«Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

 

(Опыт работы)

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.                       

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра – для них труд, игра для них – серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н.И. Крупской.

Не может быть здорового развития без деятельности, интересной жизни. Такую деятельность ребенок ведет в игре, свободной, создаваемой им самим, или в играх с правилами.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявит ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а несколько качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить   ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм. А также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дети 3 уровня общего недоразвития речи, в настоящее время составляют основной контингент специально организованных групп для детей с нарушением речи.

И поэтому формирование полноценной речи детей с ОНР 3 уровня при помощи игровых ситуаций является актуальной проблемой.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. ОРН может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют 3 уровня речевого развития.

3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами…

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

1) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

2) подмена названий профессий названиями действий (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет»);

3) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки»);

4) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик – «столенок», вазочка –« вазка»).

Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пуховый», «пухный» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель…)

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

1) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»);

2) неправильное согласование   числительных с существительными («три медведем», «двух карандаши»);

3) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривания   («Ездили магазин мамой и братиком»);

4) Ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).

Фонетическое оформление речи у детей с 3 уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Эти проблемы заставляют искать наиболее эффективные пути формирования грамматического строя речи.

Учитывая то, что игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника и в организованном детском коллективе служит средством воспитания и обучения, я считаю, что логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

Прежде всего, в начале учебного года мною было проведено обследование детей логопедической группы, в ходе которого я выявила, какие грамматические ошибки допускают дети на занятиях, во внеучебное время. Таким образом, содержание работы над формированием грамматического строя речи определяется состоянием развития речи детей данной возрастной группы. После чего был намечен ряд конкретных задач:

  • научить правильному образованию множественного числа существительных;
  • научить самостоятельному образованию новых форм слова;
  • научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;
  • научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;
  • научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
  • научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
  • научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненных и сложноподчиненные);
  • формировать навыки связной речи.

Итак, основные задачи - это обогащение и активизация словаря, т.к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. А также формирование грамматического строя речи, направлено на развитие умения, выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Коррекционная работа включала фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.

Занятия я старалась проводить интересно для детей, используя разнообразные приемы и методы, но в основном я использовала дидактические игры, создавала различные игровые ситуации.

Всю работу я разделила на два раздела, это – работа над словом и работа над предложением.

Так при работе над словом, я формировала предметную отнесенность слова (т.е. связь наименования с предметом), на ее основе формировала обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов). Формировала понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.).

Формирование обобщающей функции слова строилась на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. В этой работе по выделению признаков предметов, учила сравнивать предметы между собой, делать вывод о сходстве или несходстве предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.

Так, отрабатывая на подгрупповых занятиях такие игровые приемы - для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных: «Что спрятано?», «Что кому нужно?», «Кто чем защищается?», я закрепляла в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Такие игры, как «Один – одна – одна», «Разложи картинки» - учили детей различать род существительных. В играх «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения» (см. приложение) отрабатывались и закреплялись обобщающие понятия. Эти игры и такие как «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это?», я включала во фронтальные занятия, здесь я закрепляла в активном словаре детей существительные по темам: «домашние животные», «Игрушки» и т.д. В этих играх закреплялось понятие о живых и неживых предметах.

Таким образом, программа обогащения и активизация словаря включала в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления знаний о предметах и явлениях, формирования понятий, следующие задачи:

1) раскрытие многозначности слова;

2) расширение запаса синонимов и антонимов;

3) формирование умения правильно употреблять слова.

Особое внимание в работе с детьми я уделяла формированию навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Приведу пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования существительных на фронтальных занятиях - это игры «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Два брата ИК и ИЩ» (см. приложение), «Назвать профессии» и др. Отдельно я использовала подобные игры при отработке на индивидуальных занятиях.

С целью закрепления словообразования глаголов на подгрупповых занятиях я использовала различные картинки, где дети называли слова, обозначающие

действия, выполняли сами различные действия с предметами. Приведу пример некоторых игровых упражнений на фронтальных занятиях по закреплению словообразования прилагательных, это игры «Чьи хвосты» (см. приложение), «Правильно назови листья», «Что из чего сделано?».   Подобные игры включались мною и в индивидуальные занятия, где я отрабатывала с детьми образование притяжательных прилагательных с суффиксом «и» с чередованием, относительных прилагательных с суффиксами «ан, ян, енн» и качественных прилагательных с суффиксами «оват, еньк». В эти занятия я включала и упражнения по совершенствованию моторики кистей и пальцев рук, предлагая отгадать загадку и разукрасить, например, хвосты животных или составить картинку из разрезанных частей.

Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет мы стимулируем употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, мы автоматически переносили на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Игровые приемы, которые я предлагала детям были направлены на закрепление понятий «цвет», «форма», «размер», «вкус». Главная задача на этом этапе обучение детей правильному согласованию в роде, числе и падеже. Основное внимание направляла на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. На индивидуальных занятиях с помощью игр «Опиши овощи и фрукты», «Опиши животное», «Угадай, какие это фрукты» и т.п. отрабатывала навыки использования прилагательных, согласование прилагательных с существительными в   роде, числе, падеже. Эти игры и такие как «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Найди два слова неприятеля» (см. приложение) и др. также включались мною во фронтальные занятия. Дети на эти занятия приносили свои любимые игрушки, описывали их, отгадывали загадки.

Работая над практическим усвоением глаголов в речи детей, на подгрупповых занятиях при помощи таких игр, как «Руки в стороны», «Вспомни и расскажи» отрабатывала такую задачу, как развитие слухового внимания. Благодаря этим играм, дети учились слышать в речи логопеда слова, обозначающие действия. Игры дают возможность расширить пассивный и активный глагольный словарь детей, соотнести действие со словом, проследить последовательность действий и обозначить их словами. Игры: «Кто как передвигался?», «Поймай - скажи» (см. приложение), «Спал - спала» - помогали детям правильно использовать в речи глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени. Игры: «А ты что любишь?», «Кто интереснее придумает?» -   эти игры учили детей спрягать глаголы и составлять предложения по заданному глаголу. Все эти игры учили детей оперировать значением сочетаний слов, правильно и гибко соотносить значения слов, обозначающих действие и предмет. Эти игры также включались во фронтальные занятия. Здесь я использовала подвижные игры с мячом, они не только учили детей   правильно употреблять в речи глаголы, но и воспитывали у детей быстроту реакции, слуховое внимание, умение удерживать их в   памяти и правильно выполнять.

Игры: «Один – много», «Сколько предметов», «Волшебный мешочек», «Что нам почта принесла?» помогали детям использовать в речи количественные числительные, учили правильному согласованию количественных числительных, в пределах 10, с существительными.

Во фронтальные занятия по формированию звукопроизношения и дифференциации звуков мною включались игры и задания, которые способствовали совершенствованию правильного произношения фонем и одновременно формированию различных лексико-грамматических категорий.

В таких играх, как «Я – мы», «Домик» (см. приложение) и др. на индивидуальных занятиях и на подгрупповых дети учились согласовывать местоимения с глаголами, правильному употреблению местоимений и предлогов в речи. Игры «Слушай команду», «Холодно – жарко» (см. приложение), «Когда это бывает?», «Найди флажок» (см. приложение) помогали детям понимать и правильно использовать наречия в   речи. Необходимо заметить, что при закреплении на фронтальных занятиях в подобных  играх хорошо знакомого материала, детьми с интересом воспринималась дидактическая задача, и они активно участвовали в них. В этих играх мы не только закрепляли правильное употребление местоимений и наречий, но и закрепляли понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) и направления собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове пространственно-временные отношения. Отработка этих понятий до занятий по теме «Предложение» уменьшило в дальнейшем количество структурных и лексико-семантических ошибок в предложении.

В заключение – игры, собранные мной в подразделе «Работа над словом», способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временные представления и т.д., а также дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. Вырабатывающаяся в процессе игр ориентировка на звуковой облик морфемы (окончания) помогает овладеть словоизменением и, прежде всего падежными формами. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребенка с системой языка и научить употреблять в речи новые слова и словосочетания.

