«Охрана и укрепление здоровья детей в летне - оздоровительный период»
(из опыта работы)

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка»звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений ДОУ, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти – с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно.

По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно - сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5-20 лет. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.

Для укрепления здоровья детей в нашем ДОУ максимально используются летние благоприятные условия. Вся деятельность детей проходит на свежем воздухе – утренняя гимнастика, физкультурные занятия, досуги и развлечения, театрально-музыкальная и изодеятельность, подвижные игры и упражнения. Для профилактики плоскостопия на спортплощадке оборудована «тропа здоровья». Дети с удовольствием бегают босиком по траве, песку, камням, шишкам, играют с водой и загорают.

Особое место в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в летнее время занимают занятия плаванием. Плавание и упражнения в воде являются средством лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза. Оздоровительное плавание служит оздоровлению организма в целом, повышению его функциональных возможностей. Положительные эмоции, обычно сопровождающие водные процедуры, оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

Бассейн в ДОУ функционирует круглогодично. Охват детей плаванием составляет 84%. Занятия в бассейне проводятся 1 раз в неделю, начиная со 2-ой младшей группы.

Для укрепления физического здоровья детей ежедневно на свежем воздухе проводится утренняя гимнастика с обязательным оздоровительным бегом вокруг ДОУ. Утренний приём детей и вечерняя прогулка в нашем саду являются традиционными.

Оздоровление детей начинается с адаптационного периода. Медицинское наблюдение за детьми начинается с момента поступления в ДОУ. Учитывая, что в основном болеют вновь поступившие дети, для них создаётся щадящий режим с учётом индивидуального подхода. Лечебно – профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, организация адаптационных групп, способствуют тому, что адаптация вновь принятых детей проходит в лёгкой форме.

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Тяжёлая

Средняя

Лёгкая

-

49%

51%

-

39%

61%

-

30%

70%

За летний период в ДОУ проводится много праздников, развлечений, конкурсов:

- концерт, посвящённый Дню защиты детей;

- конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»;

- «Песочная фантазия»

- муз. развлечение «Какого цвета лето?»

- «День Республики Татарстан».

- День бантиков и фантиков

- «Праздник брызгалок»

- День мыльных пузырей.

- Развлечения по ПДД и мн.др.  

В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания. Преобладание в рационе детей большего количества соков, овощей и фруктов способствуют укреплению детского иммунитета.

Именно в летнее время открываются возможности для развития умственных способностей детей. Близость природы: наблюдения, труд, отдых – всё это способствует расширению кругозора детей, закладывает определённую базу знаний. За время летне-оздоровительного периода на территории ДОУ проводится множество экскурсий и целевых прогулок к цветочным клумбам, на огород, на альпийскую горку, в гости к малышам и старшим ребятам (все группы). Организовано множество экскурсий за пределы ДОУ – в «Дельфинарий», прогулка в парк, на луг, в музей истории города, в мечеть, прогулка по городу на трамвае . Дети получили много новых знаний, массу впечатлений.

Модель двигательного режима детей 5-7 лет в летний период.

Вид занятий и форма двигательной деятельности

Особенности организации

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1. Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе, длительность

10-12 мин

1.2. Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий,3-5 мин

1.3 .Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, длительность 20-25 мин

1.4.Дифференцированные игры-упражнения на прогулке

Ежедневно во время вечерней прогулки,длительность 12-15 мин

1.5.Оздоровительный бег

2 раза в неделю, группами по 5-7 чел, проводится во время утренней прогулки, длительность 3-7 мин

1.6.Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

2-3 раза в неделю группами по 7-10 детей, проводятся после дневного сна в течение 5-7 мин

1.7.Гимнастика после дневного сна

ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин

1.8 .Занятия ритмической гимнастикой

1-2 раза в неделю во второй половине дня группами не более

10 чел, длительность 20-25 мин

1.9 Утренняя и вечерняя прогулка

Ежедневно, все группы (кроме яслей)

                       2.   Учебные занятия в режиме дня

2.1.По физической культуре

3 раза в неделю на прогулке (30-35 мин)

2.2.Самостоятельная двигательная деятельность на участке.

Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей

2.3. Музыкально- театральная деятельность

2 раза в неделю на участке, в зале

                  4.   Физкультурно – массовые занятия

4.1.Музыкально-спортивные развлечения

Каждую пятницу

4.2.Физкультурно-открытые праздники на открытом воздухе

2-3 раза в год

4.3.Физкультурный досуг

2 раза в месяц

4.4 Занятия в бассейне

1 раз в неделю, все группы, кроме яслей.

               5.     Внегрупповые - дополнительные виды занятий

5.1.Кружки по видам физических и спортивных упражнений, игр и танцев

По желанию родителей 1 раз в неделю

5.2 Индивидуальная работа по МКР (по ФИЗО)

Ежедневно, по плану кор. работы педагогов

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

6.1.Домашние задания

Определяются воспитателем

6.2.Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дня здоровья, посещение открытых занятий

Оздоровительные мероприятия па летне – оздоровительный период

1

Приём детей, утренняя гимнастика на свежем воздухе

2

Физкультурные занятия, спортивные развлечения на спортплощадке.

3

Прогулка, подвижные, д \игры на свежем воздухе

4

Сон без маек.

5

Дыхательная гимнастика после сна по Иванову, по Джуне + воздушное закаливание

6

Воздушные, солнечные ванны, хождение босиком. по траве, песку, камням.

7

Тропа «здоровья».

8.

Соблюдение питьевого режима.

9.

Физиолечение по назначению врача

10

Массаж грудной клетки частоболеющим детям

11

Плавание в бассейне + всем детям после бассейна   фиточай

12

Полоскание рта после приема пищи

13

Дыхательная, корригирующая гимнастика., массаж стоп

14

Мытье рук и ног прохладной водой из- под крана

15

Соки, фрукты

16.

Витаминотерапия

Июнь – драже «Пантошка йод»,

Июль – драже «Пантошка кальций»,

Август – драже «Пантошка железо»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности...

Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду

Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

Методическая разработка: «Специальные упражнения на суше для активации работы мышечных…

Методическая разработка: «Специальные упражнения на суше для активации работы мышечных групп, принимающих участие в плавании (ОФП) для детей 5-7 лет» (Авторская...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...