Опыт работы «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»

 

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………….

4
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении…………………………………….. 4
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…  5
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………………………………………………...  7

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………..

  9

3.Педагогический опыт…………………………………………………

10
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………..  10
3.2.  Актуальность педагогического опыта……………………………. 13
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………… 15
3.4. Результативность педагогического опыта……………………….. 17
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………………...  18
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……. 19
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………….  21

4. Выводы………………………………………………………….........

23

5. Библиографический список…………………………………………

24

6. Приложение………………………………………………………….

25

 

Информационная карта передового педагогического опыта

Ляшенко Ирина Викторовна

МАДОУЦРР - д/с №1 «Берёзка» п. Мостовского муниципального образования

Мостовский район, воспитатель

Дата рождения автора ППО: 21.09.1978г.

Базовое образование автора ППО: ГОУСПО Усть – Лабинский социально - педагогический колледж, воспитатель детей дошкольного возраста 10.06.2005г.

Тема педагогического опыта: « Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»

Педагогический стаж и квалификационная категория: 9лет, первая квалификационная категория приказ РУО от 29.12.2010г.№321-п

Тема педагогического опыта: « Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»

Педагогический стаж и квалификационная категория: 9 лет

Звания, награды, премии, учёная степень автора ППО:

Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: лауреат районного профессионального конкурса «Воспитатель года Кубани-2011».

Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема):

Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта: «Сохранить душевное здоровье ребёнка» районная газета «Фавор» от 7 марта 2012г.; «Электронное портфолио», учебно-методические материалы («Проекты», «Перспективное планирование по экологическому воспитанию», «Комплексное занятие «Домовёнок Кузя и его друзья», «Конспект занятия                                         «Разноцветные приключения») - в социальной сети работников образования nsportal.ru, портал менеджер образования www.menobr.ru, Maam.ru - «соберу букет для милой мамочки на праздник».

Данный педагогический опыт внесён в муниципальный банк передового педагогического опыта решением: не внесен

Рабочий адрес, телефон автора: поселок Мостовской, ул. Боженко, № 1б.

Домашний адрес, телефон автора: поселок Мостовской, ул. Кубанская 85

Мобильный телефон автора: 8-918-699-09-53

Адрес электронной почты: lieshenko2012@yandex.ru, lyashenko_irina@list.ru

 

1. Литературный обзор состояния вопроса.

 

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Экологическое воспитание это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях детей. Среди последних важным является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, он не различает границу между «человеческим» и «не человеческим», у него преобладает познавательный тип отношения (какой бывает объект на вкус, ощупь) сравнительно с эмоциональным, чувственным и практически-действенным. А это как нельзя лучше формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра - предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками. Внимание к природным объектам требует сосредоточенности, на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

 

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но мною было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в раннем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления. Проанализировав программу «Детство» под   руководством В.И. Логиновой под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович, которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого мною были проведены ряд следующих процедур:

1. Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов как А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьева, Н.А.Рыжова.

2. Проведена собственно разработанная диагностика детей по критериям, важным именно для процесса опытно – экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов.

3. Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно – экспериментальной деятельности.

 

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Анкетирование – 1. Метод массового сбора информации с использованием анкет, включающий их составление, распространение, изучение. 2. Способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ – специально организованная форма обучения. НОД может быть групповым, подгрупповым и индивидуальным. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры, а также других специфических для дошкольников видов деятельности.

Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель структуру, «конституирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.

Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.

План перспективный – вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) и учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает единство, систематичность и последовательность в работе воспитателей.

Программа «Детство» - комплексная программа развития ребенка-дошкольника и педагогическая технология, разработанные преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович. Программа составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства – младшего, среднего и старшего возраста. Особый акцент делается на личностное развитие ребенка.

Программа «Мы» - парциальная программа экологического образования, разработанная Н.Н. Кондратьево, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, Т.А. Виноградовой. Программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» комплексной программы «Детство».

Прогулка – один из режимных моментов жизнедеятельности детей в ДОУ; средство физического и умственного воспитания.

Проект – замысел, план. Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития жизненный цикл, который можно разделить на три фазы: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза.

