«Обмен опытом по организации и руководству коллективным трудом»

(старший возраст)

При организации коллективного труда я руководствуюсь «Программой воспитания в детском саду». Разные способы организации труда (поручения, дежурства и коллективный труд детей) позволяют обеспечить систематичность включения детей в труд.

Поручения я использую с младшей группы. Начинала с индивидуальных поручений, которые ребенок выполнял вместе со мной, а со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, я использовала групповые поручения. Основной формой объединения детей в труде этого возраста являлся «Труд рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает передо мной. При таком способе организации ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Дежурство: сложная форма организации труда и требует от ребенка большей самостоятельности. В нашей группе есть всегда дежурные по столовой, и я отмечаю, что не все дети охотно трудятся ради других. Приходится немало приложить усилий, чтобы дети поняли условия обязательности выполнения дела, проявить заботливое отношение к своим товарищам.

Начиная со старшей группы, стала систематически организовывать общую трудовую деятельность. Коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда. В старшей группе я использовала такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение уделила способу организации совместного труда. При таком способе дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает мне возможность воспитывать положительные формы общения между детьми:

умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Организуя коллективный труд детей, я использую разные методы: наблюдение трудового процесса, анализ планирования, беседы с детьми.

В группе создала условия для трудовой деятельности: подобрала инвентарь и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Все материалы для труда безопасны для детей. Инвентарь хранится рационально: дети самостоятельно им пользуются.

Педагогическое руководство коллективным трудом

При организации коллективного труда я осуществляю руководство детьми во время распределения ими работы между собой. В первую очередь я решаю задачу формирования начал коллективизма.

В процессе распределения общего дела я решаю несколько задач: учитываю трудоемкость разных работ, с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем работ, чтобы все дети закончили в одно и то же время свои задания.

Организую труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой. Продумываю расстановку детей так, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный. Учитываю задачи воспитания, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяю его с внимательным, спокойным сверстником.

Объединять всю группу детей стала уже в конце года, после того как дети приобрели опыт работы рядом, в небольшом коллективе.

Организуя коллективный труд, делю детей на несколько бригад. Помогаю распределить обязанности между бригадами и внутри бригады. Определяя содержание общей работы, включаю в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, для того чтобы задействовать всех детей.

Наблюдая труд детей, тоже выполняю какую-либо работу, даю указания и советы, как нужно выполнить то, или иное действие.

Особое значение приобретает оценки деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Моя задача направить детей, прежде всего, на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись. Делаю это в мягкой, доброжелательной форме, чтобы дети поняли ошибки, приобрели уверенность.

Руководя коллективным трудом, я решаю две основные задачи: направляю усилия каждого ребенка на достижение общей цели, формирую положительные взаимоотношения между детьми, организую взаимопомощь.

Руководя коллективным трудом, выделяю три последовательных этапа:

1. распределение работы между участниками;

2.   процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы обсуждаю итог, задача которого состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать значимость, преимущество коллективного труда.

Список литературы:

  1. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст]: учебное пособие / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 58 с.
  2. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
  3. Комарова,   Т.С.   Трудовое   воспитание   в   детском   саду   [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80 с.
  4. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. -112с.
  5. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде   [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Просвещение, 1974. - С. 40 - 44.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Читайте также

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в…

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в гостях» Цель: воспитание любви и уважение к близким людям. Задачи: - развивать творческие...

Авторское дидактическое игровое пособие – ковробук «Весь мир в маленьком…

Авторское дидактическое игровое пособие – ковробук «Весь мир в маленьком сундучке» («Кечкенә генә сандыкка – бөтен дөнья сыйган», «The whole...

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года