Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края

(Из опыта работы)

План.

1. Введение.

2. Теоретическая часть:

- значение работы по ознакомлению детей с природой родного края;

- Тульский край;

3. Практическая часть:

- прогулки и экскурсии - ведущая форма знакомства детей с природой;

- наблюдения в природе - один из основных методов работы;

- труд детей в природе;

- обогащение словаря детей в процессе общения с природой;

- художественная литература как средство обогащения словаря и закрепления знаний детей,

- правила поведения в природе;

- работа кружка по природе для развития творчества и фантазии детей;

- работа с родителями;

- сотрудничество с краеведческим музеем;

- результаты работы и планы на будущее;

4. Приложение.

Введение.

Эпиграф.

«Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка,

не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется

той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».

К.Д.Ушинский.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Оно сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его.

Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: « С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.Я изучила познавательную и методическую литературу. Труфанов В.Г. в книге « Уроки природы родного края» знакомит нас с некоторыми особенностями Тульской области, с ее растительным и животным миром. Использую ее как дополнительный материал к занятиям и как региональный компонент. Практические советы, как знакомить дошкольников с природой, организовывать наблюдения на прогулках содержатся в книге « Детям о природе», автора М.В. Лучич. Важные вопросы затронуты в книге « Родной край» Жуковской Р.Г. и др. авторов. В ней предлагается методика ознакомления детей с родным краем, с событиями и явлениями общественной жизни. Ценный материал, интереснейшие занятия, игры содержатся в новых, современных книгах, направленных на экологическое воспитание:«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Л.П. Молодовой. Этого же автора книга « Экологические праздники для детей». Настольной книгой в работе можно назвать книги « Игровые экологические занятия с детьми» Т.М. Бондаренко и «Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич. Они построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Использую в своей работе рекомендации из учебного пособия П. Маневцовой «Мир природы и ребенок», из программы Н. Рыжовой «Наш дом - природа».Большую помощь в изучении родного края оказала книга «Физическая география Тульской области», авторы Ю.А. Овчинников, О.Ю. Овчинников. Из нее я взяла сведения о растениях и животных Тульского края, его климатических особенностях, экологических проблемах и охраняемых природных памятниках, и в доступной форме использую их на занятиях с детьми и вне занятий.У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца.Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь.Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после лет­него дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития . Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса.В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому.Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность.Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.При ознакомлении детей с природой я основное внимание удели­ла ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной.

С. Дрожжина.

Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья.

Тульская природа не экзотическая, в ней нет изобилия форм и красок, но в ней есть особая прелесть. Простота ее трогательна и незабываема. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту в разноцветье озимых и яровых хлебов, в перелесках и оврагах, в горизонте, окаймленном невысокими спокойными холмами; в ее шелковистых лугах, в лесах с вековыми дубами Тульских засек и с душистым хвойным настоем сосновых боров и далях. Изучая природоведческую литературу, я открыла много интересного и ранее неизвестного для себя. Всего на территории Тульской области насчитывают 25 древесных пород, 50 видов кустарников, а всего дикорастущих растений 1145 видов, из них встречающихся редко и нуждающихся в усиленной охране - 104 (например, василек, венерин башмачок, ятрышник шлемовидный, рябчик шахматный, рябчик русский, лилия саранка, адонис весенний, черемша, ковыль, водяной орех, наперстянка крупноцветковая, сон - трава, синюха голубая и другие).

Тульская природа полна очарования не только сама по себе. Она - колыбель человеческих судеб и деяний, духовных богатств и славы Родины.

Это она, Тульская природа ,вдохновила на бессмертные творения Л. Толстого, И. Тургенева, И. Бунина, В. Жуковского.

Это он, Тульский пейзаж, лег на холсты И.Е. Репина, И.И. Шишкина, Г.Г. Мясоедова.

Каждому понятно и дорого, когда говорят: «Ясная Поляна, Бежин луг, Куликово поле».

Знакомя детей с Тульским краем, я рассказывала о том, чем он славен: Тульскими пряниками, Тульскими самоварами, Тульским оружием, которое изготовляют на Тульском оружейном заводе, знаменитыми земляками: спортсменами, политиками, писателями.

Знакомству с творчеством Л.Н. Толстого, его жизнью я посвящаю немало времени: читаем его произведения, рассматриваем альбомы, иллюстрации с изображением его усадьбы в Ясной поляне, прекрасных аллей, прудов, замечательной природы, которую так любил писатель. Подвожу детей к мысли, что нужно гордиться своими земляками, своей малой Родиной, своим городом, любить родные места.В нашем городе жил и работал писатель И.А. Бунин, дом - музей которого расположен на улице Тургенева. Каждый год я организую экскурсию с целью познакомиться с его жизнью и творчеством. Дети с интересом рассматривали старинные вещи, мебель, предметы утвари, слушали рассказ экскурсовода. Перед посещением музея знакомила детей с произведениями И. Бунина «Листопад», «Первый снег», «Густой зеленый ельник...» и др., в которых он описывал красоту родного края.