Экологическая культура – экологическое сознание и экологическое поведение, включающее способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Экологическое воспитание – целенаправленный, организованный процесс, направленный на познание окружающего мира, установление взаимосвязи между живой и неживой природой и выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой.

Экология – наука об общих закономерностях взаимодействия организмов и их сообществ с окружающей средой, природой и обществом. Специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.

 

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

1. Название группы: « Малышок»

2. Возраст детей: от   2 до 3 лет

3. Количество воспитанников: 23 человека

4. Коммуникативность детей группы: Общение детей между собой носит добровольный, доброжелательный характер. Воспитанники самостоятельны.

5. Психолого-педагогический портрет ребенка 2-3 лет:

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности.

К 2-3 годам у малыша постепенно увеличивается словарный запас до 250 слов и более, ребенок общается предложениями из трех слов и более, использует множественное число существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, фамилию, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку». Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К трем годам ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем без нее).

Период 2-3 лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, иногда ими самими придуманное, только потому, что им нравится, как оно звучит.

Ребёнок 3 лет ещё не уверенно держит в руках карандаш, поэтому в этом возрасте важным приёмом может использование так называемых              « пассивных движений», когда взрослый берёт руку ребёнка в свою и вместе осуществляет нужное движение. При этом малыш чувствует степень нажима на карандаш или кисть, его память зафиксирует мускульно – осязательную направленность движения. Особенно этот приём важен, когда ребёнок неуверен в себе или боится ошибиться.

6. Оборудование группы (психолого-педагогические материалы). Общий вид группы – игровой, яркий, предметный. Игрушки всех видов, разных размеров из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества. Комплекты атрибутов по всем творческим играм данного возраста. Разнообразно соответствующее возрасту и росту детей собственно игровое оборудование (игровая мебель, модули и т.п.). В группе есть уголок релаксации, в котором находится магнитофон и аудиотека, включающая в себя классическую музыку, аудиосказки в прочтении профессиональными актерами. В группе используют «Телефон доверия», по которому ребенок может позвонить в любое время близким и поделиться своими впечатлениями.

7. Работа с родителями (особенности взаимодействия с семьей). Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания. Готовятся рекомендации, памятки, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста.

 

3. Педагогический опыт.

 

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Одним из важнейших практических методов экологического образования детей и её основных форм необходимо рассматривать игру. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.

Какова же роль игры в системе экологического образования дошкольников?

1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.

2) Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием.

3) Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные;

- творческие.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры, возможно, использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.

 

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды « плодами» хозяйственной деятельности. Но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания. Экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире. Ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию младших дошкольников в детском саду. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны. Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формирование у младших дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы.

Отличительные особенности опытауспешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, игры, исследование, оценивание); успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет); успешная коммуникативная деятельность (контакт, информация, отношения).

Цель опыта – изучить особенности игровой деятельности, как наиболее эффективного метода экологической культуры.

Основные задачи: раскрыть суть игры, как метода воспитания; выявить особенности экологической игры; изучить классификацию экологических игр; рассмотреть методику организации некоторых экологических игр.

Ожидаемые результаты.

Используя экологическое направление в воспитании дошкольников, ожидается:

1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

2. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях

3. Осознание себя, как части природы.

4. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.

5. Бережного отношения к своему здоровью.

Форма подведения итогов:

1. Итоговые комплексные занятия;

2. Разработка, внедрение экологических проектов.

 

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце. А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Поэтому, смотря на детей наших и слушая их рассказы о природе и животных, возникло желание охранять нашу природу, воспитывать у детей желание больше узнать о ней. Основанием для моей работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля. Не просто любить, но и не вредить ей. Поэтому я обратилась к великим трудам выдающих педагогов. Говоря об отношении к окружающей природе, В, А. Сухомлинский говорил: « человек стал человеком тогда. Когда услышал шепот листьев и песню кузнечика. Журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Шорох снежинок и завывание вьюги за окном. Ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Великий писатель К. Д. Ушинский высказывал такое мнение. Что « если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу». А. В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе». И начинать нужно с самых маленьких, именно в дошкольном возрасте, усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природоиспользования по изучению и охране среды, в пропаганде идей правильного природоиспользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.

Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:

  • «Не навреди»;
  • «Познавая, не разрушай»;
  • «Не бери у природы больше, чем необходимо»;
  • «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что ты хочешь сделать? Зачем тебе это нужно? Кто (что) при этом приобретет, а кто (что) потеряет?»
  • «Подумай о последствиях»

Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в различных видах деятельности. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующее: традиционные учебные занятия, экологические игры, сказки, экологическая тропа, опыты, практикумы, то есть те, которые отвечают потребностям раннего младшего возраста, а так же позволяют изменить потребительское отношение дошкольников к природе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что в игре присуща воображаемая ситуация. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность.

Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду.

Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы (по мнению доктора педагогических наук Рыжовой).

Данная тема важна по целому ряду причин. Игра – ведущая деятельность дошкольника. Она обогащает и развивает личность, она должна быть использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

 

3.4. Результативность педагогического опыта.

Результатом моей работы по воспитанию экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» есть положительные результаты.

Повысился уровень экологической культуры и знаний у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы.

В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой.

Малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам.

 

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому дошкольное детство можно считать началом формирования экологического мышления личности.

Формирование элементарных знаний, здорового образа жизни, мышления поведения – цели экологического развития дошкольников. Для решения этих целей воспитатели в нашем детском саду используют программу по экологическому воспитанию «Юный эколог» С. Н. Николаевой, в основе которого лежит личностно – ориентированная модель воспитания. Пользуемся материалами из газет «Экологическая, правда», которые выписываем в детском саду. Эти издания оказывают большую помощь ДОУ в работе, они очень интересны, полезны. Читая различные советы, статьи, возвращаемся в доброе прошлое, глубже начинаем ощущать нужность экологического воспитания детей с раннего возраста.

На основе методических рекомендаций и преемственности в решении задач программы «Детство» и программы «Мы» экологического образования Кондратьевой Н.Н. 2011г. разработаны: перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста (См. Приложение 1 - Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста): экологические проекты «Голубая капелька», «Почему надо воду беречь» (См. Приложение 2 –Проекты для детей раннего возраста) наглядные пособия «Книжка - развивашка», коврик «Волшебная полянка», «Умная книжка» (См. приложение 3–Авторские пособия «Книжка - развивашка», коврик «Волшебная полянка», «Умная книжка); игры экологического содержания, рассчитанные на детей 2-3лет (См. приложение 4 – Экологические игры); учебно-методические дидактические пособия: «Волшебные прищепочки», «Осенние листочки» и «По грибы» (См. приложение 5 – Учебно-методические пособия). Игры подобранны с учетом психологических особенностей дошкольников 2-3 лет. Система игр предполагает их использование, как в ходе проведения специфических мероприятий, так и на занятиях по развитию речи, математическому развитию, музыкальному, а также на прогулках (См. Приложение 6 – Игры для прогулок).

 

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Педагоги других дошкольных учреждений могут использовать в своей работе, как весь опыт работы, так и отдельные элементы.

Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги нашего детского сада.

Игры разработаны так, чтобы любой воспитатель мог бы ими воспользоваться, адаптируя каждую игру для своих детей, но при этом сохраняя смысл.

В группе проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для роста и развития, наблюдения труда в природе. Дети вместе с воспитателем поливают цветы, заботятся о них, каждое утро разговаривают с цветами:- Как ты, цветок, спал? За нами не скучал? Мы тебя любим, заботимся о тебе.

В детском саду организована «Экологическая тропа», по которой проводятся экскурсии с детьми, ведется наблюдение, рассматривание, собирается материал: камешки, веточки, шишки. На прогулке дети знакомятся с изменениями в природе по сезонам, проводятся игры с природным материалом (песок, вода, листья). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, воды, снега и др. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Что где растет?», «Угадай и назови, «Дерево и кустарник».

