Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении

(из опыта работы)

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребёнка на самых ранних стадиях. Успех воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;

- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;

- активным участием родителей в воспитательном процессе;

- установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительно образования.

Валеологическое воспитание дошкольников мы основываем на следующих принципах:

- системный подход – т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей;

- деятельностный подход – валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.

Основопологающим принципом в работе мы считаем – принцип «Не навреди», который предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровления.

Немаловажным для нас является принцип гуманизма, признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Принцип альтруизма, в свою очередь, предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга»

И наконец, принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Чтобы помочь детям лучше запомнить информацию, я включаю в занятие несколько приёмов запоминания – через звуки, запахи, вкус, движения, воображение. Например, через физкультурные минутки и гимнастику для глаз, рассказы и сказки на нравственно-эстетические темы и т.д. При этом включается максимальное количество органов чувств.

Какими бы слабыми способностями ни обладал человек, он может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приёмов запоминания. Один из таких приёмов запоминания. Один из таких приёмов называют мнемотехническим. Составление коллажей и мнемотаблиц – творческая работа. Их можно сделать разнообразными и интересными.

Таким образом, коллажи – учебные пособия, выполняющие следующие задачи:

1) Развитие зрительной памяти,

2) Умение говорить, рассказывать,

3) Обучающая задача, т.к. они содержат различную информацию.

А мнемотаблицы – это схемы, структуры, в которые можно заложить различную информацию.

На данном этапе применение валеологических принципов в нашем детском саду находится на начальном этапе развития, однако, совместная работа воспитателей, музыкальных руководителей и медицинского персонала нашего ДОУ и детской поликлиники способствует дальнейшему их внедрению.

Литература:

Н.О.Сизова. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет).- СПб.: Паритет, 2008.-96 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного...

Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей…

Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам...

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...

Читайте также

Отчет о проведенной «Неделе психологии» во второй младшей группе

Отчет о проведенной «Неделе психологии» во второй младшей группе В рамках проведения в нашем детском саду «Недели психологии» с 15.03. 2021...

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...