Консультация для родителей по теме:
«Пальчиковая гимнастика. Ее роль в формировании техники письма»

В школе ваш ребенок будет учиться писать. Возможно, дошкольник учится этому уже сейчас. Очень важно, чтобы рука ребенка была хорошо к этому подготовлена, иначе, обучаясь письму, он очень сильно сжимает ручку, а от этого слишком быстро устают пальцы (а иногда даже возникают и серьезные физиологические нарушения).

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на развитие речи, на функции высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, а также способствуют улучшению в произношении многих звуков. Такую тренировку следует, на мой взгляд, начинать с самого раннего детства. Значение игр «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» недостаточно осмысленно взрослыми, т.к. большинство родителей видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее влияние. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, необходимо помогать ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь – займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Все фигуры просты для выполнения. Их постоянное повторение способствует развитию памяти, внимания, мышления, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук постепенно становятся гибкими и подвижными, что помогает школьникам успешно овладеть навыками письма.

Игра «Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья. (Ф. Фребель).

В ходе игры необходимо поочередно пригибать пальчики к ладошке (начиная с большого), а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Игра «Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила,

Малышей кормила:

Этому дала (4 раза)

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил. (Л. Савина)

На первые две строки надо чертить пальцем круги по ладошке, затем загибать по одному пальчику. Начиная со слов «А этому не дала…» пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Игра «Птенчики в гнезде»

Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы. (Л. Савина)

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

Подробнее с данной методикой вы можете познакомиться, прочитав книгу Л. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития. Сначала детские пальчики будут создавать непонятные, неуклюжие фигурки, но со временем начнут творить чудеса:

Из пластилина овощи,

Из пластилина буквы,

Смогу слепить без помощи

Я даже торт для куклы. (В. Мирясова)

Кусочки пластилина

Катает наша Зина:

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

(В. Мирясова)

Рисование – занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки «способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Очень важно, как говорят учителя начальных классов, поставить руку, т.е. подготовить ее к работе.

Для данной подготовки необходимы, на мой взгляд, упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Такими упражнениями является штриховка, которая не только укрепляет эти мышцы, но и в процессе работы развивается речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. Правила штриховки легко запомнить: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунков (см. образцы предметов для штриховки). Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют усталости.  

8

Также можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой и орехами: сортировать, катать между большим и указательным пальцами:

1) Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. (В. Мирясова)

2) Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать. (В. Мирясова)

Шить, вязать, красиво вышивать ваш ребенок научится гораздо позже. Но элементарную ловкость при работе с иголкой, нитками и спицами можно развивать уже сейчас. Такие упражнения укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьных уроков. Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку, инициативу, активность и самостоятельность, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, хвалите успехи и не ругайте за ошибки.

Библиография:

  1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.
  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.
  3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.
  4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.
  5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.
  6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.
  7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.
  8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.
  9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.
  10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.
  11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).
  12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Автоматизация звука Ж в слогах…

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема «Автоматизация звука Ж в слогах и словах» Цель: Закрепить произношение звука Ж в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -...

Инженерная книга «Детские забавы»

Инженерная книга «Детские забавы»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Читайте также

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в…

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые...

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на…

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на специфику современных тенденций в обществе Фёдорова И.А. – магистр социальных наук...