Применение здоровьесберегающих технологий в обучении дошкольников английскому языку

 

В дополнительном образовании изначально существует проблема, связанная со здоровьем детей. С одной стороны дополнительное образование может нанести непоправимый вред, тем, что затрачивается большое количество времени, которое могло бы быть потрачено на прогулки и игры, вследствие чего может возникнуть гиподинамия. Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, эндокринной и других систем. Но с другой стороны дополнительное образование таит в себе огромный здоровьесберегающий потенциал. Ведь не обязательно зубрить новые слова, повторяя их множество раз в сидячем положении. Можно разучить песню с новыми словами и обогатить жизнь детей новыми движениями. Так же можно внести в обычную двигательную деятельность детей новое содержание, отражающее требования эксперимента «Формирование элементарных навыков общения на английском языке в системе «детский сад – начальная школа»», который проходит в нашем саду.

Л.Н. Волошина выделяет классификацию здоровьесберегающих технологий на основе подхода, где технологии определяются как продуктив­ная педагогическая деятельность, интег­рирующая знания из различных областей и использующую прикладные исследовательские методики для получения инфор­мации и ее анализа с целью решения прак­тически значимых задач формирования культуры здоровья субъектов образо­вательного процесса.

  • пассивные здоровъесберегающие техно­логии, создающие безопасные условия пре­бывания, обучения и работы, решающие за­дачи рациональной организации образова­тельного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможно­стям ребенка;
  • физкультурно-оздоровительные тех­нологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья уча­щихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья;
  • технологии, направленные на воспита­ние культуры здоровья, развитие личност­ных качеств, которые способствуют со­хранению и укреплению здоровья. Они обес­печивают формирование представлений о здоровье как о ценности, мотивацию на ве­дение здорового образа жизни, чувство от­ветственности за собственное здоровье, здоровье семьи.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Утренняя гимнастика.Утреннюю гимнастику нередко называют заряд­кой. Это очень точно определяет суть данных занятий — они должны заряжать энергией, но не расходовать ее. Важнейшим критерием эффективности заряд­ки служит устойчивое чувство бодрости, свежести, хорошее настроение, же­лание работать. Упражнения зарядки должны в основном «проработать» основные наибо­лее крупные мышцы и мышечные группы. Это мышцы туловища, таза, рук, ног. Необходимо поочередно нагружать мышечные группы, выполняющие различную работу: наклоны вперед чередо­вать с прогибанием назад, сгибание — с разгибанием, отведение рук и ног — с приведением. В комплекс утренней гимнастики не следует включать упраж­нения статического характера, связанные с сохранением какой-либо позы, ус­корения.

Физкультминутки.Основное назначение физкультминуток проводимых во время занятия, повысить работоспособность детей, утомление, дать отдых организму, в первую очередь нервной системе и работающим мышцам. В комплекс физкультминутки включают 2-3 упражнения, которые можно про­водить у рабочего места. Каждое упражнение повторяют 6-8 раз.

Подвижные игрыс детьми дошкольного возраста проводят ежедневно во время прогулок во второй половине дня, продолжительность подвижных игр зависит от возраста и физической подготовленности и составляет 8-15 минут.

Здоровьесберегающие технологии в условиях дополнительного образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии):

Физкультминутки

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

Музыкально-подвижные игры

Народные игры

Праздники и развлечения

Пассивные здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании представляют собой распределение учебной нагрузки равносильно возможностям детей, организация комфортного пребывания детей в кабинете английского языка (ежедневная влажная уборка, частое проветривание, достаточное освещение).

К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.

Дополнительное образование имеет большое количество форм работы с детьми, которые не несут вреда здоровью, а только приносят радость и большое количество положительных эмоций, вносят разнообразие в режимные процессы.

В дополнительном образовании могут реализоваться физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на формирование здорового образа жизни.

Физкультминутки

А именно физкультминутки, основное назначение которых состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями.

Гимнастика для глаз

Физминутки включают гимнастику для глаз на английском языке, сопряжены с содержанием занятия. Регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Особенно полезна гимнастика для глаз во время занятий, так как происходит формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка, привычки здорового образа жизни и закрепление навыков аудирования.

Пальчиковая гимнастика

Возможно применение разнообразных подвижных игр, от большой до малой подвижности. Игры малой подвижности включают пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, а в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, вправо и влево.

В английском материнском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности. (Все вместе.)

