«Развитие творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность – сложный феномен человеческой активности. Она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовным ценностям. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности - неисчерпаемы. Исполняя ту или иную роль, ребенок переносится в иную плоскость бытия, иное пространство и время, перевоплощая, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает новый опыт.

С внедрением федеральных государственных требований в ДОУ театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, в особенности социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей. Для решения этих задач педагогическим коллективом ЦРР ДС №3 «Чебурашка» с.Сунтар применена технология организации театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ. Использование новых технологий, связанных с приобщением детей к сценическому искусству, имеет много преимуществ перед традиционным обучением.

Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании дает большие возможности при реализации ФГТ. В процессе театрализованной деятельности развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевые, музыкально-игровые, танцевальные, сценические, певческие способности.

Цель: развитие творческой активности у детей путем вовлечения их в игровые действия

—Обучающие задачи: знакомить с элементами актерского мастерства, способствовать умению проявлять эмоциональные реакции героев, передавать образ персонажей. Привлекать детей к совместной деятельности через обыгрывание различных ролей согласно заданной ситуации.

—Развивающие задачи: развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке инсценировки.

—Воспитывающие задачи: воспитывать дружеские отношения между сверстниками, умение поддерживать в трудную минуту своих друзей, подвести детей к пониманию, что друзьям вместе преодолеем любые трудности.

Актуальность: В связи с введением ФГТ образовательный процесс строится на основе разных видах детской деятельности

Практическая значимость: Разработанное методическое пособие «Организация коллективной театрализованной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГТ» предназначена руководителям, воспитателям, специалистам дополнительного образования, учителям начальных классов и родителям.

В приложении прилагаются СD-диски с демонстрационными материалами:

  • Сюжеты детских спектаклей, презентации, слайд-шоу фотографий, электронное пособие (локальные акты, программа, перспективные планы театральной студии), сценарии детских инсценировок и спектаклей, развивающая среда театральной деятельности во всех возрастных группах.

Результатом театрализованной деятельности является презентация спектакля детей в социум - в КЦ «Добун» для широкого круга зрителей.

Театрализованная деятельность организуется по двум направлением:

- организации театральных игр во всех возрастных группах;

- театральная студия, где занимаются дети подготовительной группы.

Основа театрализованной деятельности - игра - импровизация – позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, дает возможность работать одновременно со всеми детьми независимо от уровня их подготовленности. Театрализованные игры не только обогощают жизненный опыт детей яркими художественными впечатлениями, но и учат импровизировать, свободно чувствовать себя в любой роли. Следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. У детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, костюмера, декоратора. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Театрализованная студия работает совместно с народным театром им. В.Николаева с. Сунтар. Режиссер отличник культуры Республики Саха (Якутия) Д.Ю.Очосов рекомендует репертуары, а педагоги выбирают подходящую сказку с учетом возможностей детей. Умело подобранное литературное произведение для инсценировки, интересно организованная работа, дает возможность погрузиться ребенку в благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво подтолкнуть его к добровольному участию к игре, выполнению поставленных задач, а, следовательно, и к развитию. По выбранной сказке сценарист И.Ф.Митина адаптирует репертуар для детей. Педагоги,   занимаясь с детьми, включают актерские этюды, игры и упражнения пластики движений и мимики. В постановках спектаклей необходимо учитывать это своеобразие.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов.

1. Выбор спектаклей (произведения). Определение основной идеи спектакля.

2. Определение характера героев. Распределение ролей.

3. Работа с текстом.

4. Репетиция отдельных сцен.

5. Репетиции на сценической площадке.

6. Создание декораций, костюмов.

7. Генеральная репетиция.

8. Подготовка билетов, программ, афиш.

Конечно, такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями идет изготовление декораций, костюмов и пр.

Как проходит работа над сказкой? На музыкальных занятиях дети неоднократно слушают фрагменты произведений, включенных в спектакль, размышляют о характере музыки и средствах музыкальной выразительности, учатся различать смену настроений, передавать оттенки настроений в движениях, образных и танцевальных. Далее, следуя содержанию спектакля, дети создают сказочные образы в различных этюдах. Например, в «Золушке» использовали этюды: «Золушка перед балом», «Волшебный цветок», «На балу у короля», «Исчезновение Золушки». Затем объединяем этюды в единое целое – спектакль. Кроме этого, в повседневной жизни используем снятые на видео сказки – спектакли. Ценность этих видеофильмов в том, что дети могут сравнить игру актеров со своим собственным исполнением, проанализировать удачное или менее удачное исполнение.

Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности, развивать талант воспитанников, увлечь их. Эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.

Понравившуюся роль дети репетируют в домашних условиях вместе с родителями с целью вживания в роль. В студии проводится заучивание текстов, танцевальных движений, где с ними занимается хореограф. На занятиях дети выполняют специальные упражнения.

При проведении игр создается веселая, непринужденная атмосфера, подбадривая зажатых и скованных детей, следует отметить, что не стоит акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их с собственными действиями. Предлагаемые игры и упражнения использовались во время самостоятельной деятельности детей в течение дня. Студийные занятия сценическим искусством не только вводят в мир прекрасного, но и развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ними.

Таким образом, в процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются организаторские способности, потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими в действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, владеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность ит.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые складываются в процессе подготовки к спектаклю. Таким образом, театрализованная деятельность должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное.

Игры – инсценировки и театрализованная деятельность ставят перед детьми задачи организоваться в группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить ведущего, распределиться на роли, произвести несколько раз пробное разыгрывание): уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.

За шесть лет существования театральной студии были поставлены спектакли:

  • 2008г. Шарль Перро «Золушка»- участвовало 24 выпускников;
  • 2009г. Эрнст Теодор Амадея Гофман «Щелкунчик»- участвовало 26 выпускников;
  • 2010г. Вильгельм Гауфф «Маленький Мук»- участвовало 28 выпускников;
  • 2011г. Серафим Романович Кулачиков - Эллэй «Чурум-Чурумчуку»- участвовало 38 выпускников;
  • 2012г. А.Толстой «Буратино»- участвовало 33 выпускников;
  • 2013г. Д.Родари «Чиполлино» участвовало 33 выпускников.

В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности как средства воспитания и развития личности ребенка и ее неисчерпаемых педагогических возможностях. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в жизнь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Игры на внимание как помощники при организации учебных занятий для…

Игры на внимание как помощники при организации учебных занятий для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Учебный процесс в...

Читайте также

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности Музыкально-ритмическая деятельность - это метод музыкального воспитания, который используется для развития музыкальных...

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...