Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды и позиция воспитателя»
Развитие ребенка зависит oт того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет — монотонном, однообразном, стандартном или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся. Человеческая и профессиональная позиция воспитателя в том и состоит: помогать полноценному психическому развитию ребенка. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, - либо способствует, либо не способствует развитию его способностей.
В разделе «Организация жизни и воспитания детей» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Предметно-развивающая образовательная среда.
Программа предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих. Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития могут выступать:
- уголок для ролевых игр;
- книжный уголок;
- зона для настолько-печатных игр;уголок природы (наблюдений за природой);
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с песком;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
Окружение ребенка
Важно запомнить: в окружении ребенка должны находиться стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые «свободные», т. е, предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Создавая «среду обитания», воспитатель решает задачи творческие — он и дизайнер, и декоратор, и кукольник, и портной, и художник, и конструктор, и психолог, и мастеровой.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Журнал «Дошкольное воспитание»
Читайте также |
---|
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»
Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений о доброте, как о...