Petter- Pointer — Питер-указка (указательный палец). Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец). Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный палец).
Baby-Small — Малютка (мизинчик). Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).

Продолжительность пальчиковой гимнастики 2-3 минуты, чтобы пальцы поработали, но не устали. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках глазки и ротик.

Движения помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты надолго запоминаются детьми. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Пальчиковые игры целесообразно проводить, используя фланелеграф или магнитную доску, ограничиваясь пятью персонами. Можно применять фланелеграф, обучая детей счёту.

Одну и ту же пальчиковую игру необходимо повторять несколько раз с целью её полного запоминания, после этого предложить другую рифмовку и игру и т.д. Периодически желательно возвращаться к заученным ранее пальчиковым играм, поскольку детей ободряет повторение того, что они хорошо знают.

Подвижные игры

Игры большой и средней подвижности включают разученные ранее английские рифмовки и песенки. Эти игры проводятся как на занятии, так и в неурочное время. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по повышению двигательной активности в рамках изучения иностранного языка. Игры применяются с различными целями:

  • при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка;
  • для формирования умений и навыков устной речи;
  • как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке.

Практика показывает, что формирование коммуникативных умений у дошкольников посредством изучения английского языка в форме игры способствуют развитию умения сотрудничать друг с другом, активно слушать, развивать слуховое восприятие, подчиняться правилам.

Музыкально-подвижные игры

Музыкально-подвижные игры, как правило, включены в занятие для релаксации детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

В детские песни включен грамматический и лексический материал в соответствии с содержанием обучения. Веселый мотив песенок позволяет неоднократно использовать их на занятии, что гарантирует быстрое запоминание детьми нужного материала.

При помощи рифмовок и песен происходит формирование языковых и речевых навыков.

Фольклорные игры

Фольклорные английские игры играют особую роль – так как имеют аутентичный характер, проводятся полностью на английском языке, помогают педагогу замотивировать детей благодаря тому, что в эти же игры играют такие же маленькие дети в Англии. Примером фольклорных игр служат следующие: "Marco Polo", "Who Started the Motion?", "Duck, duck, goose", "Hunt the slipper", "'Cobbler, cobbler, where is my shoe?", "Tit Tat Toe".

При обучении детей английскому языку через народную игру происходит приобщение к культурным ценностям англоговорящих народов, развитию культуры речи в целом, что по­ложительно сказывается на освоении лексико-грамматического материала. В народные игры люди всегда вносили потешки, пе­сенки, сказки. Такие игры, как «A ring о'roses», «Oranges and lemons», «Trick or treat» с их простыми текстами, доступными для детей движения вызывают стремление самого ребенка к иг­ровым действиям, пробуждают радостное настроение, готов­ность общения с собеседником. Дополнительно раскрывает культурные ценности, дети знакомятся с поведением носителей языка, их традициями.

Праздники и развлечения для детей

Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций. С методической точки зрения, праздники - это богатей­ший источник языкового материала, объединенного темати­чески и легко расширяемого за счет лексического и грам­матического материала связанных с ними тем. Несет в себе как элемент использование народные игр, повышающие двигательную активность детей.

Можно выделить в ознакомлении с праздником следующую последовательность:

1 этап. Углубленное ознакомление с праздником. Праздник становится отдельной темой в рамках программы обучения английскому языку, большое внимания уделяется его сути и истории возникновения.

2 этап. Введение лексико-грамматического материала в соответствии с темой праздника, разучивание песенок, стихов, народных игр.

3 этап. Празднование организуется в виде детского развлечения.

В дополнительном образовании уместным будет использование не только физкультурно-оздоровительных технологий, но и пассивных валеологических технологий. Они включают в себя:

  • обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса, среду, которая и ребёнку, и взрослому приносит здоровье и радость, а не болезни;
  • объединяют весь педагогический коллектив для решения общих задач валеологической работы;
  • приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психо- физиологическими возможностями детей и педагогов;
  • осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;
  • формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в дополнительном образовании позволяет успешно организовать детей для изучения английского языка без потерь в здоровье детей. Целесообразнее использовать физкультурно-оздоровительные технологии и пассивные валеологические технологии, которые гармонично вписываются в структуру дополнительного образования.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Читайте также

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот...

Сценарий выпускного утренника

Сценарий выпускного утренника 1 вед: Добрый день, дорогие наши родители и гости! Мы с нетерпением ждали этой встречи! Сегодня вас ждет...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»