«Познавательно-исследовательская деятельность при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых»

Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – овладевая представлениями о мире, ребенок учиться связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения.

Исследовательскую деятельность можно развернуть в любом контексте. Один из вариантов - детские исследования в проекте «Кем быть?» Проект этот долгосрочный (на учебный год) и предполагает ознакомление старших дошкольников с различными профессиями. Остановимся на ознакомлении старших дошкольников с профессией капитана корабля.

Опираясь на работы А.И. Савенкова по организации детских исследований, и придерживаясь предложенной Н.А. Коротковой последовательности этапов исследовательской деятельности, рассмотрим каждый из них.

1 этап: актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, касающихся данной темы.

Рассмотрев карту мира и решив посетить все материки, дошкольникам предстоит ответить на вопрос: «На чем лучше всего путешествовать?»

2 этап: обсуждение идей.

Выдвигаются идеи: на автомобиле, поезде, самолете и корабле. Выяснив, что путешествовать на автомобильном и железнодорожном транспорте мы не сможем (невозможно пересечь водное пространство), остаются 2 варианта – воздушный и водный.

В ходе обсуждения заполняется таблица. Рассматриваются параметры: быстрота (скорость передвижения), удобство (можно ли передвигаться, общаться, получать дополнительные развлечения), экономичность (стоимость билетов), надежность (условия, при которых рейс откладывается), безопасность (больше шансов спастись во время аварии).

Транспорт

Быстрота

Удобства

Экономичность

Надежность

Безопасность

Самолет

++

+

-

-

-

Пароход

+

++

+

+

+

На основе анализа и заполнения таблицы, делается вывод: на водном транспорте – экономичнее, удобнее (комфортнее) и безопаснее.

картаЗатем на карте мира дети проложили маршрут, охватив все материки.

И вновь возник вопрос: «Как ориентироваться в водном пространстве?» Там нет дорог, нет указательных знаков. Раньше путешествовали по звездам и солнцу. А сейчас?

Так дети открыли для себя новый предмет – компас. Опытным путем мы выяснили, что его намагниченный конец всегда показывает на север, не зависимо от места расположения. Научились определять север и юг в группе и на участке.

Вопрос выбора корабля решался на основе классификации судов. Дошкольники пришли к выводу: корабли бывают военные, грузовые и пассажирские. Именно пассажирские корабли годятся для путешествий. Они удобны, комфортны и безопасны.

А как же люди плавали раньше? На чем? Как появился первый пароход? Ответом на эти вопросы стало создание фильма «История корабля» с использованием картинок от простейшего плота до современных лайнеров. Так было проведено ещё одно исследование, тип которого А.И.Савенков определил как путешествие по «реке времени» Предложенные кадры в ходе обсуждения были разложены по порядку и соединены в ленту.

3 этап: опытная проверка и фиксация результатов.

Реализация данного этапа началась уже при работе с компасом. Дети определяли стороны света, находясь в разных концах группы, на разных этажах и на прогулочном участке.

Экспериментальная деятельность развернулась полным ходом при решении проблемы: все корабли сделаны из железа и очень тяжелые. Почему они не тонут? Была проведена серия опытов по исследованию плавучести предметов: в воду погружались стеклянные бусы и стеклянная банка, ложки, железные банка и крышки. Эксперимент показал: бусы и ложки тонут, а крышки и банки плавают. Почему? В ходе сравнения предметов пришли к выводу: крышки и баночки – выпуклые и пустое пространство в них заполнено воздухом, воздух легче воды. Именно он помогает держаться на плаву баночкам и крышкам. Вот почему они не тонут.

Следующая серия опытов с заполнением банок и крышек камнями, подвела детей к выводу: чем больше пустого пространства, тем выше плавучесть предмета.

И снова возникает вопрос: «А можно ли сделать так, чтобы предмет сначала погрузился, а потом всплыл?» Можно, если поднимать его с помощью воздуха. Именно так плавают подводные лодки.

Так мы перешли к 4 этапу:

исследованиепродолжение исследований в свободной деятельности – конструирование подводной лодки, внутри которой находится воздушный шарик с трубочкой. Отверстия в виде иллюминаторов помогают заполнить лодку водой, она погружается на дно.

Надувая воздушный шар, мы выталкиваем воду из пластиковой бутылочки, и лодка всплывает к поверхности.

И вновь возникает вопрос: как устроены подводные лодки? Это вопрос для нового проекта.

А пока наши дети с удовольствием рассказывают, почему они решили стать капитанами, на каких кораблях они будут плавать, почему их корабли надежные и безопасные.

Анализируя поэтапную исследовательскую деятельность дошкольников в ходе реализации только одной составной части долгосрочного проекта «Кем быть?», хочется отметить, что мне удалось использовать в работе все типы исследований, выделенные А.И.Савенковым и доступные старшим дошкольникам:

- опыты и экспериментирования с предметами и их свойствами,

- классификационная работа;

- путешествие по карте;

- путешествие по «реке времени».

В перспективе подготовка реализация этапа проекта по ознакомлению с профессией повара (кулинара-кондитера).

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  6. А. Савенков. «Исследовательские методы обучения», С. 3 –11. Дошкольное воспитание. № 12 – 2005 г.
  7. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина.-М.:Педагогика,1991


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования Начну свой ответ на данный вопрос со следующего в основу инклюзивного образования положены приведенные...

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...

Читайте также

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в…

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в разновозрастной группе (2-7 лет) Сорока вбегает в зал. Сорока. Привет, ребятки! Наконец...

Сценарий мероприятия «Викторина ко Дню космонавтики в старшей группе»

Сценарий мероприятия «Викторина ко Дню космонавтики в старшей группе» Цель: Приобщить детей к изучению космоса. Задачи: 1. Закреплять знания детей о планетах, их местоположении в...

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»