Сама я родилась и выросла в селе Шилово Ефремовского района, которое еще называют русской Швейцарией за ее необыкновенные места. С детства я наслаждалась свежим воздухом, видом небольших холмов, покрытых лесами. Река Красивая Меча окружает село с трех сторон. Все свободное время мы с ребятишками бегали по полям, лугам, лесам, собирали шампиньоны, вдыхали аромат распустившейся черемухи , плели венки из одуванчиков. Эти незабываемые впечатления остались в моей памяти на всю жизнь и подтолкнуло меня к выбору этого направления в моей работе. Я пришла к выводу, что хочу и смогу увлечь детей, научить наблюдать, помочь понять красоту и хрупкость природы.Свои знания, интерес к природе, любовь к родным местам я хочу передать детям. Научить их любоваться, беречь и любить родную природу. Стараюсь дать детям знания о том, какие растения и животные есть в лесу, в поле, на лугу и научить различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.При ознакомлении детей с природой своего края я стараюсь обратить внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, рощи, разнообразие растительного и животного мира.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я определила цели этой работы:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;

- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края; - воспитывать бережное отношение к природе, желаниетрудиться в природе; - учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках; - знакомить с лекарственными растениями Тульского края;

- знакомить с «Красной книгой» Тульского края (растения и животные).Эти цели и задачи я составила на основе методических рекомендаций по введению регионального компонента «Мое Красивомечье» по теме «Природный и растительный мир».Я составила свой план знакомства детей с близким природным окружением: - река;

- городская роща;

- сквер;

- каток;

- деревья и кустарники участка;

- цветы на клумбах;

- труд человека;

- звери в лесу;

- птицы;

- насекомые;

- ягоды и грибы;

- луговые и полевые цветы;

- огород (овощи и фрукты);

- лекарственные растения;

- ядовитые растения и животные;

- редкие растения из « Красной книги»;

- правила поведения в природе.

В процессе работы я продумала формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов), практические (игра, труд, опыты), словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Я решила, что буду использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к реке, на стадион. Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое .Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.

Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий на водоем мы с детьми подготовительной группы наблюдали пробуждение жизни в пруду: появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек. Рассматривали жука - водомерку, мальков рыб. Дети очень любят прогулки на луг, в рощу. Прогулка сопровождается радостным настроением от разнообразных цветов, травы, солнца. Учила собирать цветы, составлять букеты. Дети рассматривали и запоминали названия цветов. Я читала стихотворения: «Одуванчик», «Колокольчик», «Василек» и др. Дети охотно их запоминали и воспроизводили.

М. Познанская «Ромашка»

На лугу у той дорожки,

Что ведет к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке

- Белый с желтеньким глазком

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь».

 

Е. Серова.«Одуванчик»

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице

Легкое, воздушное

Ветерку послушное.

Вначале дети срывали цветы без стеблей, не умели красиво составлять букеты, дети бросали лишние цветы и они погибали.

Я учила детей набирать цветов столько, сколько понадобится для букета, составляли вместе с ними красивые букеты и ставили их в группе. Напоминала и объясняла, что цветы надо беречь, чтобы на лугу было красиво.

Познакомившись с названиями луговых цветов, дети стали рассматривать их строение, сравнивать с другими цветами, находить сходства и различия между ними. Луговую ромашку сравнивали с садовой, полевую гвоздику с лютиком.

