«Формирование навыков оздоровления с помощью хромотерапии, как фактор укрепления психофизического здоровья дошкольников»

Перечень модулей:

I. Теоретическая интерпретация опыта

1. Условия возникновения опыта.

2. Обоснование актуальности и перспективности

3. Теоретическая база опыта

4. Новизна опыта

5. Ведущие педагогические идеи

6. Трудоёмкость опыта

7. Адресная направленность

II. Технология опыта

1. Диагностика

  • Беседа, как метод исследования психических отклонений
  • Анкетирование

2. Организационная образовательная деятельность с детьми

  • Цветовая визуализация
  • Цветовая медитация
  • Цветная вода
  • Игры по развитию цветового восприятия, на расслабление

3. Взаимодействие с семьей по укреплению психофизического здоровья детей по средствам хромотерапии

  • Проективная деятельность

III. Список литературы

IV. Приложение

 

I. Теоретическая интерпретация опыта

1. Условия возникновения опыта.

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Психофизическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Состояние психофизического здоровья детей – это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее страны. В тоже время в настоящий период отмечается рост нервно-психических расстройств у детей младшего дошкольного возраста и подростков, причем в Алтайском крае негативная динамика более выражена, чем в среднем по РФ. Предупреждение нервно-психических нарушений, сохранение и укрепление психофизического здоровья требует усилий многих ведомств, организаций, слоев общества, в том числе системы образования.

Укрепление здоровья — это процесс, помогающий человеку усилить контроль над детерминантами здоровья и таким образом улучшить его.

В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс примирения человека с окружающей средой. Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье, что ведет к улучшению здоровья в будущем.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков.

Проведённое диагностирование на базе МДОУ «Детский сад № 17 «Сказка» показало, что самыми распространенными видами психических расстройств у детей является тревожность и агрессивность. Тревожность определяется как отрицательное переживание беспокойства и ожидание неблагополучия. Состояние тревожности проявляется и в ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Такие дети отличаются повышенным беспокойством, мнительностью, впечатлительностью. В основе появления агрессивных реакций у дошкольников лежит целый комплекс аффективных личностно-значимых переживаний. Это могут быть переживания, связанные с неудовлетворением базовых потребностей ребенка, связанные с обидой, ущемленным самолюбием. Реакции такого типа всегда имеют определенную направленность. В первую очередь они возникают той ситуации, когда является психотравмирующей, и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.   Поэтому необходим поиск новых здоровьесберегающих технологий. Меня заинтересовал научный подход, подтвержденный современными психологами – это влияние цвета на человека.

2. Обоснование актуальности и перспективности.

Ежегодно в нашей стране повышается рост преступности, суицидальной направленности поведения, а также повышение показателей смертности в результате несчастных случаев, травматизма прямым или косвенным образом связаны со снижением уровня психического здоровья населения нашей страны, в частности – подрастающего поколения.

О том, что психофизическое здоровье детей и подростков является серьезной проблемой нашего общества, свидетельствуют следующие результаты обследований О.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович в 2009 году: 9,6% детей до 3 лет имеют выраженную психическую патологию, среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют болезненные отклонения в психике.

Проблема психофизического здоровья детей из года в год не теряет свою актуальность, а наоборот становится тревожней.

Чтобы укрепить психофизическое здоровье детей нужно использовать такой метод оздоровления как хромотерапия. Осуществляется она, главным образом, через глаза, вызывая в организме целый ряд изменений. При правильно подобранном цветовом воздействии нормализуются обмен веществ, физиологические процессы, психическое здоровье, восстанавливается постоянство внутренней среды, повышается сопротивляемость организма (иммунитет).

Хромотерапия незаменима при использовании в детских учреждениях – больницах, санаториях, школах, детских садах. Важную роль в интерьере играет цветовое решение. Дизайн функциональных зон детского сада предполагает использование сочных тонов, ярких красок. Позитивные цвета участвуют в формировании хорошего настроения и вызывают у детей положительные эмоции. Приемлемыми цветами в оформлении интерьера считаются гаммы из красных, желтых и синих цветов. Однако не стоит увлекаться красным - он слишком агрессивен в больших количествах, и идеален лишь в форме отдельных элементов. Прекрасно воспринимается детьми изумрудный цвет. Он несет в себе нотки позитива и доброго расположения.

Хромотерапия хорошо сочетается с другими видами лечения, увеличивая их эффективность и долгосрочность результата.

3. Теоретическая база опыта.

Как свидетельствует история, связь между светом (цветом) и здоровьем человека была установлена еще много столетий назад. На протяжении всей истории цвет играет важнейшую роль в лечении болезней разной степени тяжести.

Знаменитый персидский философ и врач Авиценна (980-1037) считал, что цвет имеет огромное значение при лечении пациента, и описал принципы хромотерапии в «Каноне врачебной науки».


