«Обмен опытом по организации и руководству коллективным трудом»
(старший возраст)
При организации коллективного труда я руководствуюсь «Программой воспитания в детском саду». Разные способы организации труда (поручения, дежурства и коллективный труд детей) позволяют обеспечить систематичность включения детей в труд.
Поручения я использую с младшей группы. Начинала с индивидуальных поручений, которые ребенок выполнял вместе со мной, а со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, я использовала групповые поручения. Основной формой объединения детей в труде этого возраста являлся «Труд рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает передо мной. При таком способе организации ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
Дежурство: сложная форма организации труда и требует от ребенка большей самостоятельности. В нашей группе есть всегда дежурные по столовой, и я отмечаю, что не все дети охотно трудятся ради других. Приходится немало приложить усилий, чтобы дети поняли условия обязательности выполнения дела, проявить заботливое отношение к своим товарищам.
Начиная со старшей группы, стала систематически организовывать общую трудовую деятельность. Коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда. В старшей группе я использовала такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение уделила способу организации совместного труда. При таком способе дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает мне возможность воспитывать положительные формы общения между детьми:
умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Организуя коллективный труд детей, я использую разные методы: наблюдение трудового процесса, анализ планирования, беседы с детьми.
В группе создала условия для трудовой деятельности: подобрала инвентарь и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Все материалы для труда безопасны для детей. Инвентарь хранится рационально: дети самостоятельно им пользуются.
Педагогическое руководство коллективным трудом
При организации коллективного труда я осуществляю руководство детьми во время распределения ими работы между собой. В первую очередь я решаю задачу формирования начал коллективизма.
В процессе распределения общего дела я решаю несколько задач: учитываю трудоемкость разных работ, с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем работ, чтобы все дети закончили в одно и то же время свои задания.
Организую труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой. Продумываю расстановку детей так, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный. Учитываю задачи воспитания, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяю его с внимательным, спокойным сверстником.
Объединять всю группу детей стала уже в конце года, после того как дети приобрели опыт работы рядом, в небольшом коллективе.
Организуя коллективный труд, делю детей на несколько бригад. Помогаю распределить обязанности между бригадами и внутри бригады. Определяя содержание общей работы, включаю в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, для того чтобы задействовать всех детей.
Наблюдая труд детей, тоже выполняю какую-либо работу, даю указания и советы, как нужно выполнить то, или иное действие.
Особое значение приобретает оценки деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Моя задача направить детей, прежде всего, на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись. Делаю это в мягкой, доброжелательной форме, чтобы дети поняли ошибки, приобрели уверенность.
Руководя коллективным трудом, я решаю две основные задачи: направляю усилия каждого ребенка на достижение общей цели, формирую положительные взаимоотношения между детьми, организую взаимопомощь.
Руководя коллективным трудом, выделяю три последовательных этапа:
1. распределение работы между участниками;
2. процесс выполнения задания;
3. обсуждение результатов трудовой деятельности.
По окончании работы обсуждаю итог, задача которого состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать значимость, преимущество коллективного труда.
Список литературы:
- Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст]: учебное пособие / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 58 с.
- Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
- Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80 с.
- Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. -112с.
- Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Просвещение, 1974. - С. 40 - 44.
Читайте также |
---|
Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»
Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...
Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...