Для закрепления полученных знаний проводила дидактические игры: «Цветы», «Букеты», «Летающие бабочки», «Найди такой же». В процессе беседы с детьми подошли к выводу, что цветы необходимы насекомым для сбора нектара. Прогулки на луг я использовала также с целью знакомства и наблюдения за бабочками, стрекозами, жуками и другими насекомыми, следили на какие цветы они садятся, рассматривали. Наблюдая за бабочками, дети узнали, что каждая бабочка садится на определённый цветок: репницы и другие желтые бабочки на цветы одуванчика, лютика, сурепки. Синие бабочки – на васильки, фиолетовые – на цветки вики. Я объясняла детям, что так бабочки прячутся от врагов и что по этим цветам они узнают, где находится сладкий сок – нектар. Наблюдали мы и за стрекозами. Дети сравнивали их с кузнечиками и бабочками, находили между ними сходство и различие: у стрекоз и бабочек одинаковые лапки и брюшко, у кузнечика и стрекозы одинаковая большая голова и большие глаза. Рассматривая божью коровку дети отметили у неё маленькую чёрную головку, черные лапки, красные крылья: красные с белыми или черными пятнышками. До этого дети не знали, что означает яркая окраска жучка и почему он называется коровкой. Я объясняла, что капельки жидкости желтого цвета, которую выделяет жучок, считают молочком, поэтому он и называется «коровкой». А яркая окраска, словно вывеска, извещает: «Не тронь меня, очень невкусно!» Любили дети наблюдать т за муравьями. Подолгу они следили, как они выползают из муравейника и ползают по определенным дорожкам. Дети преграждали путь муравьям: насыпали землю, клали крупные предметы и замечали, что муравьи ползают вокруг, но с дорожки не уходят. Дети радовались суете муравьев и говорили, что они, наверное, заблудились в лесу. Я объясняла детям, что дорожки муравьев пахнут спиртом, поэтому они и находят их. А вы засыпали дорожки и сбили их с пути. Дети с интересом наблюдали, как муравьи тащили к себе в муравейник траву, соломинки и другие предметы. Однажды во время прогулки дети обратили внимание на то, что по стволу дуба ползет муравей и тащит букашку. Ирина: «А что он будет делать с ней?» «Сейчас посмотрим, - сказала я. – Только следите внимательно». «Смотрите, он уже в траву спрятался» - говорит Ваня. Игорь: «Бросил букашку и убежал». Саша: «Не трогай, муравей потом придет за ней. Ага, вернулся, а теперь ищет». «Смотрите, смотрите, как много муравьев, они пришли помогать» - говорит Юра. Так как наблюдения являются одним из основных методов ознакомления детей с природой, то наблюдали мы систематически во время прогулок и экскурсий, на участке детского сада и в группе за растениями и животными. В марте я обратила внимание детей на то, что на тополе нет листьев, но есть почки. Я срезала в присутствии детей три ветки тополя и предложила их поместить в банку с водой, которую поставили в уголок природы. Дети видели, как из почек появились изумрудные листочки, как веточки пустили корешки. Мы посадили тополь в банку с землей. А весной высадили его в грунт на участке. С наступлением весны на прогулках дети стали замечать пробуждение природы. Наблюдая за мать-и-мачехой, дети удивлялись, почему у нее нет листьев, их интересовало, будут ли листья? Одна девочка сказала: «Как же так, цветок цветет, а листьев нет?». Я объяснила, что мать-и-мачеха весной очень рано зацветает и гораздо позднее у не появляются листья, что листья не такие как у других растений. Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая холодная, словно недобрая мачеха. Из этих листьев делают лекарство от кашля. Выпьет больной настой из этих листьев и перестанет кашлять. При повторном наблюдении мы вспомнили, почему мать-и-маче­ха считается лекарственным растением, и я предложила детям набрать листьев растения. В группе мы их промыли, высушили и передали в медицинский кабинет для ингаляций. Жизнь природы давала большой материал для наблюдений. Перед выходом на прогулку я говорила детям: «Внимательно смотрите вокруг. Что увидите интересное, несите нам, мы тоже посмотрим». Однажды во время прогулки ко мне подбежали дети и радостно сообщили, что Сеня что-то поймал в воде. Я спустилась к водоему. Вокруг Сени собрались дети и высказывали свои предположения о том, кого поймал Сеня. Юра назвал пойманное животное тритоном. Слава уверял, что это не тритон. «У тритонов нет ушей»,- говорил он. «А уши, смотрите, какие маленькие и похожи ветки елочки,- добавил Вова. Внимательно рассмотрев животное, Сеня утвердительно тритон, потому что хвост сплющен и брюшко оранжевое». «А когда он вырастет, то ушек не будет»,- сказал Женя. Я похвалила детей за то, что они стали такими наблюдательными. Кроме наблюдений за животными, мы наблюдали погоду, учились отмечать ее изменения. « Сегодня пасмурно, небо хмурое, идет дождь»,- говорит Люда. «А вы знаете, почему бывает гром? - спрашивает Слава у детей.

- Это от того, что солнце накаляется». «Нет, это туча с тучей сталкивается», - говорит Света. «А откуда появляется на небе вода?- спрашивает Игорь.

- Она испаряется с земли и собирается там. Мне папа рассказывал». И тут же добавляет: «Как хорошо дождем пахнет!». Наблюдения за природой велись не только со всей группой, но и с отдельными детьми, которые вначале мало интересовались нашими наблюдениями. На прогулках я старалась идти рядом с ними и обращала их внимание на красный цветок, дерево, белые облака, плывущие по небу. Предлагала детям лечь на одеяло и, заложив руки за голову, наблюдать, как, обгоняя друг друга, расплываясь и соединяясь с другими, плывут облака. Постепенно дети научились более внимательно приглядываться к окружающему. На лугу, где мы часто гуляли, был небольшой овражек. Над ним стояло старое, засохшее дерево с обнаженными корнями. Первым его заметил Коля. « Смотрите, какие большие корни и толстые как ветки»,- сказал он. «А я знаю, почему оно засохло,- вдруг сказал Вова.- Деревья растут и достают своими корнями воду из земли, а у этого дерева корни снаружи. Вот оно и засохло». Много разнообразных впечатлений дали детям прогулки экскурсии в рощу. Здесь они собирали цветы, ягоды, грибы. Мы уточняли свои знания о деревьях и кустарниках, знакомились с новыми видами деревьев и кустарников: липой, орешником, дубом, рябиной, лиственницей, малиной, бузиной. Узнали о съедобных ягодах - малине, землянике; и несъедобных - волчьих ягодах, крушине, бузине.

