«Охрана и укрепление здоровья детей в летне - оздоровительный период»
(из опыта работы)
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка»звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.
Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений ДОУ, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти – с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно.
По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно - сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5-20 лет. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.
Для укрепления здоровья детей в нашем ДОУ максимально используются летние благоприятные условия. Вся деятельность детей проходит на свежем воздухе – утренняя гимнастика, физкультурные занятия, досуги и развлечения, театрально-музыкальная и изодеятельность, подвижные игры и упражнения. Для профилактики плоскостопия на спортплощадке оборудована «тропа здоровья». Дети с удовольствием бегают босиком по траве, песку, камням, шишкам, играют с водой и загорают.
Особое место в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в летнее время занимают занятия плаванием. Плавание и упражнения в воде являются средством лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза. Оздоровительное плавание служит оздоровлению организма в целом, повышению его функциональных возможностей. Положительные эмоции, обычно сопровождающие водные процедуры, оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.
Бассейн в ДОУ функционирует круглогодично. Охват детей плаванием составляет 84%. Занятия в бассейне проводятся 1 раз в неделю, начиная со 2-ой младшей группы.
Для укрепления физического здоровья детей ежедневно на свежем воздухе проводится утренняя гимнастика с обязательным оздоровительным бегом вокруг ДОУ. Утренний приём детей и вечерняя прогулка в нашем саду являются традиционными.
Оздоровление детей начинается с адаптационного периода. Медицинское наблюдение за детьми начинается с момента поступления в ДОУ. Учитывая, что в основном болеют вновь поступившие дети, для них создаётся щадящий режим с учётом индивидуального подхода. Лечебно – профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, организация адаптационных групп, способствуют тому, что адаптация вновь принятых детей проходит в лёгкой форме.
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Тяжёлая Средняя Лёгкая |
- 49% 51% |
- 39% 61% |
- 30% 70% |
За летний период в ДОУ проводится много праздников, развлечений, конкурсов:
- концерт, посвящённый Дню защиты детей;
- конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»;
- «Песочная фантазия»
- муз. развлечение «Какого цвета лето?»
- «День Республики Татарстан».
- День бантиков и фантиков
- «Праздник брызгалок»
- День мыльных пузырей.
- Развлечения по ПДД и мн.др.
В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания. Преобладание в рационе детей большего количества соков, овощей и фруктов способствуют укреплению детского иммунитета.
Именно в летнее время открываются возможности для развития умственных способностей детей. Близость природы: наблюдения, труд, отдых – всё это способствует расширению кругозора детей, закладывает определённую базу знаний. За время летне-оздоровительного периода на территории ДОУ проводится множество экскурсий и целевых прогулок к цветочным клумбам, на огород, на альпийскую горку, в гости к малышам и старшим ребятам (все группы). Организовано множество экскурсий за пределы ДОУ – в «Дельфинарий», прогулка в парк, на луг, в музей истории города, в мечеть, прогулка по городу на трамвае . Дети получили много новых знаний, массу впечатлений.
Модель двигательного режима детей 5-7 лет в летний период.
Вид занятий и форма двигательной деятельности |
Особенности организации |
1. Физкультурно-оздоровительные занятия |
|
1.1. Утренняя гимнастика |
Ежедневно на открытом воздухе, длительность 10-12 мин |
1.2. Физкультминутка |
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий,3-5 мин |
1.3 .Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно, длительность 20-25 мин |
1.4.Дифференцированные игры-упражнения на прогулке |
Ежедневно во время вечерней прогулки,длительность 12-15 мин |
1.5.Оздоровительный бег |
2 раза в неделю, группами по 5-7 чел, проводится во время утренней прогулки, длительность 3-7 мин |
1.6.Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами |
2-3 раза в неделю группами по 7-10 детей, проводятся после дневного сна в течение 5-7 мин |
1.7.Гимнастика после дневного сна |
ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин |
1.8 .Занятия ритмической гимнастикой |
1-2 раза в неделю во второй половине дня группами не более 10 чел, длительность 20-25 мин |
1.9 Утренняя и вечерняя прогулка |
Ежедневно, все группы (кроме яслей) |
2. Учебные занятия в режиме дня |
|
2.1.По физической культуре |
3 раза в неделю на прогулке (30-35 мин) |
2.2.Самостоятельная двигательная деятельность на участке. |
Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей |
2.3. Музыкально- театральная деятельность |
2 раза в неделю на участке, в зале |
4. Физкультурно – массовые занятия |
|
4.1.Музыкально-спортивные развлечения |
Каждую пятницу |
4.2.Физкультурно-открытые праздники на открытом воздухе |
2-3 раза в год |
4.3.Физкультурный досуг |
2 раза в месяц |
4.4 Занятия в бассейне |
1 раз в неделю, все группы, кроме яслей. |
5. Внегрупповые - дополнительные виды занятий |
|
5.1.Кружки по видам физических и спортивных упражнений, игр и танцев |
По желанию родителей 1 раз в неделю |
5.2 Индивидуальная работа по МКР (по ФИЗО) |
Ежедневно, по плану кор. работы педагогов |
6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи |
|
6.1.Домашние задания |
Определяются воспитателем |
6.2.Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях |
Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дня здоровья, посещение открытых занятий |
Оздоровительные мероприятия па летне – оздоровительный период
1 |
Приём детей, утренняя гимнастика на свежем воздухе |
2 |
Физкультурные занятия, спортивные развлечения на спортплощадке. |
3 |
Прогулка, подвижные, д \игры на свежем воздухе |
4 |
Сон без маек. |
5 |
Дыхательная гимнастика после сна по Иванову, по Джуне + воздушное закаливание |
6 |
Воздушные, солнечные ванны, хождение босиком. по траве, песку, камням. |
7 |
Тропа «здоровья». |
8. |
Соблюдение питьевого режима. |
9. |
Физиолечение по назначению врача |
10 |
Массаж грудной клетки частоболеющим детям |
11 |
Плавание в бассейне + всем детям после бассейна фиточай |
12 |
Полоскание рта после приема пищи |
13 |
Дыхательная, корригирующая гимнастика., массаж стоп |
14 |
Мытье рук и ног прохладной водой из- под крана |
15 |
Соки, фрукты |
16. |
Витаминотерапия Июнь – драже «Пантошка йод», Июль – драже «Пантошка кальций», Август – драже «Пантошка железо» |
Читайте также |
---|
Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности...
Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду
Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду
«Островок Детства»
«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...