При работе над простым предложением, основной акцент я делала на составление предложений и определение количества слов. Предложение мы составляли с опорой на картинку и давали его схему. На индивидуальных занятиях дети учились не только определять количество слов и их порядок в предложении, но и ставить к каждому слову вопросы «кто?» и «что делает?». Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуации при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением я учитывала, что в процессе обучения дети должны овладеть умение развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации. Предложение имеет линейную протяженность. Поэтому на занятиях при помощи игр: «Какая полоска нужна?», «Какое слово по порядку?», «Чего не хватает?», «Предложения по картинкам?», это свойство подчеркивается, и становиться наглядным при выкладывании схем из полосок бумаги, также мы закрепляли такие понятия: начало, конец, первое слово, последнее слово, слово, стоящее в конце предложения, в начале его.

В игре «Кто первый?» детям предлагалось собрать схему предложения, используя индивидуальные наборы, в которые входили полоски бумаги. У доски индивидуально давались задания 1 ребенку, который тоже работал с набором полосок. Дети должны были постараться опередить его в составлении схемы предложения.

Задания такого рода помогают совместить индивидуальную работу с фронтальной работой. Задания с индивидуальными дидактическими пособиями приучают детей к самостоятельной работе, к самостоятельному мышлению; они также помогают проверить уровень усвоения материала в группе в целом. А присутствие в задании элемента соревнования повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Далее детям предлагала распространить простое предложение. Отрабатывая на подгрупповых занятиях при помощи таких игр, как «Чья вещь?», «Чей хвост?», «Составь предложение» и др., дети знакомились с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагалось детям самим придумать предложения. Эти игры учили детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. В ходе этих занятий повторялись и закреплялись обобщающие понятия, а также пополнялся активный словарь детей.

Работая над предлогами в предложениях, основной задачей было: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Дети с нарушениями речи опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Поэтому в своей работе, я старалась так организовать игры, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому на индивидуальных занятиях и подгрупповых занятиях я предлагала детям выполнить, например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкция с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхности чего-то (конструкция с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагали поиграть в загадки, отвечая на вопрос «У кого?» Например: «У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги?» и т.д. Игры «Когда это бывает?». «Найди такое дерево», «Ключи» и др., помогали детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».

В своей работе я использовала сказочных героев, литературных персонажей, которые помогали создать эмоционально положительный настрой. Участниками фронтальных занятий становились: Незнайка, Петрушка, Карлсон, пингвиненок Лоло, Солнечный зайчик (см. приложение). Игровая ситуация создавалась путём введения сказочного героя

Работая над сложным предложением, главной задачей было обучить детей правильно составлять самостоятельно предложения. На подгрупповых занятиях дети учились составлять самостоятельно предложения на определенную тему с опорой на наглядный материал или действие. В процессе работы над предложением вводила противопоставление, обращала внимание на причинно-следственные связи. Возросшие речевые возможности детей в ходе коррекционного воздействия позволили на этом этапе обучения использовать такие игры как «Живая картина», «Рассказ из конверта», «Составь предложение», которые предусматривали составление детьми предложений по картине, по серии картинок, описание предметов, их сравнение. Эти упражнения предшествуют работе со связанным текстом. На фронтальных занятиях я использовала подобные игры и такие игры, как: «У кого кто?», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Про Потому и Почему» (см. приложение) и др.

Таким образом, применение оптимальных игровых средств в ходе фронтальных логопедических занятий, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызвало огромный интерес к занятиям у детей, оживление, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность дошкольников, повышало мотивацию к обучению. Также применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечило легкое и быстрое усвоение программного материала.

Кроме занятий с детьми, систематически вела работу с родителями, постоянно советовала им следить за своей речью и речью детей. Проводила открытые занятия с приглашением пап и мам, использовала приемы наглядной агитации.

Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений, особенно при составлении рассказов. Ведь эти знания и умения, сформированные в дошкольные годы, помогут им в дальнейшей жизни и в первую очередь при обучении в школе.    

Я полагаю, что предложенная мною работа по устранению лексико-грамматического недоразвития поможет как родителям, так и логопедам и воспитателям детских садов.      

 

Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детских садах. – М.: Просвещение, 1991.

4. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. – М: АПО, 1996.

5. Балабанова В.П., Богданова Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

6. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966.

8. Игры в логопедической работе с детьми./ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987.

9.Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях.

10. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.: АПО, 1993.

11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.

12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М.: Профессиональное образование, 1993.

13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица» Цель: расширять знания детей о праздниках на Руси; продолжать знакомить с русским народным праздником «...

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...

Читайте также

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...