Коррекционно–оздоровительная модель интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Физическая культура»

Современное общество представляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Наиболее последовательно и профессионально процессы воспитания и обучения организуются в рамках образования. Главная цель речевого воспитания в современном дошкольном образовании состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основнымикоммуникативнымиспособностями.

Анализ диагностики развития речи детей в нашем Центре развития ребенка №3 «Чебурашка» с.Сунтар показывает что из 68 воспитанников средней, старшей и подготовительной групп 20 детей с речевыми нарушениями. Когда у ребенка нарушено произношениеон выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психически функций, например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля, а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности. Для детей с речевыми нарушениями, характерно нарушение общей и мелкой моторики. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет перечисленные недостатки развития.

С целью создания оптимальной коммуникативной среды, мы разработали коррекционно-оздоровительный модель, для коррекции речи детей наряду с физическим развитием.

Речь и движение очень тесно связаны между собой. Мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него двигательную и мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребенку. Повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление. Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

При этом рекомендуется вводить речевой материал в самых разнообразных формах и поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста нужно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия.Стихотворные тексты позволяют нормализоватьтемп речи, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а, в конечном счете, на совершенствовании фонетической стороны речи.

Систематическое многоплановое использование речевых рифмовок, привлекательных для детей, способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Актуальность применения коррекционно -оздоровительного модели обусловлена тем, что проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста становится фактором, тормозящим процесс его развития и его становления как личности. Об этом свидетельствуют результаты исследований Выготского Л.В., Лурии А.Р., Запорожца А.В., Парамоновой Л.С. и др.

В результате преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре наблюдается:

  • Расширение и обогащение развивающей среды.
  • Стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для практической деятельности детей с помощью сюжетно-игровых занятий.
  • Реализация коррекционно-оздоровительноймодели к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствования методов и приемов логопедической работы.
  • Развитие и осуществление коррекции в двигательной, речевой, моторной и эмоциональной сфере.

Для успешной организации речевых моментов во время проведения занятий необходимо:

- дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями;

- целенаправленный подбор речевого материала;

- нестандартный адаптированный спортивный инвентарь;

- опираться на интересы потребности современного дошкольника и основываться на их личном опыте, на связность жизненных процессов.

Таким образом, коррекционно- оздоровительная модель:

- отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта и побуждает его к обучению;

- освобождает детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности во время занятий;

- помогает разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;

- развивает общую и мелкую моторики, ориентировку в пространстве;

- способствует профилактике дисграфии;

- помогает проводить работу по развитию просодических компонентов речи;

- активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное внимание;

- развивает и нормализует эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для детей.

- для лучшего функционирования речевых органов коррекционно- оздоровительная модель оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень…

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень золотая» Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах...

Читайте также

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития…

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития творчества в танце Танцевально-двигательная терапия «Танец — это живой язык, на котором...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»