Во время прогулок в рощу я обращала внимание детей на ее красоту, приятный запах, свежесть воздуха.

Учила прислушиваться к пению птиц, предлагала определить, где они поют. Дети пели песни «А я цветов нарвала», читали стихи о кукушке:

Солнцем залита опушка,

Разгорелся летний день.

А красавица – кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она? Никто не знает,

На каком сидит суку.

В прятки с солнышком играет

И кричит ему ку-ку.

Во время прогулок в рощу я учила детей искать грибы и правильно срывать их вместе с ножкой, знакомила с названиями. Срывая грибы, дети читали стихи о них:

Мы в лесок пойдем          В шапочке нарядной

И грибок найдем.             Светло - шоколадной.

Грибочек, грибок              Серебряная ножка,

Масляный бок                  Прыгай в лукошко.

Гуляя в роще, дети любили собирать ягоды. Вначале собирали их все подряд, не только красные, но и еще не совсем зрелые. Срывали с веточками - так они выглядели красивее. Я объясняла детям, что ягоды нужно срывать без веточек и только красные, потому что от зеленых можно заболеть, а если их оставить, они покраснеют и будет много ягод.

Особенно полюбили дети прогулки в березовую рощу. Я обращала внимание на то, что все березки красивые, стройные, высокие.

Учились плести шапочки, венки, гирлянды из листьев. В этом принимала участие и мальчики и девочки. Это занятие им нравилось. Готовые гирлянды дети вешали через плечо и, воображая себя чемпионами, бегали, прыгали, играли в траве, читали стихи:

У красы - березки              У красы березки

Платье серебрится.           Зеленые косицы.

Я рассказывала детям, что деревья посадили люди, которые много поработали, Они ухаживали за деревьями и позаботились о том, чтобы здесь было красиво и можно было хорошо отдыхать, что зеленые насаждения нужно беречь. Рассказала, что из деревьев, после их обработки на фабрике, делают мебель: столы, стулья, буфеты, шкафы. Дети были внимательны во время таких бесед и стали бережнее обращаться с зелеными насаждениями.

Постепенно развивалась наблюдательность, интерес и любовь к родной природе, к людям, ее охраняющим. Особенно берегли дети маленькие деревца, которые были посажены недавно.

Как- то во время прогулки мы с детьми сидели под дубом. Увидев вокруг сухие листья, Люба спросила: « Е.А., а почему листья заранее падают?»

«Они уже готовятся к осени»,- ответил Игорь.

Я посмотрела на дерево и сказала, что опадают засохшие листья с отломанной ветки. Кто-то сломал ее и погубил дерево. Увидев рядом молодую надломленную березку, Петя нашел бинтик и стал усердно привязывать ветку. Я одобрила поступок Пети перед всеми детьми и еще раз напомнила, что деревья нужно беречь.

Прогулки в рощу проводились и для сбора природного материала: шишек, желудей, древесных грибов, мха, лишайника.

Мы собирали материал для гербария деревьев. Дети выбирали красивые ветки с листьями, ягодами, шишками. И в каждом дереве они находили что-то новое, по-своему красивое. Подойдя к липе, они заметили, как красиво расположены нижние ветки. Они обратили внимание, что у березы красивая кора с золотистым отливом, у лиственницы - зеленые шишки. Собранные ветки и шишки дети приносили в группу и засушивали. Я накладывала ветку на газету, а дети расправляли листочки на ветках и накрывали газетой. Это занятие помогало закрепить в памяти название деревьев, форму и величину листьев.

С природным материалом проводились игры: «Подбери оттенок» «Потонет или поплывет», «Путаница», «Каждому своя шапочка». Эти игры устраивались и для развлечения и для знакомства со свойствами материала.

Вначале осени мы приступаем к заготовке корма зимующим птицам. Дети приносят из дома семена арбузов, дынь. На прогулке собираем ягоды калины, рябины, семена сорных трав (лебеды, репейника, подорожника). Все сушим и раскладываем в баночки, мешочки. С наступлением холодов обращаю внимание детей на то, что на участке, возле жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети могут объяснить: холодно, для птиц стало меньше корма: спрятались насекомые, ветер срывает, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в помощи и заботе человека.

Организуем с детьми наблюдения за посетителями кормушек. Положили в кормушку ягоды рябины - прилетели снегири, развесили на ветках кусочки сала - привлекли внимание синиц. Однажды я предложила детям подумать: почему крупные птицы (галки, вороны) не садятся на кормушку?

