Использование метода мнемотехники при ознакомлении дошкольников с миром профессий.
Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Поэтому значимым средством воспитания является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное нам показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, и понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений, поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов ребенка со взрослым миром.
Формирование системных знаний детей о профессиях предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, орудиями труда, преобразование человеком предмета труда в продукт, т.е. результат труда. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В начале работы, обследовав детей, я выявила, что объем знаний о разных профессиях, о конкретных трудовых процессах, о значимости результатов труда для общества, низок. К тому же скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому я поставила перед собой цель: ознакомление дошкольников с миром профессий на основе современной технологии – мнемотехники.
Для достижения этой цели поставила следующие задачи:
1. Совершенствовать формы и методы работы по ознакомлению детей с миром профессий, их социальной адаптацией.
2. Содействовать развитию у детей интереса, мотивации к изучению мира профессий, к активному участию их в образовательном процессе
3. Способствовать развитию основных процессов – памяти, внимания, образного мышления.
4. Способствовать формированию умений и навыков у детей через использование средств мнемотехники.
5. Способствовать развитию творческих способностей, умению детей преобразовывать абстрактные символы, образы (перекодирование информации о профессиях), работать по образцу, по правилам, слушать взрослого, выполнять его инструкции.
6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
7. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
8. Создать условия для формирования знаний о профессиях на основе взаимодействия с родителями.
При ознакомлении дошкольников с миром профессий, наряду с традиционными формами работы, такими как: целенаправленные наблюдения, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, чтение художественной литературы, дидактические игры я использовала современную технологию - мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которой отражена определенная информация.
При построении системы работы учитывала следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
3. Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера.
Для работы с детьми своей группы я создала цветные мнемотаблицы, используя пособие Г.П. Шалаевой «Большая книга профессий для самых маленьких», опыт работы Т.А.Ткаченко.
В настоящее время появилось много новых профессий, совершенствуются уже известные, появляются новые орудия труда. И в своих мнемотаблицах я постаралась показать детям роль современной техники в трудовой деятельности человека и расширить представления об эволюции предметов. Работа с мнемотаблицами позволила мне не только сформировать знания о профессиях, о конкретных трудовых процессах, но и улучшить словарный запас, произвести коррекцию психических процессов.
Литература:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// “Воспитание и обучение”.- 2004.-№6
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
5. Шалаева Г. Большая книга профессий для самых маленьких. Филологическое общество “Слово”. М. 2005.
6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: “Просвещение”, 1994.
Читайте также |
---|
В стране математики
В стране математики Цель: Формирование начальных математических знаний. Задачи: 1. Образовательная: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Закреплять знания о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…
Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста…
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Мамочка моя!» Цель: Формирование у детей умения выражать свою любовь к родному...