«Детский дизайн к новому году»

Сегодня, пожалуй, уже нет области реальной жизни, которой бы не коснулась фантазия дизайнера. Дизайн – это особый вид творческой деятельности, направленной на разумную организацию предметно-пространственного мира по законам красоты. Дизайн (от английского слова desiqn– проектирование, чертёж, проект, план, рисунок) как самостоятельный вид искусства начинает активно развиваться в начале ХХ   Дизайн по праву называют новейшим и всепроникающим искусством века. Смысл его - в создании вещей, сохраняющих свою функциональность, полезность при наличии высокохудожественного облика, отражающего актуальные проблемы своего времени. Значение слова «дизайн» вбирает в себя и функцию предмета, и все фазы его изготовления: формальные, концептуальные, утилитарные.

В дошкольных учреждениях детей традиционно приобщают к доступным для них формам декоративной деятельности при подготовке убранства помещений к культурно-массовым мероприятиям, таким, как развлечения и праздники. Цель любого праздника, проводимого в детском саду,— воспитание и развитие ребенка. Праздник в детском саду — это не только социально значимая идея, но и способ художественного воплощения этой идеи. Художественное оформление праздника складывается из художественно-выразительных компонентов многих видов искусств — музыки, слова, хореографии, драматизации, изобразительных и прикладных. Каждый вид искусства, обладающий своими художественно-выразительными средствами, освещает и дополняет основную мысль — идею праздника.

Я считаю, что изобразительное оформление помещений детского сада к праздникам нужно рассматривать как произведение декоративно-оформительского искусства (дизайн). Увлекательный мир сказки раскрывает перед детьми праздник встречи Нового года.   Дети нашего сада любят праздник и охотно принимают участие в его декоративном оформлении: готовят костюмы, подарки и игрушки на елку, а также элементы декорации развлечений и оформления зала к празднику.   Оформление праздника по возможности должно быть красочным, цветистым, разнообразным.

Детское творчество - это непочатый край в работе педагогов. Как многому можно и нужно научить детей дошкольного возраста!   Перед педагогами ОУ встают  такие задачи, как (слайд 3):

  • Создание в группе атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Современная жизнь диктует свои условия и именно поэтому я обратилась к теме детского дизайна. Углубляясь в терминологию можно сказать, что дизайн (слайд 4) – это художественно - техническая деятельность по проектированию предметной среды. Главное – эстетическое осмысление и оформление объектов. Дизайнерская деятельность - это художественное конструирование, помогающее создавать удобные, полезные изделия, имеющие высокие эстетические качества.

Применительно к детям различают два вида дизайна (слайд 5) – детский дизайн (выполненный самими детьми), дизайн для детей. Дизайн для детей (слайд 6,7) – профессиональная деятельность взрослых для детей. Детский дизайн (слайд 8,9) – это художественно- декоративная деятельность самого ребенка: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Дизайн в нашем детском саду присутствует на всех творческих занятиях детей. Так, на занятиях по рисованию – дети создают рисунки, по аппликации и лепке, ручному труду – взрослые помогают создавать им оригинальные композиции. Моя задача – поощрять изобразительное творчество детей и привлекать родителей к участию в детском дизайне. Необходимо развивать у детей умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить, развивают навыки ручного труда с различным материалом, поощряют даже малые проявления фантазии ребенком.

Подготовка к праздничным мероприятиям в ОУ – это кропотливый, долгий, всеохватывающий процесс. В него включены сами взрослые – педагоги и родители, и воспитанники. Процесс подготовки к праздникам, а тем более к украшению интерьера ОУ, нельзя пускать на самотек. Главная задача педагогов - быть готовыми ко всякого рода неожиданностям. Именно поэтому необходимо сначала подготовить педагогов. Для этого (слайд № 10) в ОУ на начальном этапе заместитель заведующего по воспитательной и методической работе проводит методическую консультационно- информационную работу с педагогами (общие и индивидуальные консультации, беседы, показы, выступления специалистов в области дизайнерско - оформительского искусства), затем обучающее - практическую работу (обучающие практические семинары, мастер- классы, изготовление макетов, создание коллекций, изучение интернет- ресурсов), в заключении   демонстрационно – итоговую (выставки, конкурсы, просмотры, обобщение опыта, создание презентаций, схем - карт). По завершении подготовки педагогов, начинается подготовка родителей к предстоящим мероприятиям. Этим занимаются воспитатели и специалисты - предметники. Формы работы с родителями могут теми же, могут более упрощенными, более современными (круглые столы, дискуссионные заседания, создание проектов, музеев, коллекций) с привлечением заинтересованных организаций и опытных родителей. Можно разделить эту работу по возрастному принципу (для бабушек и дедушек, мам и пап, братьев и сестер). Проделанная работа - это вступительная часть перед началом важной работы – работы с детьми. Именно она потребует от педагогов знания современных педагогических технологий, нетрадиционного взгляда на, казалось бы, простые и будничные вещи. Работа с воспитанникамистроится немного по другой схеме:

  • информационно - познавательная (рассказы, показы, беседы, рассматривание, чтение художественной, технической, энциклопедической литературы);
  • поисково - аналитическая (поиск необходимого объекта, изучение его происхождения и использования – проектная деятельность, анализ его с позиции потребности в его изготовления и применения, детских практических и творческих навыков, исходных материалов и пр.);
  • решение проблемных ситуаций (из чего и как можно сделать, чем заменить, для чего использовать, нужна ли помощь взрослых);
  • собственно действия детей (и соответственно, помощь взрослых);
  • результативно - применительная (выставки, коллекции, подарки, интерьерные украшения, игровая, театрализованная деятельность, использоваться в практике работы.

Украшения к Новому году могут быть: (слайд 11)

  • дизайнерские («растяжки» - поздравления, шарики, украшения промышленного производства, работы, выполненные приглашенными дизайнерами, фирмами, украшения высокого качества, выполненные педагогами и родителями). Можно использовать для украшения холлов, музыкального зала, групповых комнат, лестничных пролетов, оконных проемов, входных дверей. В нашем ОУ дизайнерским украшением было изделие из разноразмерных подушек, в виде елки, занявшее на конкурсе новогодних игрушек среди образовательных учреждений микрорайона 1 место. К дизайнерским работам можно отнести ежегодное украшение зала к праздничным мероприятиям, в котором участвуют педагоги и родители ДОУ. Совместные творческие идеи зачастую оказываются удивительно оригинальными.
  • сюжетные (композиции,   по тематике праздничных утренников, по сказочным сюжетам, по сюжетам прочитанных книг, просмотренных мультфильмов).
  • подарочные (открытки, закладки, подарки, украшения, рамки для фотографий и т.д.). Подарки могут быть не только для воспитанников ДОУ, членов их семей, сотрудников ДОУ, но и для воспитанников других учреждений, для пенсионеров. Воспитанники нашего ДОУ оказались щедрыми на подарки соседям – пенсионерам, воспитанникам соседнего сада, читателям детской библиотеки.
  • сказочные или «волшебные» (игрушки - сюрпризы, украшения с неожиданным эффектом, с встроенными призами и подарками, игрушки-забавы)
  • тематические (украшения, подарки, игрушки, сувениры, посвященные народным промыслам, историческим событиям, традициям). Зачастую тему подсказывают сами дети. Например, «Дом для деда Мороза», «Шуба Деда Мороза», «Рождественские приглашения», «Народные гулянья», «Семейная тайна», «Новогоднее дерево». Такие работы являются результатом проектной деятельности в ДОУ, семье.
  • выставочные (коллекции, выставки). Выставки семейных работ, фото - выставки, ретро - выставки, семейные коллекции, специально собранные коллекции. Например, «Бабушкин сундучок», «Братья Деда Мороза», фото -выставки «Новый год моей бабушки (мамы и папы)», коллекции открыток, снежинок, елочных игрушек, костюмов и т.д.
  • интерьерные (украшения веточек, букетов, создание композиций, росписи стен, окон, зеркал и пр).

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

Читайте также

Интегрированное занятие по пожарной безопасности с использованием развивающих игр В…

Интегрированное занятие по пожарной безопасности с использованием развивающих игр В, В, Воскобовича в старшем дошкольном возрасте «Берегите лес от пожара» Программное содержание: Цель: Формировать экологическую культуру...

Режим дня в жизни дошкольника

Режим дня в жизни дошкольника Часто родители задают вопрос что такое режим дня и нужно ли его соблюдать малышу! Режим дня -...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки» Цель: Формирование интереса дошкольников к...