Портфолио дошкольника. Работа педагогов и родителей с таблицей предпочтений

(Из опыта работы по ведению портфолио дошкольника)

 

Зная интересы ребенка, мы можем судить о его стремлениях, намерениях, а значит, и влиять на формирование личности. Интересы тесно связаны и со способностями. Правда, здесь нет полного соответствия, так как проявившийся интерес к чему-нибудь еще не означает «пробуждения» соответствующей способности. Широта интересов связана и с кругозором, любознательностью человека.

Дети - «увлекающиеся натуры», однако не нужно охлаждать их пыл, когда они приступают к какому-нибудь делу: без увлечения нет творчества, успеха. Важно только воспитать у них ответственное отношение к любому делу и привычку доводить начатое до конца. Ребенок должен испытывать удовольствие, «загораться» не только в начале дела, но и в конце его, радоваться результату своего труда, стремиться к новым знаниям, к еще большим достижениям, особенно в том деле, которое его больше всего привлекает.

Это путь к воспитанию широких устойчивых интересов, среди которых должен выделиться один интерес, выражающий главное стремление ребенка, склонность к какой-либо деятельности. Главный (центральный) интерес нередко связан с проявлением способностей ребенка.

Мы постепенно вводим ребенка в тот мир, в котором мы живем: знакомим его с явлениями природы, с животным и растительным миром, с предметами нашего быта, читаем ему книжки, рассказываем сказки — все это расширяет кругозор ребенка, развивает его любознательность, познавательные интересы.

У детей (иногда уже у трехлетних) можно отметить и устойчивый интерес, и склонность к определенным занятиям. Для одних ребят любимым занятием является рисование, другие могут долго наслаждаться музыкой, любят петь и танцевать, третьи интересуются литературными произведениями — сказками, рассказами, стихами и сами с увлечением читают стихи и рассказывают сказки, четвертые могут подолгу возиться с деревянным или металлическим конструктором, интересуются машинами всевозможных марок.

Как правило, подобные устойчивые интересы в дошкольном детстве возникают не сами по себе, а лишь в тех случаях, когда среди окружающих взрослых у ребенка есть достойный пример для подражания. Дети жадно заимствуют впечатления из внешней среды. Некоторые явления жизни поражают воображение детей и вызывают у них реакцию подражания. Сначала ребенок копирует деятельность близких людей, а с возрастом у него развивается устойчивый и самостоятельный интерес и склонность к определенному виду деятельности.

Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимало, доставляло удовольствие, действовало на воображение и чувства.

У некоторых детей нет ясно выраженного интереса ни к какому роду деятельности.

Откуда появляется интерес? Интересом можно «заразить».

  • Родители. Если родители увлекаются походами, то и ребенку это нравится.
  • Педагог. Если педагог эмоционально и увлекательно рассказывает о чем-то, то дети поддерживают интерес.
  • Друзья. Если друг увлечен собиранием коллекции динозавров, то интерес может стать общим.
  • Привлекательность материала - новый конструктор, яркая книга и т.д.
  • Похвала – быть хорошим нравится всем
  • Положительные эмоции. Испытав их однажды, хочется пережить еще раз (выступление на концерте, победа в соревновании).

Коллектив нашего детского сада несколько лет работает по теме «Ведение портфолио дошкольника». Наиболее понятным для нас оказался первый блок портфолио «Портрет ребенка». Существует еще второй блок портфолио, предложенный Министерством образования Пермского края – таблица предпочтений.

Это сведения о достижениях и интересах ребенка, которые выявляются путем фиксирования наблюдений за ребенком. Эти наблюдения осуществляются родителями и воспитателями. С ребенком старшего дошкольного возраста проводится индивидуальная беседа. Все данные вносятся в таблицу с основными видами деятельности ребенка дошкольника. Она необходима для того чтобы выявить интерес ребенка к какой - либо деятельности, в которой ребенок успешен, что позволит создать условия для развития способностей ребенка в той или иной деятельности. Предложенная таблица показалась нам неудобной. Родителям не понятны педагогические термины, нет рекомендаций по ее заполнению. Мы переработали таблицу и апробировали ее в разных группах. Таблица стала понятна и воспитателям, и родителям, и не требует большого количества времени на заполнение.

