— экологизации различных видов деятельности ребенка создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Дидактические игры на правильное употребление падежей в речи

Дидактические игры на правильное употребление падежей в речи Название игры: «Кому чего не хватает?», «Кому угощение?». Цель: учить употреблять существительное в Р.п., Д.п. Название...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России» Старший дошкольный возраст Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Я родился в России». 2. Тип проекта: социально-значимый. 3...