Хромотерапия (ее также называют цветотерапией) в ее современном, известном нам виде, появилась и получила развитие в XVII веке. Именно тогда английский ученый Исаак Ньютон осуществил ряд экспериментов с призмой и продемонстрировал, что свет представляет собой совокупность цветов видимого спектра.                                                                                                                                                                           

Основные положения  цветового зрения  были высказаны еще 18-м веке М.В.Ломоносовым в виде трехкомпонентной теории. По  этой теории в сетчатке глаза присутствуют три воспринимающих рецептора (чувствительных нервных окончаний), которые возбуждаются под воздействием световых волн различной длины. Каждый вид рецептора  возбуждается одним из трех основных цветов – красным, зеленым или синим, но в определенной степени реагирует и на другие цвета. При равном раздражении всех трех видов рецепторов  возникает ощущение белого цвета. Окончательный анализ спектра излучения происходит в коре головного мозга.

Психологически различные цвета действуют на состояние и внутренний баланс каждого человека в любой момент: активности, релаксации, эмоциональной стабильности. То есть, они оказывают прямое влияние, которое может быть запрограммировано. Научные исследования последних лет показывают, что физически цвета одинаково влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от отношения конкретного индивидуума к какому-либо из них. Свойства конкретных цветов прекрасно известны, и используя их по отдельности или вместе, можно достичь великолепных результатов.

Существует довольно много способов применения хромотерапии: освещение, медитация, визуализация, цвета одежды и интерьера, цветная пища, очки с цветными стеклами, цветные кристаллы и камни.

4. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в создании совокупности эффективных методов и приёмов укрепления психического здоровья дошкольников для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни.

Автором разработаны:

1) диагностики, направленные на исследование уровня психического здоровья детей;

2) анкеты для родителей;

3) перспективное планирование работы по укреплению психического здоровья детей по средствам хромотерапии;

4) проект для родителей и педагогов «Психологическое сопровождение детской агрессивности»;

5) разработаны конспекты занятий;

6) разработана программа по хромотерапии: «Радуга».

Автором оформлены:

1) буклеты для родителей «Поможем ребенку в трудной ситуации»;

2) информационная газета «Дошкольный портал» №2/2011 г.

3) папка-передвижка: «Поможем ребенку снять тревожность и агрессивность»;

4) консультативный материал;

5) цикл игр по хромотерапии, способствующий укреплению

психофизического здоровья: «Играем с цветом»;

6) циклрелаксационных игр и упражнений для работы с тревожными и агрессивными детьми: «Учимся расслабляться»;

7) информационный стенд для педагогического коллектива «Внедрение хромотерапии, как здоровьесберегающей технологии в деятельности ДОУ»

8) игры, способствующие развитию цветового восприятия;

9) информационные карточки.

5. Ведущая педагогическая идея.

Начинать укреплять психическое здоровье детей надо как можно раньше. Именно в раннем возрасте закладывается «фундамент» жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в дошкольный период, прочно останется у него навсегда. Привычки усвоенные и закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь.

Главное создать для детей условия предупреждающие психические отклонения.

6. Трудоёмкость опыта.

Увеличение временных затрат на изготовление пособий, составление конспектов, систематизацию и переработку программ и методик. Нехватка денежных средств на приобретение специального оборудования.

7. Адресная направленность.

Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ.

II. Технология опыта.

1. Диагностика.

Диагностика – система методов и приёмов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих оценить результативность педагогической деятельности, уровень знаний и умений ребёнка, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества обучения.

Чтобы грамотно спланировать работу по предупреждению детской тревожности, агрессивности и определить её направления для каждого ребёнка, необходимо знать уровень психического здоровья ребенка.

Автор использует наблюдение за поведением детей в различных проблемных ситуациях, беседы, игровые задания, картинки. Ребёнок не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют уровень психического отклонения. Чтобы избежать ошибок при подведении итогов необходимо: соблюдать инструкции при проведении обследования; знать задачи обучения в каждой возрастной группе; создать спокойную обстановку (игровая ситуация, индивидуальная беседа, детское творчество и т.д.); избегать эмоционального отношения к испытуемому; учитывать время пребывания ребёнка в ДОУ; состояние его здоровья и индивидуальные особенности.

Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года (приложение 1.1,1.2).

Анкетирование

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок (приложение 1.3, 1.4).

Беседа, как метод исследования психических отклонений

Метод беседы использовался в качестве вспомогательного метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребёнка, скрытых механизмов неадекватных, психических реакций, на организацию и мобилизацию защитных механизмов психики для нейтрализации психических травм и внутренних конфликтов.

2. Организационные формы работы с детьми.