Были высказаны разные предположения: они боятся, корм мелкий для их клюва. Решили подкармливать этих птиц, выбрав тихое место на участке. Своими наводящими вопросами в процессе наблюдений за объектами природы я старалась подвести детей к определенным выводам, заставить их рассуждать, думать. Все это стимулировало речевую активность детей.

Развитие устной речи - одна из важнейших задач в работе с детьми.

Я заметила, что дети лучше и более связанно рассказывают о том, что они слышали из уст взрослых. Рассказать же о том, видит или видел он сам, ребенок затрудняется, так как нужно самому найти словесную форму, чтобы выразить свою мысль.

Понимая важность для детей формирования собственной речи, я поставила перед собой такие задачи:

1. Научить детей наблюдать и рассказывать о том, что они видели.

2. Обогащать словарный запас детей на основе знакомства с родным краем и развивать умение использовать в речи образные слова и выражения.

3. Уточнять имеющиеся у детей знания о предметах и явлениях.

4. Развивать умение пользоваться новыми словами и выражениями в разговоре и рассказывании.

Эту работу я веду по двум направлениям: наблюдения со всей группой и с отдельными детьми. Я отбираю для наблюдения явления и объекты, ценные по своему воспитательному воздействию на детей: сезонные изменения природы в городском парке, в роще, животные, труд людей в природе.

В процессе наблюдения я старалась своими замечаниями, вопросами направлять внимание детей на рассматривание наиболее характерного, на сравнение предметов и явлений, стремилась обогатить их словарный запас, чтобы они могли рассказать о том, что видели. Слова, которые дети слышат от воспитателя во время наблюдений, прочно входят в их словарь.

Я заметила, что дети получают много впечатлений, но затрудняются точно рассказать увиденное и в словесной форме выразить свои впечатления.

Я решила активизировать речь детей. Например, на прогулке обращаю внимание Гали на появившуюся зелень на дереве.

- Галя, как выглядит теперь дерево?

- Немного стало зеленое.

- Почему оно стало зеленое?

- Были почки, а на них стали расти листочки.

- Почки развернулись, и появились листочки - уточняю я.

Или такой разговор с группой детей. Рассматриваем цветущую яблоню. При порыве ветра белые лепестки осыпаются с дерева. Дети бегут за ними.

- Бабочки, бабочки,- кричит Вова.

Спрашиваю:

- Что это летит?

- Цветочки,- говорит Валя.

- Это лепестки цветов, Почему они летят?- спрашиваю я.

- Осыпаются, отцветают и падают. Большое значение придаю привитию детям навыка внимательно выслушивать других, быть сдержанным в разговоре. Эти навыки особенно ценны при переходе детей в школу. Отбор и систематизацию знаний детей о природе я провожу с учетом возрастных умственных возможностей детей. Я предлагала детям некоторое время наблюдать самостоятельно и прислушивалась к их разговорам. Это помогло мне узнать. Что интересует детей больше, что они знают о природе. Выяснила, что представления детей ограничены и пришла к выводу, что нужно было дать детям новые, яркие преставления, связать их со словом. Каждое наблюдаемое с детьми явление (дождь, гроза, радуга, туман, листопад, метель и т.д.) я стараюсь сопровождать песней, стихотворением, сравнением, загадками, поговорками. Например, И. Токмакова

«Туман»

Кто-то ночью утащил лес

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Ф. Тютчев.

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит...

При рассматривании клумбы, дети с большим вниманием слушают легенды, которые я им рассказываю.

- Смотришь на анютины глазки, а они как будто смотрят на тебя. Есть предание, что анютины глазки - это девушка, обращенная в цветок за излишнее любопытство к чужой жизни и подглядывание. А в нарцисс боги превратили юношу, который целыми днями любовался и гордился собой.

Эти рассказы вызвали большой интерес к наблюдению, повысили активность детей. Они стали более заинтересованно рассматривать растения, оживилась их речь.

Очень нравится детям самим придумывать загадки о грибах, деревьях, домашних животных, лесных зверях.

Например:

Саша: «Растут в лесу тарелочки, сверху красные с белым горошком».

Таня: «Кто для леса добрый друг?»

Интересный прием, который я использую в своей работе - домашнее задание: придумать или составить рассказ о труде лесника, о диком животном, о любимом цветке или дереве. Такие задания активизируют родителей. Они начинают иногда придумывать рассказы вместо детей. Показываю всей группе наиболее интересные рассказы. Вместе читаем их, обсуждаем.

Не все дети справляются с домашним заданием. Некоторые дети не могут составить рассказ. Свои впечатления передают скупо, односложно. С такими детьми важна индивидуальная работа. Поощрение их активности, накопление словарного запаса.