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

  • Проведение родительских собраний экологической направленности;
  • Участие родителей в совместной игровой деятельности, общении с природой;
  • Выезды с детьми на природу;
  • Совместное озеленение территории детского сада;
  • Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных родителями совместно с детьми.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования были вынесены на родительское собрание для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Разработано перспективное планирование, содержащее экологические занятия «В гости к бабушке», «Путешествие в лес»,     подобраны игры экологического содержания для использования на занятиях и вне них.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Особое место занимает игра, которая формирует опыт принятия решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит изменение в психике, подготавливающее переход к новой стадии развития.

Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдение, прикосновение к растению, животному, поглаживание листьев, ствола) должны рассказать что-либо интересное об объекте природы.

При проведении игр надо учитывать следующее: у детей должен быть сформирован широкий круг знаний об окружающем мире. Игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей. Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, дает возможность высказаться всем детям, с другой стороны препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.

Важно подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы у детей раннего возраста, нужно обогащать и расширять сферу чувств и переживаний, придумывать им осмысленность.

Поэтому вместе с детьми сделали наглядное пособие « волшебный домик», где прослеживаются изменения погоды каждый день. Читали экологические сказки « Репка», «Заюшкина избушка, «Приключение листика», «Одуванчик».

Для осуществления проекта неживой природы были привлечены не только дети, но и родители. Были собраны разной формы камешки, интересной формы палочки, соломинки, все это можно украсить и нарядно оформить. Детей это очень заинтересовало. Было сделано домашнее подворье, в котором гуляют курочка, корова, собака, лошадка, в пруду плавают гуси.

В связи с этим был разработан цикл бесед и консультаций для родителей по теме « Воспитание начал экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»

 

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Экологические игры позволяют идти на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, способствуют умственному воспитанию.

Использование в играх естественных природных объектов создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств.

Осознание себя, как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и другим живым организмам, содействует физическому развитию.

Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которые входит: побуждение интереса к природе, растениям, животным, к самому себе, освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных, приобщение ребенка к труду по созданию представлений о природе, как о величайшей ценности, понимании ее неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за все живое. Необходимо вовремя научить ребенка любить уголок родной земли и всю природу, как один большой дом.

Без этого ребенок никогда не станет человеком. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности. «Природа» - является средством осуществления следующего: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы усвоения определенного круга знаний и овладение практическими умениями.

Моя работа основана на принципе: «Меньше учите, больше делитесь».

Я не только сообщаю детям сухие факты о природе («это дерево называется сосна»), но и рассказываю им о том, что чувствую стоя рядом с этой сосной. Признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

…Я уверена, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

Сначала наблюдайте, говорите потом.

Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ребенок лучше поймет то, что вне него, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Мы не расстраиваемся, если не знаем названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности собой представляют природные объекты. Как нашу внутреннюю сущность не отражает наше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Дети лучше поймут, что такое дуб, если научатся видеть, как он меняется в течение дня при изменении освещенности, наблюдая за деревом с различных точек, почувствовав на ощупь его кору и листья, вдохнув их запах, посидев спокойно в его тени и попробовав увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «воспитанник-воспитатель», а станут отношениями товарищей по приключению.

• Сосредоточьте внимание ребенка!

С самого начала задается верный тон вашему путешествию в природу. Занимается внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому необходимо показать им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывать в них наблюдательность. Дети должны почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!

Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если педагогу удается поддерживать атмосферу радости. Необходимо помнить, что энтузиазм воспитателя заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что педагог имеет как воспитатель.

 

4. Выводы.

Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.

Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Наиболее популярными стали эколого-природоведческие игры, подвижные с элементами имитации, сюжетно-ролевые и ролевые игры. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

 

5. Библиографический список.

1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

2. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с.

3. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.

4. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003-240 с.

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. - /Мозаика- синтез, 2010.

6. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания дошкольников.- М., 1993.

7. Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.:ил.

8. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание. / Л.Аветисян.   - 1986. - №1.- С.10-12.

9. Психология.   /Выготский Л.С. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

10. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
11. Экологическая педагогика и психология. / Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.

12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 1999. - 224 с.

13. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.

14. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей ""Мы": Азбука экологии". - СПб., 1996.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе…

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе готовы!» Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: 1. Развивать...

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду...

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Читайте также

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички» Цель: учим детей рисовать ладошками, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес и желание...