Задачи заполнения таблицы предпочтений:

- выявить предпочтения детей

- выявить деятельность детей, которой они предпочитают заниматься дома

- выявить насколько предпочтения высказанные детьми совпадают с наблюдением воспитателей и родителей

- наметить стратегию развития интересов ребенка

- выявить виды деятельности, игнорируемые ребенком

Этапы работы:

- заполнение таблицы родителями.

Инструкция для родителей: Прочитайте, выберите из всего списка только такую деятельность, которая очень нравится вашему ребенку (5-6 пунктов) или совсем не нравится.

- заполнение таблицы воспитателями (наблюдение за детьми)

- заполнение графы «со слов ребенка» только со старшей группы. Воспитатель беседует с ребенком и вносит данные в таблицу. Старшему дошкольнику можно предложить самостоятельную работу (лист с картинками или схематическими значками, инструкция, фишки двух цветов)

- анализ таблицы

- составление рекомендаций для родителей, беседа с родителями

Составление сводной таблицы предпочтений детей группы.

Фамилии детей не указываются.

*** выявить общие предпочтения, интересы детей группы. Это дает возможность спланировать работу по созданию проектов, проведению экскурсий, выставок и других мероприятий на интересующую детей тему.

*** выяснить, какие виды деятельности детьми игнорируются. Если более 50% детей не любят конструировать, подумать – в чем причина (может быть: не сформированность навыков, недостаток знаний, бедность развивающей среды, непривлекательность материала или его отсутствие, недостаточная методическая подготовка воспитателей и т.д.).

*** наметить план по изменению-созданию развивающей среды.

Таблица заполняется два раза в год. В конце года пишется характеристика (может быть клише). Анализ характеристик за 2-3 года позволяет судить об устойчивости интересов ребенка, и о возможном пути развития (музыкальная школа, изо-студия, танцевальный кружок и т.д.).

Возможно при написании характеристики участие других педагогов детского сада: преподавателей математики и грамоты, преподавателя по рисованию, физ. инструктора, музыкального руководителя и др. они могут рассказать об интересах ребенка на их занятии, о склонностях к какой-либо деятельности.

Педагоги могут заметить склонности ребенка к чему-либо. И повлиять на интересы ребенка. Например, заметив склонности к рисованию, создать ситуацию успешности для ребенка (участие в выставке рисунков). Или, увидев, что ребенок чисто интонирует, предложить выступить на празднике. Успех, положительные эмоции захочется пережить еще раз, и, возможно, подогреет интерес к этой деятельности.

Приложение 1. Таблицы предпочтений для детей средней и старшей групп.

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Со слов родителей

Со слов воспитателей

Со слов родителей

Со слов воспитателей

Игровая деятельность

Играет в настольные игры, игры типа «Домино», «Лото», собирает пазлы, головоломки

       

Ребенок любит играть в словесные игры ( «Да и нет не говорите», «Цепочка слов», «Города» и др)

       

Любит строить из конструктора

       

Ребенок любит играть в «Дочки-матери», «Магазин», «Больницу», «Моряков» и т.д.

       

Ребенку нравится наряжаться в костюмы разных героев, разыгрывать представления

       

Физическое развитие

Ребенку нравится активный отдых (лыжи, коньки, поход, сплав), занятия спортом

       

Ребенок любит подвижные игры

       

Познавательно-исследовательская деятельность

Проявляет интерес к природным явлениям (радуга, гроза, иней и др.), задает вопросы.

       

Ребенку нравится проводить опыты, эксперименты

       

Нравится наблюдать, ухаживать за растениями, животными; больше узнавать о них

       

Любит слушать чтение книг, рассматривать иллюстрации, просит купить книги

       

Придумывает сказки, истории, стихи

       

Трудовая деятельность

Ребенку нравится выполнять трудовые поручения, помогать взрослым в домашних делах

       

Коммуникативная деят-ть

Предпочитает общаться со сверстниками

       

Предпочитает общаться со взрослыми

       

Предпочитает играть один

       

Продуктивная деятельность

Любит рисовать

       

Любит лепить

       

Ребенку нравится делать поделки, подарки своими руками

       