Хорошо зарекомендовал себя прием использования радиопередачи, составление « Лесной газеты», когда детям предлагалось в виде интервью рассказать о том, что они видели на прогулке, что их заинтересовало, составить рассказ о жизни муравья, о лесных хищниках, о птицах и т.д.

Прогулки и экскурсии дают детям яркие впечатления, помогают правильно познавать и называть предметы и явления внешнего мира, активизировать речь детей.

Как - то осенью на прогулке я обратила внимание детей на падающие листья - желтые и красные.

«Посмотрите,- сказала я, - как красиво они кружатся и шелестят, а теперь послушайте, как они шуршат под ногами. Сейчас самое время листопада».

Так входят в обиход слова: шуршат, шелестят, листопад.

Я широко использую прием сравнения.

Осень. Холодно. Небо покрыто дождевыми тучами. Дует сильный ветер. Цветы почернели и поникли. Деревья почти все стоят голые. - Дети, кто из вас помнит, какие цветы и деревья были летом? - спрашиваю я. Дети на минуту задумываются, вспоминают.

- Летом деревья были покрыты зелеными листьями, - говорят они.

- Цветы цвели, трава была зеленая, птицы пели,- добавляют

другие.

- А сейчас листья пожелтели, опали, цветы завяли.

В группе предложила послушать грустную музыку, объяснить, почему осенью людям бывает грустно, а весной весело.

Таким образом, мы вспомнили, какие явления мы наблюдали раньше, и внимательно присматриваемся к тому, что происходит сейчас.

Когда я объясняла детям значение слов « перелетные птицы», на участке мы заметили стайку воробьев. Спрашиваю детей, кто из них знает как называются эти птицы.

- Это – воробьи - отвечают они.

- А куда же делись скворцы, соловьи, ласточки? Почему их не

слышно?

Дети молчат.

- Они улетели в теплые страны, на юг, а весной снова прилетят к нам. Так они перелетают каждую осень и весну, поэтому их называют «перелетными птицами».

При разучивании на музыкальном занятии песни «Осень» детям уже были понятны фразы: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад», или «Птицы на юг улетели, гуси, грачи, журавли».

На последующих прогулках дети осваивают понятия: хмурое небо, пасмурная погода, дождь моросит, туман стелется, ветрено. Дети запоминают значение новых слов, так как они сами наблюдали как моросит дождь, чувствовали порывы ветра.

Зимой во время прогулки пошел снег. Я обратила внимание на это явление: «Дети, посмотрите, какой сильный снегопад начался». Слово «снегопад» для них новое. Снег падал хлопьями. Дети рассматривали форму снежинок, сравнивали со звездочками. Постепенно в разные дни прогулок я знакомлю детей с новыми словами , понятиями: мороз, снег хрустит, снег сверкает искорками, лед прозрачный, метель метет, обращая их внимание на красоту зимнего пейзажа.

Закрепление и активизацию новых слов я провожу с помощью словесных дидактических игр.

Например, дети любят следующую игру. Я называю слово, а к нему они придумывают несколько слов. Я говорю: «Снег», а дети добавляют:

- Снег падает хлопьями

- Снег хрустит под ногами

- Снег украсил деревья.

- Подбор определений, действий, сравнений. Например: заяц- он

какой? Лиса что делает? Дидактические игры: «У кого детки с этой ветки?», «С какого дерева листок?», « Раз, два, три - к березе беги», «Определи по коре , по листку», «Узнай на вкус», «Найди такой же» - закрепляем названия деревьев, плодов.

Словарные игры: «Что летает, бегает, прыгает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно».

Очень увлекательна игра «Что растет в родном краю? Объясняю правила игры: «Я называю разные деревья и кустарники, а вы выбираете только те, что растут у нас и хлопаете в ладоши, если нет - молчите.

«Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.

Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.

Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

Слива. Осина. Каштан.

Кофе. Рябина. Платан.

Дуб. Кипарис. Алыча.

Тополь. Сосна. Каланча».

Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, я приучаю детей видеть красоту родной природы. Я использую картины, картинки для развития речи детей. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумывают рассказы по картине. Мы составляем вместе с детьми книжки рассказов о животных, цветах, иллюстрируем их.

В работе с детьми по ознакомлению с природой родного края, я стараюсь использовать любые возникшие ситуации; как-то утром в группу вошла Аня, в руках у нее были живые цветы. Я зову детей посмотреть на подснежники, которые принесла Аня. Дети рассматривают цветы. Слово « подснежник» входит в их активный словарь. Одновременно обращаю внимание детей на то, что подснежники надо беречь, не собирать большие букеты, чтобы они не исчезли, росли и украшали наш край.

Хорошим методом активизации словаря детей является постановка вопросов перед ними. Вопросы помогают закрепить имеющиеся знания и направляют внимание детей на определенные объекты.

Дети часто смотрят, но не видят. Вопросы помогают это сделать.

