Консультация для воспитателей на тему:
«Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников»
В последнее время возросло количество младших школьников, имеющих различные нарушения письменной речи.
С чем это связано?
Можно выделить 2 основные причины:
- организационная, т.е. не все нуждающиеся дошкольники получили логопедическую помощь (увеличение количества «домашних» детей - детей, не попавших в речевые группы – из-за нехватки мест, отказа родителей и т.д.);
- образовательная, т.е. недостаточное и/или неправильное обучение со стороны взрослых - родителей и педагогов (неправильное, побуквенное обучение чтению, смешение понятий «звук» и «буква» и т.д.).
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения чтения и письма:
- дислексия (нарушения чтения): оптическая и фонематическая;
- дисграфия (нарушения письма): оптическая и акустическая.
Причины возникновения оптической дислексии и дисграфии:
- нарушения пространственного гнозиса,
- нарушения зрительного восприятия и памяти.
Проявляется в «зеркальном» написании букв, смешении букв со сходными элементами, пропуск, неправильное расположение элементов, добавление лишних элементов.
Причины возникновения акустической дисграфии и фонематической дислексии:
- нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, представлений.
Проявляется в смешении звуков, сходных по звучанию (по твердости – мягкости, по глухости - звонкости) и т.д.
Какую работу по предупреждению этих нарушений у детей мы можем вести в ДОУ?
Для предупреждения оптической дисграфии и дислексии:
- развитие пространственных представлений (знание схемы собственного тела, выделение у предметов правой и левой частей, ориентирование на тетрадном листе);
- развитие зрительного восприятия и памяти (по заданиям психолога);
- развитие буквенного гнозиса - закрепление образов букв:
- выкладывание из спичек, палочек, мозаики, лепка из пластилина и т.д.
- игра «Угадай букву на ощупь» (на карточках с закрытыми глазами и по типу «Чудесного мешочка» с буквами из магнитной азбуки);
- использование ребусов;
- задания на исключение неправильных букв, дорисовки букв;
- игра «Буквенная мозаика» на конструирование и реконструирование букв;
- игра «На что похожи буквы?» - нахождение предметов в окружающем мире предметов, растений, животных, похожих на буквы.
Для предупреждения акустической дисграфии и фонематической дислексии полезно проводить следующие игры и упражнения для развития фонематического слуха:
- игра «Четвертый лишний» - 3 слова имеют заданный звук, а 4 - е - нет.
- игра «Угадай, где звук?» - на слух и по карточкам;
- игра «Звонкий – глухой» - определение пары звуков по звонкости-глухости;
- игра «Твердый - мягкий» - определение пары звуков по твердости- мягкости;
- игра «Расшифруй слова» - составить слово по первым звукам или по первым слогам (по картинкам);
- игра «Домики гласных» - каждый гласный имеет свой домик, в который надо «поселить» картинки с этим гласным;
- работа со схемами – составление звуковых схем односложных и двусложных слов;
- работа с предметными картинками – отобрать картинки с заданным звуком (в начале, середине, конце слова).
Читайте также |
---|
Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе
Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития мелкой моторики. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное...
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа…
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Воспитание здорового образа жизни детей на...
Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников
Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников Современный педагог-воспитатель должен решать в своей работе множество задач. Одной из приоритетных является...