Любит ли ребенок вырезать, наклеивать (аппликация)

       

Музыкальная

Любит петь, танцевать, слушать музыку

       
 

Предпочитает проводить свободное время перед телевизором

       
   

Начало года

Конец года

 

Средняя группа

Со слов родителей

Со слов воспитателей

Со слов родителей

Со слов воспитателей

Социально-личностное развитие

Ребенку нравится выполнять трудовые поручения, помогать взрослым в домашних делах

       

Предпочитает общаться со взрослыми

       

Предпочитает общаться со сверстниками

       

Предпочитает играть один

       

Ребенок любит играть в «Дочки-матери», «Магазин», «Больницу», «Моряков» и т.д.

       

Ребенку нравится наряжаться в костюмы разных героев, разыгрывать представления

       

Физическое развитие

Ребенку нравится активный отдых (лыжи, коньки, поход, сплав), занятия спортом

       

Ребенок любит подвижные игры

       

Познава-

тельно-речевое развитие

Играет в настольные игры, игры типа «Домино», «Лото», собирает пазлы, головоломки

       

Ребенок любит играть в словесные игры ( «Да и нет не говорите», «Цепочка слов», «Города» и др)

       

Любит строить из конструктора

       

Любит слушать чтение книг, рассматривать иллюстрации, просит купить книги

       

Придумывает сказки, истории, стихи

       

Проявляет интерес к природным явлениям (радуга, гроза, иней и др.), задает вопросы.

       

Нравится наблюдать, ухаживать за растениями, животными; больше узнавать о них

       

Ребенку нравится проводить опыты, эксперименты

       

Худо-жественно- эстетическое развитие

Любит ребенок рисовать

       

Любит ребенок лепить

       

Ребенку нравится делать поделки, подарки своими руками

       

Любит петь, танцевать, слушать музыку

       

Любит ли ребенок вырезать, наклеивать (аппликация)

       

Предпочитает проводить свободное время перед телевизором

       
   

Начало года

Конец года

 

Старшая группа

Со слов родителей

Со слов воспи-тателей

Со слов ребенка

Со слов родителей

Со слов воспи-тателей

Со слов ребенка

Социально-личностное развитие

Ребенку нравится выполнять трудовые поручения, помогать взрослым в домашних делах

           

Предпочитает общаться со взрослыми

           

Предпочитает общаться со сверстниками

           

Предпочитает играть один

           

Ребенок любит играть в «Дочки-матери», «Магазин», «Больницу», «Моряков» и т.д.

           

Ребенку нравится наряжаться в костюмы разных героев, разыгрывать представления

           

Физическое развитие

Ребенку нравится активный отдых (лыжи, коньки, поход, сплав), занятия спортом

           

Ребенок любит подвижные игры

           

Познавательно-речевое развитие

Играет в настольные игры, игры типа «Домино», «Лото», собирает пазлы, головоломки

           

Ребенок любит играть в словесные игры ( «Да и нет не говорите», «Цепочка слов», «Города» и др)

           

Любит строить из конструктора

           

Любит слушать чтение книг, рассматривать иллюстраци, просит купить книги

           

Придумывает сказки, истории, стихи

           

Проявляет интерес к природным явлениям (радуга, гроза, иней и др.), задает вопросы.

           

Нравится наблюдать, ухаживать за растениями, животными; больше узнавать о них

           

Ребенку нравится проводить опыты, эксперименты

           

Художественно- эстетическое развитие

Любит ребенок рисовать

           

Любит ребенок лепить

           

Ребенку нравится делать поделки, подарки своими руками

           

Любит петь, танцевать, слушать музыку

           

Любит ли ребенок вырезать, наклеивать (аппликация)

           

Предпочитает проводить свободное время перед телевизором

           

 

Использованные материалы:

  1. http://oldage.ru/interest.htm
  2. Е.М.Фадеева. Педагогические условия введения портфолио дошкольника в образовательную практику детского сада. Открытая городская научно-практическая конференция. Пермь – 2009.
  3. фотографии и картинки с интернет-сайтов.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей…

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей у детей с нарушением речи Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка...

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Читайте также

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих…

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного...

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет)…

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет) «Сказочная гостья» Программное содержание: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь...