«Изготовление и использование нестандартного оборудования в общеразвивающих упражнениях с детьми дошкольного возраста»

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

Многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. В этих упражнениях дети приучаются аккуратно и бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в подготовке. Каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие, движения приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т.п.

Выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес. Для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание выполнять те или иные движения, найти эмоциональный отклик у детей, я решила усовершенствовать и разнообразить оборудование для общеразвивающих упражнений. Изготовить их можно самостоятельно и без значительных финансовых затрат. Это открывает большие горизонты для реализации идей педагогу и одновременно необычайно развивает нестандартное мышление у детей.

Имея нестандартное оборудование, педагог может моделировать занятие, разнообразить праздники и развлечения. Ведь активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предмета.

Представляю вашему вниманию атрибуты для общеразвивающих упражнений, которые выполнены нами из различных материалов.

Погремушка

Погремушка вызывает радость, оказывает комплексное воздействие на анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-двигательный.

Основная часть погремушки состоит из чупа-сюрприза, внутри – бусинки; части чупа-сюрприза нужно склеить, чтобы избежать раскола погремушки, если ребенок ударит, уронит ее.

Используется погремушка в общеразвивающих упражнениях с детьми раннего и младшего возраста.

«Султанчики»

На деревянной палочке крепятся:

-  полоски полиэтиленового пакета;

-  тонкие атласные ленты;

Используются султанчики в общеразвивающих упражнениях с детьми младшего возраста.

Атласные ленты на кольцах

Изготавливаются из кольца и атласной ленты размером 50см. Динамичность мягкой переливающейся ткани вызывает у детей стремление выполнять упражнения красиво. Ленты и султанчики помогают более отчетливо выделить в движении плавность, мягкость или стремительность.

Ленты используются в общеразвивающих упражнениях с детьми всех возрастов.

Так же ленточки можно использовать и в подвижных играх «Найди свой цвет», «Ловишка с лентами».

«Шуршунчики»

Изготавливаются они из полиэтиленовых пакетов разного цвета. Пакеты разрезаются на полоски, затем на середине связываются ручками этого пакета. На один большой «шуршунчик» затрачивается десять больших пакетов одного цвета, а на маленький – два- три пакета.

Большие «шуршунчики» можно использовать в танцах на праздниках и развлечениях, а маленькие – для общеразвивающих упражнений, начиная с младшего возраста.

Они развивают координацию движений, влияют на формирование и укрепление стопы (при захватывании пальцами ног и т.п.)

Косички

Изготавливаются

- из полосок ткани (ситец) разных цветов длиной 1м и шириной 20-25см, которые сплетаются в косичку, на концах для фиксации завязывается атласная лента.

- из веревок, сплетенных в косичку по той же технологии.

Упражнения с этими предметами развивают ловкость, координацию. Особое влияние они оказывают на укрепление кистей рук.

Используются в общеразвивающих упражнениях с детьми, начиная со среднего возраста.

Эспандер

Эспандер называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»).

Занятия с эспандером развивают силу и гибкость, улучшает координацию движений. Существует 2 вида эспандеров, отличающихся типами пружин: резиновые и стальные. Резиновые легче и удобнее для детей дошкольного возраста. Такой эспандер можно изготовить самому.

- из широкой резинки,

- из трех тонких резинок, сплетенных в косичку (на концах эспандера - палочки для удобства и лучшего выполнения упражнений).

Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.

Гантели

Гантели существуют разные:

-  пластмассовые и полые внутри служат просто для выполнения общеразвивающих упражнений

-  те, которые изготовила я, развивают мышечную силу:

1 вид. Гантели изготовлены из воздушных шариков, наполненных синтепоном весом 115 гр.

2 вид. Гантели изготовлены из баночек из-под мыльных пузырей, внутри которых находится песок, крышка фиксируется с помощью клея, чтобы дети не могли открыть ее. Вес этой гантели - 100 гр.  

3 вид. Гантели изготавливаются из пластиковых бутылок, внутри которых находится вода, подкрашенная с помощью пищевых красителей. Крышка фиксируется так же с помощью клея. Вес такой гантели составляет 600 гр.  

Упражнения с гантелями проводятся, начиная со средней группы.

Мягкие палочки

Ткань размером 70х15 см (уже с припуском на швы) прострачивается, и набивается палочка синтепоном, по краям пришиваются липучки.

Мягкие палочки легко трансформируются (принимают разные формы), занимают немного места при хранении, они прочны, легки, гигиеничны, легко поддаются обработке.

Мягкие палочки вызывают у детей желание выполнять различные движения и действия.

Нагрузка на кисти, разнообразные способы хвата (двумя или одной рукой, за концы и ближе к середине, сверху).

Так же мягкие палочки используются в водной части занятия, в основных видах движений, в подвижных играх и эстафетах.

«Валики» (или «конфетки»)

Изготавливаются из ткани (бязь) 70х25 см, внутри синтепон, по краям завязывается лентами. Ткань лучше использовать яркую, красивую, радующую глаз детей. Упражнения с валиком развивают координацию, ловкость, разнообразные способы хвата. Упражнения с валиком проводятся, начиная со средней группы.

«Витаминки».

Из ткани (бязь) вырезается круг диаметром 28см и сшивается, оставляя небольшое отверстие для того, чтобы набить синтепоном, затем зашивается. Желательно иметь по 2 витаминки одного цвета, для того, чтобы использовать их не только при выполнении общеразвивающих упражнений, но и в п/игре «Найди пару по цвету». Ткань лучше использовать яркую.

«Степ-скамейка»

Это пособие, предназначенное для работы с детьми 4-7 лет. Степ-скамейка позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях. Ее можно применять для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины. Степ-скамейка способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, развитию координации движений, укреплению сердечно-сосудистой и развитию дыхательной системы.

Степ-скамейка сделана из экологически чистого материала – дерева.

Высота – 10см.

Длина – 40 см.

Ширина – 20 см.

Высота ножки – 7 см.

Ширина ножки – 4 см.

Степ-скамейка развивает эстетический вкус и интерес к занятиям. Ее можно использовать не только при выполнении ОРУ, но и в водной части занятия, в основных видах движений, в подвижных играх («Кот и птички», «Бездомный заяц», «Не оставайся на земле», «Акула и рыбки»).

«Веер»

Изготавливается из яркой стороны пластикового скоросшивателя и складывается гармошкой. Для того, чтобы лучше сложить, нужно под линейку острым концом ножниц провести линии на расстоянии 1см. Затем складываем гармошкой и еще раз пополам. Швы проклеиваются.

Упражнения с веером помогают более отчетливо выделить в движениях плавность, мягкость, повышают мышечное напряжение, укрепляют мышцы кистей, рук.

«Вееры» используются в общеразвивающих упражнениях, начиная со старших групп.

Все вышеперечисленные атрибуты несомненно должны радовать глаз детей, быть привлекательными, но еще и должны соответствовать гигиеническим нормам и требованиям, т.е. должны легко чиститься, мыться, а так же не причинять вред здоровью детей и быть безопасными (не колющимися, не режущимися и не токсичными).

Так же педагогу необходимо тщательно продумать хранение оборудования:

- если это оборудование на палочках, то оно должно находиться в вертикальном положении, в пластиковых ведерках или стаканчиках.

- если это такие атрибуты, как мячи, кубики и т.п. то они должны храниться в ящиках, лотках, корзинах специального для них размера и по их количеству.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем в гости» Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «транспорт» и его видами Задачи: Побуждать к...

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Читайте также

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...