Дети, посмотрите на деревья, ничего в них не изменилось? - спрашиваю я.

Дети внимательно смотрят.

- Я догадался - говорит Миша.

- Вот на этом клене зеленые листочки показались, и на этом, и на березке.

- А вот на этой веточке почки сильно набухли, наверное. Завтра тоже распустятся листочки - замечает Вова.

- А кто из вас знает, как называется этот жук? - спрашиваю я.

- Это майский жук - отвечают почти хором дети.

- А почему он называется майский?

- Потому что появляется в мае - первым говорит Саша.

С большим интересом наблюдаем с детьми, как скворцы устраивают себе гнездо в скворечнике. Их интересует, выведут ли они птенчиков, и с удовлетворением выслушивают объяснения, что скоро в скворечнике будет жить целое семейство, что гнезда птиц надо охранять, так как они приносят пользу: уничтожают личинок и червяков, которые вредят дереву.

Летом мы рассматриваем траву и цветы. Обращаю внимание детей на подорожник. Спрашиваю: « Кто знает, почему он так называется?»

- Он растет по дороге - отвечает Валя.

- Да, она растет вдоль дорог, у нее короткий стебель, а листья овальной формы с прожилками. Это трава лечебная, из него приготавливают лекарства. А это полынь, почувствуйте запах полыни, это растение тоже лечебное. А крапиву вы все знаете?

- Да - обрадовались ребята.

Рассматриваем цветы на клумбе.

- Как называются эти цветы?

- Это ромашка - отвечают дети.

- Какие еще цветы вам знакомы?

Дети молчат.

Знакомлю с названиями цветов: ирисы, нарцисс, золотые шары, лилии, гладиолусы, бархатцы, мальва, пион, тюльпан, георгин, космея, люпин. На следующей прогулке закрепляю, спрашиваю снова. Дети перечисляют названия цветов.

Вместе с детьми выращивали рассаду цветов для клумбы, собирали, сушили и сохраняли семена для последующих посадок. Поливали, пропалывали клумбы, рассматривали и сравнивали цветы, описывали их.

При каждом наблюдении обращая внимание детей, что все в природе живое. Все нуждается в заботливом, бережном отношении человека.

Я считаю, что важным средством обогащения словарного запаса детей является чтение художественной литературы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить

Я заметила, что в процессе чтения дети запоминают, выделяют образные выражения, слова сравнения. Просят объяснить, уточнить, прочитать еще раз.

В своей работе я использую произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого.

Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком.

Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Рыбий дом», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в природе. Чтобы дать почувствовать ребенку красоту природы, я использую стихотворения о природе.

Каждое занятие, беседу, наблюдение, прогулку я сопровождаю чтением стихотворений о природе русских и советских поэтов: Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Плещеева, С. Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Маршака, С. Александрова, В. Серовой. Например:

А.С. Пушкин.

«Унылая пора. Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса...»

И. Суриков.

«Белый снег пушистый          И на землю тихо

В воздухе кружится                Падает, ложится...

Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.

Например, проводя беседу об осени, я спросила ребят подготовительной группы, почему осень называют золотой и они правильно объяснили это, опираясь не только на свои представления, но и использовали отрывки из стихотворений, которые мы читали раньше: «Осень называют золотой, потому что листья лежат на земле и кажутся золотыми», и поле золотое «Золотое поле - спелый колосок», «Осень золотая, как ты мне мила».

С младшей группы я знакомлю детей с правилами поведения в природе. Раскрывая детям содержание правила, я подчеркиваю моральный смысл. Например, «Если ты случайно нашел гнездо птицы в кустах или на земле - сразу отойди. Иначе птицы могут покинуть гнездо. По твоим следам гнездо могут найти хищные звери и разорить его». Или « В лесу говори тихо, криком можно спугнуть птиц, животных.

С детьми старшего возраста мы изготавливаем запрещающие знаки, которые напоминают правила поведения в природе и устанавливаем или развешиваем их на участке.

Использую дидактическую игру «Угадай правило», в которой дети сами должны объяснить правило, которое они выбрали.

Во время беседы о поведении в лесу прочитала стихотворение и предложила подумать, как они его поняли.

Я на кусте у родника

Не тронул нити паука,

Я поглазел на муравьев

У них домище - будь здоров.

Ядолго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил

В лесу я просто погостил.

И если дети не только знают эти правила, но и выполняют их нае­дине с природой, то моя работа не напрасна.

Знакомлю детей с «Красной книгой», в которую занесены растения и животные нашего края, находящиеся на грани исчезновения, а также редко встречающиеся.

Это ландыши, купальница, первоцвет, белая лилия, василек русский и т.д. Несколько видов бабочек, жуков, 20 видов млекопитающих.

