Использование информационных технологий в работе с педагогами

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации в нашем ДОУ стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, копиры, ламинаторы, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Большим подспорьем в работе стало приобретение медиапроектора, интерактивной доски, а так же нетбуков.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерной техники в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ:

Группа 1 – «стажисты» (уровень работы на компьютере – нулевой)

Группа 2 – «молодежь» (уровень работы на компьютере – базовый)

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Большая работа в ДОУ была проведена по повышению квалификации педагогов в области ИКТ. Несколько педагогов прошли обучение на курсах в ГБОУ ДПО НИРО по теме "Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ", но как показала практика, этого недостаточно. Поэтому было принято решение создать свою школу информационно-компьютерной компетентности «Современный педагог».

Готовность применять новые технологии в воспитательно - образовательном процессе определила выбор форм управления повышением ИКТ – компетентности. Поскольку 1 группа отличалась скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для 2-ой группы были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия. Для повышения ИКТ-компетентности, а также плодотворной работы школы «Грамотный педагог» в нашем учреждении использовались следующие формы работы: недели педагогического мастерства; мастер-классы; педагогические мастерские; обучающие семинары; работа в паре; тематические семинары.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности сыграли обучающие семинары на тему:

  • Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей
  • Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада.
  • Информатизация образования
  • Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников

С целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий проводились мастер-классы:

  • Microsoft Office Word,
  • Microsoft Office Excel,
  • Microsoft Office PowerPoint,
  • Microsoft Office Publisher,
  • Paint.NET – растровый графический редактор рисунков и фотографий,
  • Nero – программный продукт необходимый для записи компакт-дисков, и многие другие…

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности проводились и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются конкурсы педагогов. С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие творческие конкурсы:

  • Мой компьютерный плакат;
  • Презентация “Моя группа”;
  • Методический электронный банк материалов для занятий;
  • Информационный уголок для родителей;
  • Электронная газета.

Такой форме, как работа в паре, пару составляли педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма оказалось очень эффективна, т. к., например, «молодой» педагог группы непосредственно помогал приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечал на проблемные вопросы «стажиста».

Созданная нами школа для педагогических работников «Грамотный педагог» дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

Перспективные планы, документация педагогов, конспекты занятий теперь предполагают у педагогов использование компьютерных технологий.

Использование компьютерной техники и программы Paint.NET помогло значительно изменить предметно - развивающую среду групп. Теперь, в каждой приемной группы педагогами изготовлен родительский уголок, оформленный по последнему слову передовых компьютерных технологий с применением широкоформатной печати, визитные карточки групп и т.д..

Все документы и презентационные материалы педагогов, специалистов и администрации ДОУ собираются в специально созданную мультеотеку. Каждый педагог ДОУ имеет доступ к данной мультеотеке и может найти интересующий его документ по различным направлениям. Также, в методическом кабинете все материалы представлены и в печатном виде.

Постепенно наш коллектив стал переходить к новому уровню представления различной методической информации и материалов –   в виде компьютерных презентаций. Данный способ представления методических материалов используется при проведении следующих мероприятий:

  • Педагогический совет – свои выступления педагоги и специалисты обязательно сопровождают мультимедийной презентацией;
  • Консультации старшего воспитателя для педагогов и специалистов
  • Теоретические семинары и семинары-практикумы;
  • Обобщение и представление опыта работы педагогов и специалистов
  • Представление материалов для участия в конкурсах различного уровня
  • Родительские собрания. (Например, к одному из родительских собраний с помощью компьютерной программы MicrosoftOfficePowerPoint педагогом была создана презентация, в котором содержалась полезная для родителей информация на тему «Как помочь ребенку стать внимательным».)

Наш педагогический состав использует цифровую аппаратуру, программы редактирования фотографий в работе с детьми, педагогическим коллективом, родителями.

В соответствии с приказом об обеспечении создания и ведения официальных сайтов в сети «Интернет» нами был создан сайт ДОУ

(http://mdoy119.ucoz.ru/ ), где регулярно размещается информация о нашем МБДОУ. На сайте созданы рубрики такие как: гостевая книга, тесты, доска объявлений, фотоальбомы, новости МБДОУ, страничка для детей. Некоторые рубрики ведут сотрудники МБДОУ, например «Страничку Доктора Айболита» – старшая медицинская медсестра, «Нашу профсоюзную жизнь» - председатель профкома, она же инструктор по плаванию, «Советуем родителям» - психолог, и т.д.

Для более оперативного взаимодействия в учреждении создана локальная сеть. Была приобретена и установлена автоматизированная информационно – аналитическая система Аверс: «Заведующий ДОУ», «Расчет меню питания», «Мониторинг», которая позволила ускорить работу с информацией

Использование электронной почты позволило нашему коллективу наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

Педагоги МБДОУ с помощью Интернета пользуются в своей работе книгами, методическими пособиями, журналами в электронном варианте, обмениваются опытом, знакомятся с периодикой других педагогов России, со сценариями праздников, досугов и других мероприятий, подбирают музыкальный материал для занятий, утренников, развлечений.

В заключении, хочется отметить, что ИКТ – отличный помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной работы. Использование нового уровня оформления и представления информации имеет следующие результаты:

  • Повышение эффективности методической работы в ДОУ;
  • Рост уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов;
  • Развитие творческого потенциала, как молодых педагогов, так и педагогов - стажистов.

В заключении хочется заметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет работы самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.

Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов в ДОУ, а самое главное – сделать ее наиболее эффективной.

Надеюсь, что информация была Вам интересна!

Список литературы:

  1. Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  2. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 - 77
  3. Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6.- с.32.
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  5. Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с.32.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.
  7. Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88.
  8. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
  9. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
  10. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.( Гончарова В.И. Информационные технологии и их роль в управлении дошкольным образовательным учреждением)
  11. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
  12. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=6081&catalogid=41


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в...

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...

Читайте также

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Рисование музыки. Музыкальный рисунок

Рисование музыки. Музыкальный рисунок В детском саду № 236 г. Омска прошел мастер–класс по нетрадиционному рисованию музыкой. Педагоги узнали что музыку...