Рассмотрим подробнее методы хромотерапии, способствующие укреплению психофизического здоровья детей (приложение 2.1):

  • Цветовая визуализация. Заключаются в рассматривании воображаемой картинки или предмета определенного цвета. Мы берем лист бумаги, окрашенный в зеленый цвет. Размер окрашенной площади равен 20х40 см. дети садятся на расстоянии 1,5 м от листа бумаги и смотрят на него в течение 10 – 15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал мозгу, откуда он поступит в центральную нервную систему, а от нее – органу, на который данный цвет оказывает наиболее сильное воздействие.
  • Цветовая медитация. Дети садятся, закрывают глаза и стараются представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в зеленый цвет. Когда детям трудно сразу «выловить» нужный цвет, мы находим его среди окружающих нас предметов, сосредотачиваемся на нем и закрываем глаза. Время медитации составляет 20 минут.
  • Цветная вода. Для осуществления данного метода хромотерапии мы используем цветовые подставки (салфетка из хлабчатобумажной ткани). На подставку зеленого цвета помещаем стакан с водой из тонкого, чистого, прозрачного стекла с утолщенным дном. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке, вода воспримет и передаст необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими глотками.

Игры по хромотерапии, направленные на развитие цветового восприятия и расслабление мышц всех частей тела.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Трудно переоценить вклад игры в выявлении у ребёнка психических отклонений. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в коллективе, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения дома в детском саду.

Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что даёт воспитателю возможность использовать совместные игры для диагностики детей по выявлению детской тревожности, агрессивности.

Примеряя в игре на себя роли взрослых, детей, воссоздавая их действия, ребёнок проникается чувством раскованности, самоутверждения, непосредственности, что способствует предотвращению развития нежелательных форм поведения у ребенка.

Подготовить тревожных и агрессивных детей к оздоровлению с помощью хромотерапии, помогают релаксационные игры: «Танцующие руки», «Воздушный шарик», «Шалтай – болтай», «Насос и мяч», «Драка», «Подарок под елкой» и т.д.(приложение 2.2)

Для снижения уровня агрессии и тревожности используются следующиедидактические игры: «Разложи в ряд», «Раскрась овощи и фрукты», «Узнай и выбери», «Раскрась зеленым цветом», «Найди ошибку», и др.(приложение 2.3).

Но самыми предпочтительными для детей являются подвижные игры:«Бегите ко мне!», «Ищи свой дом!», «Прыг-скок!», «Что понравилось возьми, принеси и назови» и др. (приложение 2.4).

Игры, направленные на снижение уровня агрессии и тревожности у детей можно включать во все режимные моменты: в утренний отрезок времени, на занятии, на прогулке, в творческой деятельности, в самостоятельной игровой деятельности.

В результате разнообразная игровая деятельность позволит воспитателю восстановить уровень психических отклонений у ребенка.

3. Взаимодействие с семьей по укреплению психофизического здоровья детей по средствам хромотерапии

Деятельность по укреплению у детей психического здоровья по средствам хромотерапии должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.

Важная роль в преодолении агрессивности и тревожности у детей принадлежит родителям.

С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей психического здоровья, познакомить с данными статистики. При этом используются все формы общения: консультации(приложение 3.1), папки-передвижки, информационные стенды, газеты, родительские собрания, семинары-практикумы, буклеты (приложение 3.2), занятия детско-родительского клуба: «Разноцветные горошины» (приложение 3.3). Главная цель в работе с родителями и педагогами – помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей психического здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановке в семье, в детском саду.

В результате взаимодействия родители осознают важность укрепления у детей психического здоровья, владеют методами и приёмами, становятся активными участниками в работе по преодолению детской тревожности и агрессивности, что позволяет достичь более высокого уровня психического здоровья у детей.

Проектная деятельность

Автором разработан долгосрочный проект «Психологическое сопровождение детской агрессивности» в ходе, которого решались следующие задачи:

  • изучить психологические основы агрессивности у детей дошкольного возраста;
  • выявить особенности и выяснить причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста;
  • разработать диагностическую программу по снижению детской агрессивности;
  • научить родителей и педагогов оказывать коррекционную помощь детям;
  • изучить методическую и психолого-педагогическую литературу.

(приложение 3.4)

В ходе проекта родители повысили педагогическую компетенцию; научились использовать полученные знания и умения в решении проблемы агрессивного поведения детей; снизился показатель детской агрессивности.

III. Список литературы:

1. Абдурасулова Т.Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду № 4 (октябрь-ноябрь) 2006г.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство «Просвещение», 1991 г.

3. Воспитатель ДОУ. Практический журнал для воспитателей ДОУ, №4/2007 г.

4. Козлова Е.В.. Практическая психология. Учебно-методическое пособие к курсу «Практическая психология» для специальности «Педагогика и психология дошкольная. г.Бийск, 2003 г.

5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006 г.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционнная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., Издательство «Речь», ТЦ «Сфера», 2004г.

7. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М.: Издательский центр «Вектоана-граф», 2005 г.

8. Ремезова Л.А. Играем с цветом//М: «Школьная пресса», 2004 г.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г.

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек»

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек» (Старшая группа - третий год обучения)

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе…

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Цель: дать детям представления о воздухе...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Читайте также

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...

Проект «Масленица»

Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа»

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа» Месяц Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Январь ООД «Рождество» Презентация «Крещение»...