Рассказала детям, что в Тульской области нет заповедников, где нельзя косить траву, рубить лес, ловить рыбу, тем более охотиться. Территория области разделена на охотничьи хозяйства, в которых ведется учет животных. Лесники следят за состоянием леса. Больные и засохшие деревья вырубают, а их место занимают молодые саженцы. Но одним лесникам и охотоведам трудно. Мы все должны охранять и оберегать красоту нашей природы. Обидеть лес или луг не так уж трудно. Но прежде, чем сделать что-то, спроси себя «Хорошо ли это?».

В наших лесах мы собираем грибы, орехи, ягоды. Можно отдохнуть на траве под деревом, на берегу реки.

Но собирай только те грибы, которые тебе нужны, наклони ветку с орехами, но не ломай ее, аккуратно собирай ягоды, не топчи, не разводи костры. Побеспокойся о птицах, муравьях, жуках, бабочках

Планируя работу кружка по природе, особое место отвожу самостоятельной деятельности детей с элементами творчества. Это прежде всего рисование и аппликация. Из детских рисунков мы де­лаем книжечки, а также тематические выставки («Ах, лето!», « мой любимый цветок», «Зимние забавы» и т.д.), составляли альбом с описанием цветов и лекарственных трав.

Собираем и изготавливаем гербарии и аппликации из осенних листьев, сорных трав, коллекции шишек, семян, камней. Изготавливаем поделки и игрушки из природного материала. Много творчества проявляют дети, используя в качестве поделочного материала шишки, желуди, мох, сухие ветки, солому. Такая деятельность способствует эстетическому развитию детей, помогает свойства природного материала.

Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

Я советовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть.

Регулярно оформляю уголок для родителей, где помещаю сове­ты родителям.

Очень заинтересовало родителей мое выступление на родительском собрании о ядовитых растениях и животных нашей местности. Многие и не знали, что такие растения как пижма, полынь, лютик едкий, вех ядовитый, белена дурман, молочай считаются ядовитыми ми и очень опасны особенно для детей. Значит родители должны предостеречь своих детей, а прежде всего надо знать об этом.

Опасны также различные насекомые, гусеницы, пауки, нельзя брать в руки незнакомых жуков, разорять гнезда ос, шершней, шмелей. В нашей местности встречается ядовитая гадюка. Поэтому в лес лучше ходить в высокой обуви.

Родители принимали активное участие в праздниках, вечерах развлечения, в походах и экскурсиях.

Очень всем понравился праздник любителей природы, в котором приняли участие и взрослые и дети. Мы говорили о нашей земле, о том, какая она красивая и зеленая, водили хороводы, пели песни, играли. Родители участвовали в конкурсах, играх, соревнованиях; просили чаще организовывать такие развлечения.

Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем. С детьми старшего возраста мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе Красивомечья, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Экскурсовод рассказал детям и об экологических проблемах Ефремовского края.

Сотрудники музея приходили и в детский сад. Знакомили детей с традиционной одеждой Тульской губернии, с историей и разновидностью Тульских самоваров.

В будущем планируются экскурсии в музей на тему «Глиняное чудо», «Хохломское золото», об изделиях народного промысла и умельцах, изготавливающих их.

В дальнейшем планирую продолжать свою работу в следующих направлениях:

- продолжить знакомить детей с растениями и животными родного

края, в том числе и с редкими;

- устройство фитогрядки на участке детского сада для выращивания

лекарственных растений;

- продолжать сотрудничество с краеведческим музеем;

- расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с

помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;

- пополнять свои наработки новыми материалами и новой

литературой.

В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.

Речь детей стала более гибкой и связной.

Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.

В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Я проводила диагностирование знаний детей и выяснила, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к родному краю, родному городу.

Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

Надеюсь и в дальнейшем вести детей в мир природы, удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.

 

Литература:

  1. Овчинников Ю.И. , Овчинников О.Ю.
  2. Физическая география Тульской области. Тула: Пересвет, 2000- 143 с, ил.
  3. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. Тула: Издательский дом « Пересвет» 2002 - 224 е., ил.
  4. Труфанов В.Г. Уроки природы родного края. Тула: Издательский дом « Пересвет», 2003. 64с
  5. Резникова А.С., Лернер В.И. Лекарственные растения Приокской зоны. Тула, Приокское книжное. издательство, 1979. 175с.
  6. О.В. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! -СПб.: « Детство - пресс»; 2002. - 160с.
  7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг, М.: Просвещение, 1993. - 128с.
  8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: ТЦ « Учитель», 2002. - 184с.
  9. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
  10. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск: «Асар» - 1995. - 128с.
  11. Лучич М.В. Детям о природе: книга для воспитателя детско­го сада. - 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1989,- 143с.
  12. Жуковская Р.И. и др. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. 238 с.
  13. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей детского сада. М, Просвещение, 1978.
  14. Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. П.Г. Саморуковой. - М., Просвещение, 1978. - 223с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...

Читайте также

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные»…

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Программные...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...